Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»

1
0
Материал опубликован 4 January 2019

Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»

 Цель: формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования.

Задачи:

Понять природу конфликта

Помочь разрешить ситуацию не унижая ребенка

Прибегнув к различным тренингам, научить держать свои эмоции под контролем, превратив конфликт в возможность самосовершенствования.

Форма проведения: Семинар для родителей

Оборудование:

Рисунки на тему «Мама, папа, я …»

Оформленные фото родителя и ребенка, как поощрение их желания научиться без последствий выходить из конфликтных ситуаций.

Подготовка к собранию:

Рисунки на тему «Мама, папа, я …»

 

Материал. Для исследования необходимы: лист белой бумаги,6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), ластик.

Методика проведения : детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье.

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы:

1. Кто нарисован?

2. Где находятся?

3. Что делают?

4. Весело ли им?

5. Почему?

6. Кто из них самый счастливый?

7. Почему?

8. Кто самый несчастный?

9. Почему?

При опросе пытаться выяснить, что чувствует ребёнок к членам семьи; почему он не нарисовал кого-то из членов семьи; что значат для него некоторые детали в рисунке.

Анализ рисунка.

Обычно, ребёнок из благополучной семьи рисует всех членов семьи. Если идёт искажение настоящего состава семьи - это конфликтная ситуация.

1. Могут быть не изображены люди;

2. Изображены люди, несвязанные с семьёй (чувство отверженности, большой уровень тревожности);

3. Если состав семьи нарисован меньше , не рисуют тех членов семьи, которые им не нравятся (ребёнок избегает негативных эмоций; плохие отношения с братьями или сестрами);

4. Вместо настоящих членов семьи ребёнок рисует птиц, зверей (стремление уменьшить влияние в семье братьев или сестёр);

5. Рисует не реальную семью, а ту, которую хочет - возможно ребёнок думает, что отвержен в своей семье;

6. Ребёнок рисует только себя ( отсутствует чувство общности);

7. Расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности семьи); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство отчуждённости); отделение другого члена семьи (наличие угрозы, исходящей от него);

8. Цвет (желтый, красный, зеленый – положительные эмоции; коричневый, черный, серый – негативное состояние).

Особенности изображения членов семьи.

Дети, самыми большими рисуютмаму или папу, что соответствует реальности. Иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи искажается- это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает превосходство.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые ощущают свою ненужность. Если он рисует себя больше других – это уверенный в себе ребёнок.


Анкетирование родителей

Нужно ли поднимать проблему конфлик­тов на родительском собрании?

Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?

Как вы с ними справляетесь?

Часто ли бывают в школе конфликтные ситуации?

А можно ли вообще обойтись без конфликтов?

Можете ли вы выходить из конфликтов в семье?

Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуа­ций?
Ситуация 1
Вам позвонили друзья, которые хотят прийти к вам. Вы начинаете готовить, но не успеваете. Обращаетесь к своему ребёнку за помощью. В ответ — «разбирайся сама».
Что вы сделаете в такой ситуации?
Ситуация 2
Вы идёте домой и слышите громкую музыку в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите, что в доме — полный беспорядок. Ребенок говорит: «Ты не против, если мы повеселимся?»
Ваше решение ?

Ситуация 3
Ребёнок истратил деньги, предназначенные на продукты, купив совершенно бесполезные вещи.
Как поступить в подобном конфликте?

Ход мероприятия:

- Уважаемые родители, наше собрание посвящено теме - «РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ».

 Причина нашего собрания в том, что мы не всегда можем контролировать свои эмоции в сложных ситуациях.

Нам нужно понять природу конфликта, формировать отношения к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования и творчества.

Нужно научиться правильно реагировать на конфликтные ситуации. Конфликт должен быть использован для открытия поиска и возможностей перспектив для роста обеих сторон.
Выделяют три основных навыка решения конфликтов: ободрение, общение и сотрудничество.

Ободрение - это уважение лучших качеств партнера по конфликту.

Общение - это умение слушать партнера так, чтобы понять, из-за чего возник конфликт и что он намерен сделать, чтобы разрешить конфликт.

Сотрудничество - это признание способностей другого человека.

- Предлагаю провести тренинги.

Тренинги для разрешения конфликтов:

