Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку быть внимательным» (5 класс)

16
3
Материал опубликован 16 April 2017 в группе

РОДИТЕЛЬСКОЕ

СОБРАНИЕ - ПРАКТИКУМ

«Как помочь ребенку стать внимательным».

Гений-это внимание.

Не важно, кто сказал, важно, что это так.

Цели. 1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;

б) оборудованные игровые места для трех родительских групп

(стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);

в) листы с описанием игр;

г) реквизит для игр: мячи, кубики, различные мелкие предметы;

д) в центре классной доски – название темы родительского собрания.

Ход собрания.

1. Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Успехи ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки….

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание?

Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его мама и папа.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.

2. Проведем мини-тест « Внимателен ли ваш ребенок»( Выбер один ответ, который по вашему мнению является наиболее правильным)

1. Если ребенок устал, он находит в себе силы сосредоточиться?

А Нет, внимание ускользает от него, даже если задание интересное.
Б Да, если я ему помогаю в этом.

2. Ваш ребенок быстро осваивается на новом месте?

Б Да, у него есть подобный навык.
А Нет, он немного теряется, робеет.

3. Часто ли ваш ребенок расстраивается по пустякам?

А Да, такое бывает.
Б Нет, я замечаю, что он не очень обращает внимание на мелочи.

4. Часто ли вы сами проявляете невнимательность?

А Да. иногда мне бывает трудно сконцентрироваться.
Б Нет, я умею сосредотачиваться.

5. Тренируете ли вы внимательность своего ребенка?

Б. Да, но стараюсь, чтобы он при этом не слишком утомлялся.
А Нет, пока не приступали к тренировкам. Да и нужны ли они дошкольнику?

6. Если вы вдвоем рассматриваете картинку, замечает ли он детали?

Б. Да, если сюжет картины представляет для него интерес.
А Чаще всего детали картины ускользают от него.

7. Ребенок сосредоточенно слушает музыку?

Б. Да, если уровень музыкального произведения доступен ему.
А Нет, музыку воспринимает плохо.

8. В компании, где много детей и взрослых, внимание вашего ребенка рассеивается?

А. Да, в обществе ему бывает сложнее сосредоточиться.
Б Нет, если компания дружелюбна, доброжелательна к нем

9. Есть ли у ребенка проблемы с запоминанием стихов?

А. Да, стихи с трудом заучивает.
Б Нет, запоминание стихов никогда не было для него проблемой.

10. Если вашего ребенка расспросить о подробностях содержания сказки (во что были одеты герои, кто и что говорил и т.д.), он легко ответит?

А. Нет, такие детали в сказках он почти не воспринимает.
Б Да, ему доставляет удовольствие обращать внимание на детали.

Интерпретация ответов

Больше ответов А: Возможно, вам стоит уделять больше времени тренировке внимательности вашего ребенка, так как у него могут быть с этим проблемы.
Больше ответов Б: Скорее всего, ваш малыш внимателен от природы. Однако полностью пускать на самотек этот процесс нельзя. Развивайте этот навык, не забывая и о других способностях крохи.

3.Сегодня вашему вниманию предлагается несколько игр на развитие внимания.

Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания.

Родители знакомятся с содержанием игр и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Игра « Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка».

- Ну, начали! Повторите - «стол».

Играющие говорят: «Стол».

- Повторите – «окно».

Играющие говорят: «Окно».

- Скажите- «улица».Быстро- «кошка» и т.д.

Игра «Не собьюсь».

По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.

-Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку расшифровать слова:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, ТЕЛОМАС, АНИШАМ.

-Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова:

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГА

РУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО.

-Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:

5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 4, 19, 42.

3.Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания и комментирует их.

4.Работа с литературой.

Представители трех групп родителей берут с выставки 1-2 книги, готовятся и кратко рассказывают о содержании книг.

5. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

  • помогите вашим детям стать внимательными;

    приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

    играйте вместе с детьми в различные игры, не забывайте о спортивных и подвижных играх;

    учите детей быть наблюдательными.

4. Рефлексия

Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание..……».

Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей. Раздаю памятки

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Анатольевна, спасибо за разработку собрания. Актуальная тема, интересный материал.

23 April 2017

Спасибо, за положительный отзыв! Успехов вам в работе!!

23 April 2017

Интересная разработка!!

3 May 2017