Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку быть внимательным» (5 класс)
РОДИТЕЛЬСКОЕ
СОБРАНИЕ - ПРАКТИКУМ
«Как помочь ребенку стать внимательным».
Гений-это внимание.
Не важно, кто сказал, важно, что это так.
Цели. 1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для трех родительских групп
(стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
в) листы с описанием игр;
г) реквизит для игр: мячи, кубики, различные мелкие предметы;
д) в центре классной доски – название темы родительского собрания.
Ход собрания.
1. Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Успехи ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки….
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание?
Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его мама и папа.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.
2. Проведем мини-тест « Внимателен ли ваш ребенок»( Выбер один ответ, который по вашему мнению является наиболее правильным)
1. Если ребенок устал, он находит в себе силы сосредоточиться?
А Нет, внимание ускользает от него, даже если задание интересное.
Б Да, если я ему помогаю в этом.
2. Ваш ребенок быстро осваивается на новом месте?
Б Да, у него есть подобный навык.
А Нет, он немного теряется, робеет.
3. Часто ли ваш ребенок расстраивается по пустякам?
А Да, такое бывает.
Б Нет, я замечаю, что он не очень обращает внимание на мелочи.
4. Часто ли вы сами проявляете невнимательность?
А Да. иногда мне бывает трудно сконцентрироваться.
Б Нет, я умею сосредотачиваться.
5. Тренируете ли вы внимательность своего ребенка?
Б. Да, но стараюсь, чтобы он при этом не слишком утомлялся.
А Нет, пока не приступали к тренировкам. Да и нужны ли они дошкольнику?
6. Если вы вдвоем рассматриваете картинку, замечает ли он детали?
Б. Да, если сюжет картины представляет для него интерес.
А Чаще всего детали картины ускользают от него.
7. Ребенок сосредоточенно слушает музыку?
Б. Да, если уровень музыкального произведения доступен ему.
А Нет, музыку воспринимает плохо.
8. В компании, где много детей и взрослых, внимание вашего ребенка рассеивается?
А. Да, в обществе ему бывает сложнее сосредоточиться.
Б Нет, если компания дружелюбна, доброжелательна к нем
9. Есть ли у ребенка проблемы с запоминанием стихов?
А. Да, стихи с трудом заучивает.
Б Нет, запоминание стихов никогда не было для него проблемой.
10. Если вашего ребенка расспросить о подробностях содержания сказки (во что были одеты герои, кто и что говорил и т.д.), он легко ответит?
А. Нет, такие детали в сказках он почти не воспринимает.
Б Да, ему доставляет удовольствие обращать внимание на детали.
Интерпретация ответов
Больше ответов А: Возможно, вам стоит уделять больше времени тренировке внимательности вашего ребенка, так как у него могут быть с этим проблемы.
Больше ответов Б: Скорее всего, ваш малыш внимателен от природы. Однако полностью пускать на самотек этот процесс нельзя. Развивайте этот навык, не забывая и о других способностях крохи.
3.Сегодня вашему вниманию предлагается несколько игр на развитие внимания.
Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания.
Родители знакомятся с содержанием игр и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Игра « Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка».
- Ну, начали! Повторите - «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите – «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите- «улица».Быстро- «кошка» и т.д.
Игра «Не собьюсь».
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.
-Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку расшифровать слова:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, ТЕЛОМАС, АНИШАМ.
-Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГА
РУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО.
-Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 4, 19, 42.
3.Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания и комментирует их.
4.Работа с литературой.
Представители трех групп родителей берут с выставки 1-2 книги, готовятся и кратко рассказывают о содержании книг.
5. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:
-
помогите вашим детям стать внимательными;
приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
играйте вместе с детьми в различные игры, не забывайте о спортивных и подвижных играх;
учите детей быть наблюдательными.
4. Рефлексия
Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание..……».
Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей. Раздаю памятки
Валентина
Акатова Ирина Анатольевна
Пестрякова Елизавета Геннадьевна