1. "Что такое конфликт"
Родителям предлагается написать на листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в "корзину конфликтов" складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом выходят на определение конфликта.
2. Работа в микрогруппах
Для формирования микрогрупп по 6-7 человек предлагается игровой вариант. Заготавливаются цветные жетоны (количество жетонов - количество игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участники выбирают жетон любого цвета. Так формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Задача участников на этом этапе – определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов. После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения вопросов. Высказанные мысли должны записываться на лист ватмана. При обсуждении необходимо прийти к идее трёх составляющих, которые приводят к конфликту: неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Эту идею лучше довести до участников через образ айсберга, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: умение общаться, сотрудничать и уважать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.
3. "Молва"
Главными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели. Пять участников выходят из помещения. В это время первый участник должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ. Второй игрок внимательно слушает, чтобы потом передать рассказ третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками, ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, при пересказе происходит искажение первоначального текста. Этот факт обсуждается со всеми участниками семинара.
4. "Варианты общения"
Участники разбиваются на пары.
"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 15 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Фильм, который я посмотрел недавно". Затем разговор прекращается.
"Игнорирование". В течение 40 секунд один участник из пары говорит, а другой в это время не обращает на него внимания. Затем они меняются.
"Спина к спине". Участники сидят друг к другу спиной. В течение 40 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность им. Затем они меняются ролями.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время проведения первых трёх упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?
5. "Шалаш"
Первые два участника становятся вплотную друг к другу спиной . Затем каждый из них делает 2шага вперед для того, чтобы установить равновесие. Таким образом, они должны представить из себя основу "шалаша". По очереди к "шалашу" подходят новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.
Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время "постройки шалаша"? Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?
6. "Акулы"
Материалы: два ватмана. Участники делятся на две команды. Всем предлагается вообразить, что корабль потерпел крушение, и все находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул (Каждая команда имеет свой "островок"- ватман, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды).
Капитан, увидев "акулу, должен крикнуть -"Акула!" А участники должны быстро попасть на свой островок!
После этого игра продолжается – участники покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист ватмана наполовину.
По второй команде: "Акула!" задача игроков - быстро попасть на остров и при этом "сохранить" наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на "острове", выходит из игры. Игра продолжается: "остров" покидается до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде: "Акула!" задача игроков остается той же. По окончании игры результаты сравниваются: в какой команде осталось больше участников и почему.
7. "Похвали себя"
Участникам предлагается подумать и рассказать о тех своих качествах, которые отличают их от других. Пусть это будут любые особенности характера и личности, овладение этими качествами делает нас уникальными.
8. "Комплимент"
Каждому участнику предлагается внимательнее отнестись к достоинствам партнера и сказать ему комплимент.

9. "Ливень"
Один из участников исполняет роль "дирижёра". Он встаёт в центре круга. Дирижёр вовлекает каждого в исполнение музыки дождя. "Дирижер" встаёт лицом к одному из участников и начинает быстро хлопать руками. Этот участник подхватывает движение. Затем к действию присоединяются все. Затем, дойдя до первого участника, он начинает щелкать пальцами, и действие постепенно подхватывается всем кругом по мере того, как "дирижер" поворачивается. Следующий этап – это хлопки по бедрам, участники стучат ногами. Постепенно, как при настоящей грозе, громкость уменьшается, дирижер показывает до тех пор, пока последний из исполнителей не перестанет хлопать руками.
10. "Достойный отказ"
Выясняется, как часто в повседневной жизни участникам приходится говорить "нет". Обсуждение: Совместно с группой вырабатываются правила достойного отказа: твёрдо, но доброжелательно и спокойно говорить "нет", не вступая в споры;
соглашаться с доводами, но при этом стоять на своем;
мягко прекратить разговор;
привести собеседнику свои аргументы;
предложить компромисс…

11. "Меняем акценты». Участников просят вспомнить проблему и написать на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставить букву "ш" и, начисто переписать предложение. Читать полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: шошеша….)
Обсуждение: Разрешился ли конфликт?
В завершении тренингов проводится игра: "Подружка- ладошка"
На листе бумаги каждый обводит свою ладонь, внизу подписывает имя. Участники оставляют листочки на столе, сами встают и пишут друг другу на нарисованных ладошках хорошие пожелания ему.

Источник: Бука Татьяна Леонидовна, Митрофанова Марина Леонидовна "Психологический тренинг"

Как выйти из конфликта достойно и без последствий!!!

Вывод: основная особенность человека - это разум, а разум это способность общаться, излагать свои мысли, слышать и понимать. Поэтому любой разумный человек должен научиться держать свои эмоции под контролем, превратив конфликт в возможность самосовершенствования.

В большинстве случаев родители, испытывающие проблемы в решении конфликтных ситуаций со своим ребенком в далёком детстве, имели схожие проблемы в общении и налаживании контакта со своими родителями. Оказывается пример общения родителя и ребёнка сохраняется в голове ребенка, чем вызывает определенную психологическую грань, которую выросший ребёнок считает нормой.

Происходит это абсолютно бессознательно.

В дальнейшем выросший ребёнок воспроизводит тот стиль взаимопонимания ребёнка и родителя, но уже со своими детьми, воспринимая это как что-то обычное.

Если вас полностью устраивает уровень вашей жизни и вы не имеете серьезных проблем, то вам наверно не стоит задумываться об этом, скорее всего вы выросли в счастливой семье, поэтому в вашей нынешней семье так же царит гармония, и вашим детям повезло.

У любого человека есть потребность в любви, это заложено в нас природой, и на протяжении всей жизни нам необходимо знать и чувствовать себя необходимыми и любимыми.

Мы часто не замечаем того, как эта необходимость проявляется у наших детей.

Да, безусловно, мы принимаем и любим нашего малыша, не за что-то, не за внешность, телосложение, склад ума, таланты, мы любим нашего кроху за то, что он - маленькая частица нас самих, нашего сердца и нашей души, и говорить ребенку о том, что он прекрасный, особенный, самый красивый и замечательный кажется иногда странным, но ребёнок нуждается в этом, это как пища для его растущего организма. Говорите ребенку об этом чаще, и итог данной нежности вас приятно удивит.

Любите и берегите своих детей!

Наши дети - это награда, и мы можем гордо называть себя родителями, а значит счастливыми людьми!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.