Конспект ООД «Народы родного края люби и знай!», (вторая младшая группа)
Конспект ООД «Народы родного края люби и знай!» (вторая младшая группа)
Образовательная область: «Познавательное развитие»: Окружающий мир.
Возрастная группа: 3-4 лет
Форма ООД: занятие
Форма организации: групповая
Предварительная работа: разгадывание загадок о диких животных; рассматривание альбома «Край мой родной»; беседы о народах, проживающих в нашем крае.
Цель:Формировать начальные представления об одном из народов родного края — эвенках.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с бытом и традициями народа эвенки.
Знакомство с устным народным творчеством эвенков.
Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о родном крае.
Развивающие:
Расширять представления детей о диких животных, деревьях, характерных для данной местности.
Развивать интерес к окружающему миру в процессе игровой деятельности.
Развивать творческо-эстетические способности детей при изготовлении аппликации ковёр «кумалан»
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю, его природе.
уважительное отношение к культуре и традициям малых народов — эвенки.
Методические приемы: сюрпризный момент,
Оборудование:
Мягкая игрушка бурого медведя. Компьютерная презентация со слайдами, иллюстрации с изображением деревьев, шапочки волка и оленей, обручи для игры «Важенка и оленята», геометрические фигуры из цветной бумаги для аппликации, ½ альбомного листа для каждого ребенка, клей, салфетки.
Словарная работа: «Тайга», эвенки, олень, важенка, чум, унты, птица гагара, ковер кумалан.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте загадку о госте, который торопится к нам:
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мед!
Кто сластену назовет?
Ответы детей: «Медведь»
- Поздороваемся с нашим гостем!
(дети здороваются)
- Скажете откуда наш гость, где он живет?
Ответы детей
- Да, правильно медведи водятся в нашем крае. Они живут, в непроходимом лесу, который называется - тайга. Мишка рассказал мне, что у него в лесу живут такие люди, которые называют себя эвенки, что означает северный народ ранее этот народ называли тунгусы по названию реки Тунгуска.
- Тайга это не проходимый или труднопроходимый лес. Как вы думаете, какие деревья растут в тайге?
- Ребята, давайте вспомним какие деревья вы знаете и назовем их.
Д/И «Назови дерево»
Воспитатель предлагает посмотреть картинки деревьев, назвать их.
Воспитатель Молодцы, ребята, ловко справились с заданием! Эвенки любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. Послушаем одну из этих сказок.
Чтение сказки «Девочка – чуткость».
Понравилась ли вам сказка?
Откуда взялась девочка?
Кто встретил её?
Какие звери ухаживали за девочкой?
Какие гостинцы приносили ей?
Что случилось, когда девочка потерялась?
За что девочку прозвали девочка-чуткость?
Народ эвенки – с давних времен занимаются охотой, это хорошие следопыты и охотники. Они не только охотятся, но разводят оленей, которые дают им мясо, молоко, одежду. И в подвижных играх они подражают животным.
Подвижная игра «Важенка и оленята»
По залу разложены несколько обручей. В каждом из них трое детей - важенка и два олененка. Волк сидит на другом конце зала. Дети вместе с воспитателем произносят слова:
Бродит в тундре важенка –
С нею – оленята.
Топают по лужам оленята малые
Терпеливо слушая наставленья мамы.
Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Воспитатель . Поиграли, а теперь отдохнем. Традиционное жилище эвенков – чум - шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. Сядем и мы возле чума и послушаем , как шумит тайга, когда дует ветер.
Дыхательная гимнастика «Ветер»
Дети свободно садятся на стульчики. Дети выполняют свободный вдох, на выдохе произносят звук «у-у-у».
Просмотр слайдов: Декоративно-прикладного творчества эвенков.
Воспитатель: Эвенские мастерицы, владели искусством меховой мозаики, т. е. сшивали изделия из тщательно подобранных небольших шкурок. Так, как зимы у нас холодные эвенки научились выделывать шкуры животных и шить из них одежду, головные уборы и знакомую нам обувь «унты» украшать их узорами из прямых полос, уголков, крестиков и зигзагов. Чаще всего использовали крестообразные фигуры. Крестообразная фигура на эвенкийском костюме — это изображение водоплавающей птицы гагары. Гагара считалась символом любви и семейной верности. Побудем и мы эвенскими мастерицами и украсим ковер в чум.
Аппликация. Украсим ковер «кумалан» национальным узором.
Рефлексия.
-Чем вам понравился народ эвенков?
- что такое тайга?
- С каким новым животным тайги вы познакомились?
- О ком была сказка эвенского народа?
- Рассмотрите коврики, которые вы сделали своими руками!
Приложение 1.
Девочка-Чуткость (сказка)
Березка родила девочку. Девочка питалась березовым соком. Увидел ее медведь, когда то место проходил, и спрашивает:
— Ты откуда взялась, девочка?
Девочка отвечает:
— Я родилась от березки, питаюсь соком берез.
Медведь стал звать девочку к себе:
— Иди к нам, ты будешь нашей дочерью, дочерью всех зверей, а березка, мать твоя, никуда не уйдет.
Девочка пошла к зверям. Звери ее полюбили. Белка носила ей орешки, медведь приносил ягоды. Девочка днем качалась на рогах сохатого, греясь на солнышке (его рога летом пушисты и мягки). Зимой девочка жила в берлоге медведя. Лисичка приходила в берлогу, и все звери навещали девочку, потому что тогда звери жили дружно. У них был общий язык.
Но однажды девочка исчезла. Ее Тангара взял к себе на небо. Звери потеряли девочку. Искали, искали, начали сердиться друг на друга, обвиняя в том, что не сохранили девочку.
С тех пор они стали врагами друг другу. А девочка тосковала на небе о зверях, но спуститься не могла.
Она летала по небу, следила за зверями и предупреждала того, кому грозит опасность. До сего времени девочка дает чуткость каждому зверю, и он убегает от опасности.
Поэтому трудно охотиться за зверями.
- КОНЕЦ -