Программа элективного курса по географии «Люби и знай свой родной край»

8
0
Материал опубликован 23 September 2016 в группе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение- Казанская средняя общеобразовательная школа

Программа элективного курса

по географии

«Люби и знай свой родной край»

8 класс

учителя географии,

Вульф Татьяны Викторовны

 

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет краеведческое направление, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном крае, что позволит усилить интерес учащихся к своей малой родине. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением школьного образования. Этому способствует введение в учебный процесс регионального компонента, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в котором одним из целевых ориентиров является защита национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового и демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Поэтому изучение истории родного края становится ведущим фактором воспитания патриотизма, что очень актуально в наши дни.

Необходимо подчеркнуть важнейшую роль изучения родного края в формировании духовного мира школьников и духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Культура России – это синтез духовной культуры регионов. Перефразируя слова М.В.Ломоносова, можно сказать, что культурное богатство России провинцией произрастать будет. Решение многих проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историческому наследию своего народа, края.

Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь обучающимся лучше узнать историю своего края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание. Чувство Родины начинается там, где жили наши деды, где растут сегодняшние школьники, откуда проложат они свои первые тропинки в большую жизнь.

Цель элективного курса «Люби и знай свой родной край» - расширение знаний о родном крае и его людях, развитие творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре региона и страны, народов их населяющих.

Задачи программы:

овладение методами географического познания, умение работать с различными историческими источниками информации

формирование речевой культуры и культуры общения школьников

развитие умений рассказывать о важнейших исторических событиях своей родины, их участниках; давать описание исторических событий и памятников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях)

активизация познавательной активности учащихся, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы

дальнейшее развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся

Программа рассчитана на 18 часов, носит интегративный характер, включает интеграцию знаний учащихся по трем учебным дисциплинам: истории, литературе и географии.

Курс состоит из трех разделов. Первый раздел «Мой край» знакомит учащихся с понятиями «малая родина», «патриот», «патриотизм», нацелен на воспитание любви к родному краю, формирование целостной картины среды обитания.

Второй раздел «Страницы истории родного края» предусматривает глубокое изучение исторического прошлого своего края и организацию практических занятий по изучению краеведческих материалов: работа с историческими источниками (материалы периодической печати, воспоминания, документы), подготовка сообщений, докладов и выступлений, написание творческих и исследовательских работ, рефератов.

Третий раздел «Экскурсионный» предполагает проведение экскурсий в краеведческий музей, библиотеку.

Образовательным результатом программы будет являться:

Устойчивый интерес к истории своей Родины;

Умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

Способность творчески мыслить и рассуждать;

Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

Критериями успешности учащихся по окончании занятий является: представление и защита творческой работы, выступление с сообщением, написание реферата.

Программа элективного курса «Люби и знай свой родной край», нацеленная на патриотическое воспитание школьников на основе изучения истории родного края, служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Форма занятия

Форма контроля

I раздел «Мой край» 5 часов

1.

Введение. Мой край. Моя малая родина.

1

Вводная лекция с элементами беседы

Распределение тем сообщений, докладов

2.

Баганский район.

2

Лекция с элементами беседы. Работа с картой.

Работа с контурной картой

3.

Географический словарь района.

1

Работа с материалами периодической печати

Составление географического словаря района.

Кроссворд «Родная сторона»

4.

Сердцу милый

уголок

1

Конкурс сочинений о родном крае

Сочинение, рассказ «Мой любимый уголок земли».

Конкурс рисунков

II раздел «Страницы истории родного края» 9 часов

1.

С чего началась наша родина?

1

Беседа, работа и историческими источниками

Составление плана по данной теме

2.

Село, в котором мы живем

2

Лекция с элементами беседы

Краткая летопись села.

3.

История колхозного движения

1

Практикум

Хронологическая таблица «Этапы становления колхозного строя»

4.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

Семинар.

Сообщения об

участниках войны,

о тружениках тыла,

о земляках – героях

Советского Союза

5.

Боевые традиции земляков

1

Круглый стол.

Подготовка выступлений о земляках-участниках афганских и чеченских событий

6.

