Фольклорный физкультурный досуг для детей 6–7 лет «Родной край люби и знай!»
Тимофеева Лариса Владимировна,
инструктор по физической культуре,
Доманина Вера Александровна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 146» г. Чебоксары
timlari@mail.ru
РОДНОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ
Фольклорный физкультурный досуг для детей 6-7 лет
Приобщение детей к культуре и истории родного народа способствует организация совместной двигательной деятельности взрослых и детей на основе национальных традиций. Физкультурный досуг «Родной край люби и знай» построен на чувашском народном обычае коллективной трудовой помощи «Ниме», который единственный сохранился до сегодняшнего дня. Он предусматривает проведение игр-эстафет, закрепляющих представления об отоплении избы дровами, использовании воды в крестьянском быту, этапы приготовления чувашского народного блюда «Хуплу». Обыгрывание обычая способствует воспитанию доброты и отзывчивости у подрастающего поколения.
Задачи:
продолжать приобщать к культуре и истории чувашского народа;
закреплять представления о чувашском народном обычае оказания коллективной помощи «Ниме»;
содействовать формированию позитивных установок к различным видам труда (бытовой труд);
способствовать развитию физических качеств (силы, быстроты, ловкости);
закреплять умение выполнять правила в играх-эстафетах;
совершенствовать исполнение элементов народного танца в танцевально-ритмической композиции «Наша мама»;
способствовать формированию умения выбирать себе участников по совместной двигательной деятельности.
Предварительная работа: рассказ-беседа «Ниме – обычай оказания коллективной помощи чувашского народа», украшения костюмов чувашскими символами из самоклеющейся бумаги, разучивание считалок на чувашском языке, изготовление головных уборов тухья (жен.), калпак (муж.), вышивание платков чувашским орнаментом, изготовление ухватов, эспандеров в виде народного музыкального инструмента «гармошка», разучивание песни «Автобус», танцевально-ритмической композиции с элементами чувашского народного танца «Наша мама» («Пирĕн анне»).
Материалы и оборудование: скамейка; пешеходная дорожка с выпуклыми белыми полосками; дорожные знаки «Пешеходный переход», «Автобусная остановка»; 2 обруча; детские стулья, оборудованные ремнями с застежкой; мячи весом 1 кг, лапти, гимнастические палки по количеству детей; платочки, вышитые чувашскими узорами, головной убор «тухья» из верхушки пластиковых бутылок по количеству девочек; головной убор «калпак» из пластиковых банок, эспандеры в виде гармошек по количеству мальчиков; 2 макета печки; 2 ухвата; 2 ориентира.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр.
Музыкальный репертуар: «Пирĕн анне» (муз. С.Никтина, сл. Ю.Сементер); «Автобус» (муз. И.Степанова, сл. А.Калкана); «Марш» (муз. В. Воробьева); «Упа» (муз. Н.Казакова, сл. Н. Шемпин); «Мулкач ларать» (муз. В. Ходяшева, сл. рус. нар.); «Ачасен ташши» (муз. Ф. Лукина); «Нимене» (чув. нар. песня).
ХОД ДОСУГА
Предварительно проводится с детьми беседа о чувашском обычае «Ниме».
Музыкальный руководитель: 24 июня Чувашия празднует свой главный национальный праздник — День Республики. В нашей республике живут люди не только чувашской национальности, но и русские, татары, марийцы (дополнения детей). У каждого народа свой родной язык, свои обычаи и традиции. У чувашей, например, с давних времен существует обычай «ниме» - коллективная взаимопомощь. Когда предстояла большая и трудная работа, с которой хозяева не могли справиться сами, они просили помощи у односельчан и родственников. Рано утром хозяин семьи или специально выбранный человек (Ниме пуçĕ) - с повязанным через плечо вышитым полотенцем обходил деревню, останавливаясь около каждых ворот, и пел, приглашая на работу:
«На помощь, на помощь,
Приходите сюда на помощь,
Помогать друг другу»
(на чув. Нимене, нимене, килĕр кунта нимене, пĕр пĕрне пулашма).
В руках у него был флаг (сурбан ялавĕ), который потом вешали на дом, в котором хозяева нуждались в помощи. Все, кто слышал приглашение, спешил на помощь. Чуваши в течение нескольких тысячелетий сохранили обычай ниме и донесли его до нас.
Обыгрывается обычай зазывания нимене. Звучит запись песни «Нимене». К детям входит инструктор по физической культуре (Ниме пуçĕ) с повязанным через плечо вышитым полотенцем, в руках у него флаг – сурбан ялавĕ.
Инструктор по физической культуре (далее инструктор): Ребята, в одной чувашской деревне живет Праски аппа (тетушка Прасковья). У нее много работы, но одна она не справится. Приглашаю вас на коллективную помощь. Какими качествами необходимо обладать, чтобы оказывать помощь в трудном деле? Обладаем ли мы такими качествами и почему (Ответы детей).
Дети, переодевшись в спортивную форму, переходят в музыкальный зал и видят «автобус» (стулья, расставленные в виде пассажирских сидений, а впереди «кабина», изготовленная из картона, в ней установлен проектор).
