Конспект ООД «Народы родного края люби и знай!», (вторая младшая группа)

1
0
Материал опубликован 17 March 2018 в группе

Конспект ООД «Народы родного края люби и знай!» (вторая младшая группа)

Образовательная область: «Познавательное развитие»: Окружающий мир.

Возрастная группа: 3-4 лет

Форма ООД: занятие

Форма организации: групповая

Предварительная работа: разгадывание загадок о диких животных; рассматривание альбома «Край мой родной»; беседы о народах, проживающих в нашем крае.

Цель:Формировать начальные представления об одном из народов родного края — эвенках.

Задачи:

Образовательные:

Знакомить с бытом и традициями народа эвенки.

Знакомство с устным народным творчеством эвенков.

Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о родном крае.

Развивающие:

Расширять представления детей о диких животных, деревьях, характерных для данной местности.

Развивать интерес к окружающему миру в процессе игровой деятельности.

Развивать творческо-эстетические способности детей при изготовлении аппликации ковёр «кумалан»

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному краю, его природе.

уважительное отношение к культуре и традициям малых народов — эвенки.

Методические приемы: сюрпризный момент,

Оборудование:

Мягкая игрушка бурого медведя. Компьютерная презентация со слайдами, иллюстрации с изображением деревьев, шапочки волка и оленей, обручи для игры «Важенка и оленята», геометрические фигуры из цветной бумаги для аппликации, ½ альбомного листа для каждого ребенка, клей, салфетки.

Словарная работа: «Тайга», эвенки, олень, важенка, чум, унты, птица гагара, ковер кумалан.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, послушайте загадку о госте, который торопится к нам:

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мед!

Кто сластену назовет?

Ответы детей: «Медведь»

- Поздороваемся с нашим гостем!

(дети здороваются)

- Скажете откуда наш гость, где он живет?

Ответы детей

- Да, правильно медведи водятся в нашем крае. Они живут, в непроходимом лесу, который называется - тайга. Мишка рассказал мне, что у него в лесу живут такие люди, которые называют себя эвенки, что означает северный народ ранее этот народ называли тунгусы по названию реки Тунгуска.

- Тайга это не проходимый или труднопроходимый лес. Как вы думаете, какие деревья растут в тайге?

- Ребята, давайте вспомним какие деревья вы знаете и назовем их.

Д/И «Назови дерево»

Воспитатель предлагает посмотреть картинки деревьев, назвать их.
Воспитатель Молодцы, ребята, ловко справились с заданием! Эвенки любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. Послушаем одну из этих сказок.

Чтение сказки «Девочка – чуткость».

Понравилась ли вам сказка?

Откуда взялась девочка?

Кто встретил её?

Какие звери ухаживали за девочкой?

Какие гостинцы приносили ей?

Что случилось, когда девочка потерялась?

За что девочку прозвали девочка-чуткость?

Народ эвенки – с давних времен занимаются охотой, это хорошие следопыты и охотники. Они не только охотятся, но разводят оленей, которые дают им мясо, молоко, одежду. И в подвижных играх они подражают животным.
Подвижная игра «Важенка и оленята»
По залу разложены несколько обручей. В каждом из них трое детей - важенка и два олененка. Волк сидит на другом конце зала. Дети вместе с воспитателем произносят слова:
                           Бродит в тундре важенка –
                           С нею – оленята.
                           Топают по лужам оленята малые
                           Терпеливо слушая наставленья мамы.
Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк  уводит с собой.

Воспитатель . Поиграли, а теперь отдохнем. Традиционное жилище эвенков – чум - шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. Сядем и мы возле чума и послушаем , как шумит тайга, когда дует ветер.
 

Дыхательная гимнастика «Ветер»
Дети свободно садятся на стульчики. Дети выполняют свободный вдох, на выдохе произносят звук «у-у-у».

Просмотр слайдов: Декоративно-прикладного творчества эвенков.
Воспитатель: Эвенские мастерицы, владели искусством меховой мозаики, т. е. сшивали изделия из тщательно подобранных небольших шкурок. Так, как зимы у нас холодные эвенки научились выделывать шкуры животных и шить из них одежду, головные уборы и знакомую нам обувь «унты» украшать их узорами из прямых полос, уголков, крестиков и зигзагов. Чаще всего использовали крестообразные фигуры. Крестообразная фигура на эвенкийском костюме — это изображение водоплавающей птицы гагары. Гагара считалась символом любви и семейной верности. Побудем и мы эвенскими мастерицами и украсим ковер в чум.

Аппликация. Украсим ковер «кумалан» национальным узором.

Рефлексия.

-Чем вам понравился народ эвенков?

- что такое тайга?

- С каким новым животным тайги вы познакомились?

- О ком была сказка эвенского народа?

- Рассмотрите коврики, которые вы сделали своими руками!


 

Приложение 1.

Девочка-Чуткость (сказка)


 

Березка родила девочку. Девочка питалась березовым соком. Увидел ее медведь, когда то место проходил, и спрашивает:
— Ты откуда взялась, девочка? 
Девочка отвечает:
— Я родилась от березки, питаюсь соком берез.
Медведь стал звать девочку к себе:
— Иди к нам, ты будешь нашей дочерью, дочерью всех зверей, а березка, мать твоя, никуда не уйдет.

Девочка пошла к зверям. Звери ее полюбили. Белка носила ей орешки, медведь приносил ягоды. Девочка днем качалась на рогах сохатого, греясь на солнышке (его рога летом пушисты и мягки). Зимой девочка жила в берлоге медведя. Лисичка приходила в берлогу, и все звери навещали девочку, потому что тогда звери жили дружно. У них был общий язык.
Но однажды девочка исчезла. Ее Тангара взял к себе на небо. Звери потеряли девочку. Искали, искали, начали сердиться друг на друга, обвиняя в том, что не сохранили девочку.
С тех пор они стали врагами друг другу. А девочка тосковала на небе о зверях, но спуститься не могла.
Она летала по небу, следила за зверями и предупреждала того, кому грозит опасность. До сего времени девочка дает чуткость каждому зверю, и он убегает от опасности.
Поэтому трудно охотиться за зверями.


 

- КОНЕЦ -


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.