Образование средней школы

2

Самостоятельная работа с историческими источниками

Составление викторины

«Моя школа»

7.

Люди села

1

Устный журнал «Знатные люди села»

Коллективный проект «Люди села»

III раздел. «Экскурсионный» 4 часа

1.

Казанская библиотека

1

Экскурсия

«У книжной полки»

Отзыв об экскурсии

2.

Краеведческий школьный

музей

1

Экскурсия

Оформление материалов для музея

 

Итоговое обобщающее занятие

2

Конференция

Защита творческих работ: доклады, презентации.

Содержание программы

I раздел «Мой край» (5 часов)

Тема 1. Введение. (1 час)

Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины». Мой край, моя страна. Панорамное видение малой Родины (село – район – край). Чувства и образы Родины. Любовь к родному краю. Понятие «патриот», «патриотизм».

Тема 2. Баганский район. (2 часа)

Образование района. Границы с другими районами Новосибирской области. Географическое положение и особенности рельефа. Речная система. Население. Неповторимость и своеобразие родной природы. Природные ресурсы и экология края. Памятники природы. Растительный и животный мир.

Тема 4. Географический словарь района. (2 часа)

Топонимика района. Названия населенных пунктов, рек, угодий. История их возникновения и происхождение названий.

Тема 5. Сердцу милый уголок. (1 час)

Рассказы и рисунки учащихся о родном крае. Сочинения «Мой любимый уголок земли».

II раздел «Страницы истории родного края» (9 часов)

Тема 1. С чего началась наша Родина? (1 час)

История заселения Баганского края. Первые письменные источники по истории края.

Первые жители края. Этнический состав населения.

Тема 2. Село, в котором мы живем. (2 часа)

Происхождение название сел Казанка, Соловьёвка, посёлка Адександро-Невский. Основание населенных пунктов.

Прошлое и настоящее села.

Тема 3. История колхозного движения. (1 час)

Становление ОАО "Александро-Невское"

Передовики колхозного производства.

Тема 4. Наш край в годы Великой Отечественной войны. (1час)

Земляки – участники Великой Отечественной войны. Женщины – фронтовички.

Труженики тыла. В тылу как на фронте.

Дети военной поры.

Боевые земляки - Герои Советского Союза.

Ветераны войны. Никто не забыт, ничто не забыто. Книга Памяти.

Тема 5. Боевые традиции земляков. (1 час)

Связь поколений – продолжение боевых традиций дедов и отцов.

Земляки – участники боевых действий в Афганистане. Их жизнь и судьба. Наши земляки – участники чеченских событий.

Тема 6. Образование средней школы. (2 часа)

История Казанской средней школы. Первые руководители школы. Учебные дисциплины, состав учеников, материальная база.

География выпускников школы. Гордость школы – медалисты.

Педагогический коллектив. Ветераны педагогического труда.

Тема 7. Люди села. (1 час)

Знакомство с именами знаменитых земляков.

III раздел «Экскурсионный» (4 часа)

Тема 1. Казанская библиотека. (1 часа)

История создания сельской библиотеки. Библиотечные фонды: художественная литература, научно-публицистическая, справочная, детский фонд. Обзор литературы. Краеведческие материалы. Музей старины при библиотеке.

Просветительская и организаторская деятельность библиотеки. Профессия библиотекарь.

Тема 2. Краеведческий школьный музей. (1 час)

Школьный музей.

Музей – хранилище исторической памяти. История создания музея. Знакомство с экспозициями и фондами музея. Экскурсия по музею. Профессии работников музея.

Итоговое обобщающее занятие . (2 часа)

Представление и защита творческих и исследовательских работ.

Темы творческих работ:

Мой любимый уголок земли.

Люди нашего села.

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны.

Географический словарь района.

Кроссворд «Родная сторона»

Викторина «Моя школа»

Примерные темы исследовательских работ:

Наше село: прошлое и настоящее.

Боевые традиции земляков.

Природные богатства Новосибирской области.

4. Баганский район: прошлое и настоящее.

Комментарии
Комментариев пока нет.