Инструктор: А вот и автобус приехал на остановку. Какой дорожный знак вы видите? Рассаживаемся по местам, не забудьте пристегнуть ремни безопасности. С веселой песней отправляемся в путь.
Исполняется песня «Автобус» на чувашском языке. На экран проецируются слайды с изображением пейзажей чувашских художников (И.Г.Наумовой «Солнечное утро», Н.В.Овчинникова «У родника», А.Н.Алимасова «Черная речка. Ибреси», Н.К.Сверчкова «Первый трактор в деревне»).
Инструктор: А вот и наша остановка. Дальше мы пойдем пешком. Но сначала нам необходимо перейти дорогу. Как это сделать? (Ответы детей)
Дети проходят по массажной дорожке «Пешеходный переход», наступая только на белые выпуклые полосы. Далее выполняются вводные упражнения (табл. 1).
Таблица 1
Вводные упражнения
Словесное описание | Описание упражнения |
Дружно в путь идем! | Ходьба обычная |
Хитрая лиса крадется | Ходьба на носках, руки на поясе |
Медведь навстречу идет | Ходьба на внешней стороне стопы, руки в стороны |
Поторопимся, побежали ребята | Бег в среднем темпе |
В поле зайка скачет | Прыжки на двух ногах врассыпную |
По извилистой дорожке побежим | Бег боковым галопом «змейкой», правым (левым) боком |
Гуси навстречу спешат Мы приближаемся к деревне | Дыхательное упражнение "Гуси": 1 – руки вверх, вдох; 2-4 – наклон вперед, руки назад, выдох, произнося звук «щ» |
Подходят к избе Праски аппа (тетушки Прасковьи). На нем висит флаг (сурбан ялавĕ), который говорит о том, что Праски аппа нуждается в помощи. Из избы выходит воспитатель в роли Праски аппа, подметая пол.
Праски аппа: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Праски аппа - тетушка Прасковья. А вы кто и откуда, да и зачем пожаловали? (Ответы детей).
Инструктор: Праски аппа, мы пришли тебе помочь.
Праски аппа: Вот спасибо. Для мальчиков задание собрать дрова, их мне уже накололи, а теперь собрать их надо в поленницу. Для девочек задание другое: принести воды из колодца. У меня ведь нет централизованной подачи воды как в городе. Приходится воду из колодца носить. А ее в доме много надо, и полы помыть, и посуду вымыть, да и чай попить.
Дети выполняют основные виды движений (табл. 2).
Таблица 2
Основные виды движений
1 подгруппа (девочки) | 2 подгруппа (мальчики) |
Ходьба по скамейке, держа гимнастическую палку за спиной. Ходьба по скамейке, держа гимнастическую палку за спиной с полуприседом, опуская прямую ногу ниже скамейки. Ходьба по скамейке с высоким подниманием колен, руки с палкой впереди. | Перекатывание «дров» из одного обруча в другой при помощи двух гимнастических палок. |
Праски аппа: Молодцы, ребята! Вот и тесто поднялось. Пора «хуплу» в печь ставить. Это чувашское национальное блюдо. Что Вы о нем знаете? (Ответы детей). Хуплу – это чувашский национальный пирог с мясом и крупой. Его пекли, когда ждали в гости уважаемых людей.
Эстафета «Хуплу»
Дети поочередно добегают до обруча, в котором лежат мячи весом 1 кг, ухватом поднимают мяч и переносят его в печку. Возвращаясь обратно, кладут ухват рядом с обручем.
Праски аппа: Спасибо! Миром всякое дело сделаешь, в одиночку ничего не сделаешь. Так говорил чувашский народ. А теперь можно и поиграть.
Подвижная игра «Лапти»
Возле стойки раскладываются лапти. С помощью считалки на чувашском языке выбирается сторож (хурал), который охраняет лапти. Остальные стараются взять их. Осаленный игрок помогает сторожу в охране лаптей.
Праски аппа: Ох, какие вы ловкие и трудолюбивые. Проходите в избу, отдохните.
Дети проходят в домик, украшенный чувашской вышивкой и домашней утварью.
Инструктор: Праски аппа, как красиво в твоем доме. Все украшено вышивкой. Где ты это купила?
Праски аппа: Все это я вышивала сама. Вижу и ваши костюмы украшены чувашским орнаментом. А вы знаете, что они обозначают? (Ответы детей).
Инструктор: А наши девочки умеют красиво танцевать с платочками, а мальчики играть на гармошке (купасе).
Исполняется танцевально-ритмическая композиция под песню «Пирĕн анне».
Описание движений
Вступление
1- 2 фраза – дети стоят у центральной стены
3 фраза – девочки выбегают на носочках, держа косынки за уголки перед собой, и встают в шахматном порядке лицом к зрителю
4 фраза – выбегают мальчики, держа гармошки перед собой, и встают парой с девочкой лицом к зрителю (рис. 1)
Рисунок 1
1 куплет
1-2 фраза – мальчики и девочки выполняют «пружинку» с поворотом туловища лицом и спиной друг к другу попеременно на конец 2-ой фразы поворачиваются лицом друг к другу
3 фраза – дети, шагая, меняются местами
4 фраза – возвращаются на места (рис. 2)
Рисунок 2
Припев
1 фраза – мальчики «играют» на гармошке, выполняя «пружинку» с поворотом вправо и влево, девочки оббегают мальчиков, размахивая косынкой над головой
2 фраза – девочки, стоя на месте, пружинят на носочках, руки «полочкой»; мальчики обходят девочек на шаге, гармошки перед собой
Проигрыш
Дети перестраиваются в круг на беге (мальчик бежит за своей девочкой – гармошка перед собой; девочки размахивают косынкой над головой) и останавливаются лицом в круг (рис. 3)
Рисунок 3
2 куплет
1 фраза
– на «раз» мальчики встают на левое колено, на «два» ставят правую ногу на колено, на «три» поднимают левую ногу, оставаясь на правом колене, на «четыре» встают
– девочки забегают лицом в круг, возвращаются на свои места, руки «полочкой»
2 фраза – повтор движений 1 фразы
3 фраза – мальчики заходят лицом в круг и возвращаются спиной на свои места, девочки кружатся пропаданием вправо и влево
4 фраза – повтор движений 3 фразы
Припев
1 фраза – перестраиваются в две колонны за заранее назначенными ведущими (рис. 4)
Рисунок 4
Проигрыш
1 фраза – приставным шагом мальчики расходятся, девочки сходятся и выполняют поворот вправо на шаге
2 фраза – возвращаются на места приставным шагом и выполняют поворот вправо на шаге
3 куплет
1-2 фраза – на беге перестраиваются в 2 круга, останавливаясь лицом в круг
3 фраза – девочки заходят лицом в круг и спиной возвращаются на свои места, держа косыночки за уголки, поднимая и опуская руки; мальчики выполнят пружинку с поворотом туловища влево - вправо, «играя на гармошке»
4 фраза – мальчики заходят лицом в круг и спиной возвращаются на свои места, поднимая и опуская гармошку, девочки выполняют «пружинку», раскрывая руки в стороны и складывая «полочкой» (рис. 5)
Рисунок 5
Припев
Дети перестраиваются в шахматном порядке на беге
Проигрыш
Мальчики выполняют присядку «играя на гармошке», девочки выполняют «топотушки» с поворотом вправо-влево
Припев
1 фраза – выполняют «до за до» в паре
2 фраза – мальчики выполняют присядку «мячик», девочки оббегают мальчика, размахивая косынкой над головой
С последним аккордом мальчики выставляют правую ногу на пятку, растягивая гармошку, девочки «выбрасывают» руку с косынкой вверх.
Праски аппа: За помощь вашу я хочу подарить девочкам предметы, похожие на чувашский головной убор – это тухья, а мальчикам – калпак.
Игровое упражнение «Держи спину прямо»
Дети ходят по кругу с удержанием предмета на голове.
Инструктор: Нам пора возвращаться домой! Ребята, пригласим Праски аппа к нам в детский сад?
Праски аппа: С удовольствием приму ваше приглашение. А в каком городе вы живете? (Ответы детей).
Праски аппа: Какие еще города есть в Чувашии? Правильно, в Чувашии много разных городов, это и Новочебоксарск, и Козловка, Цивильск, Алатырь, Шумерля, Мариинский Посад, Ядрин, Канаш.
Инструктор: Вот и автобус приехал. Рассаживаемся по местам и не забываем пристегнуть ремни безопасности.
Исполняется песня «Автобус». На экране слайды с пейзажами.
Инструктор: Остановка «Детский сад».
Праски аппа: Ребята, пока мы ехали в автобусе, что можно было увидеть, глядя в окно?
Праски аппа: Картины, какого жанра живописи вы увидели на экране? Картины, каких чувашских художников мы с вами видим? (Ответы детей). Молодцы.
Инструктор: Посмотрите, какой путь мы проделали!
Гимнастика для глаз
Дети следят глазами за перемещающимся на экране автобусом, движущемся от избы тетушки Прасковьи до здания детского сада.
Инструктор: Ребята, вы сегодня много трудились. Помогли Праски аппа. А как называется обычай у чувашского народа, когда они друг другу помогают? В каких видах труда могут оказывать помощь односельчане? Какие физические качества необходимо иметь для оказания такой помощи? (Ответы детей)
Праски аппа: Чуваши любят свой край, хранят свои традиции и обычаи. Обычай коллективной помощи «Ниме» - древний обычай, он появился тогда, когда не было техники, тракторов, грузовых машин, грузоподъемных кранов и большое дело, такое как пристройка дома, уборка урожая, вывоз леса могли выполнить, опираясь на силу всего мира, соседей и односельчан. Чуваши в течение нескольких тысячелетий сохранили обычай ниме и донесли его до нас. Он не имеет определенных сроков проведения. Вот и вы ребята, почувствовали, как быстро можно собрать дрова в поленницу, наносить воды из колодца, работая вместе и дружно. Чтобы не забывать о своем народе, своей малой родине, пожелаю Вам одно: «Родной край люби и знай! И никогда не забывай!»
Литература:
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2003.-256 с.