12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина Мальцева47
Россия, Далматово

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе В.П.Канакиной по теме: «Однокоренные слова».

Задачи:

учить различать однокоренные слова и слова- синонимы;

обобщать и уточнять представление об однокоренных словах и корне слова;

воспитывать организованность, умение планировать свою деятельность для достижения результата;

Планируемые результаты

Образовательные:

распознавать однокоренные слова;

выделять корень в однокоренных словах;

различать однокоренные слова и слова-синонимы, и слова с омонимичными корнями;

приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Познавательные УУД: формулировать проблему; осуществлять синтез; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; понимать информацию, представленную словесно и в виде схемы; поиск и выделение необходимой информации; обобщение и классификация по признакам; построение логической цепи рассуждений, доказательства

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь вести устный диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; интегрироваться в группу сверстников; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;.

Регулятивные УУД:

определять тему урока; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; формировать способность к организации своей деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, осуществлять контроль; рефлексия способов и условий действия, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый контроль

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Приветствие.

- Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости.

Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Дети организуют свое рабочее место, проверяют

готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.

2.Словарная работа. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Регулятивные УУД: самостоятельное определение темы урока.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Разгадайте кроссворд из словарных слов и определите тему урока.

Я вам буду зачитывать лексическое значение слова, а вы его записывайте, обозначая ударение и подчеркивая орфограмму.

1. Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу; часть горизонта, где восходит солнце. (Восток)

2.  Род травянистых растений семейства Бобовые.(Горох)

3. День недели между понедельником и средой. (Вторник)

4.Название среднего, четвертого дня семидневной недели.(Среда)

 5.Самый тёмный из всех цветов, имеющий цвет сажи, угля.(Черный).

6. Небольшая певчая птичка семейства вьюрковых, серая, с красной грудью (у самцов).(Снегирь) 

-Какое слово получилось?

(Корень).

Что знаете про это слово?(Многозначное)

Откройте учебник и определите значение этого слова по толковому словарю с.153. какое значение подходит для урока. Значимая часть слова.

Как называются слова у которых одинаковый корень.

-Назовите тему урока

-Что же мы можем узнать на этом уроке

Составьте с помощью незаконченных предложений:

1.Вспомнить что такое … ...

2.Выяснить какое значение имеет …. для однокоренных слов.

3.Научиться подбирать … …

4.Развивать …., …, … .

п

Записывают слово в кроссворде по одному человеку и в тетрадях, ставят ударение, подчеркивают орфограмму.

Определяют значение слова корень по толковому словарю.

Однокоренные)

Речь сегодня на уроке пойдёт о однокоренных словах.

Формулируют цели урока

3. Минутка чистописания.

Познавательные УУД:

1)осуществлять синтез;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

1. Пальчиковая гимнастика.

2.Работа в тетрадях по чистописанию.

- Посмотрите, какую букву будем прописывать?

б бе бр

-Для того, чтобы прописать вторую строчку найдите слова рочтыпаужрберезкабыотмалывьлпвут понуяжфыхупберёзовыйвобпыкухебво итпамажурящазйберезняквакцумиз

берё…ка

берёзовый

березняк

-Назовите пропущенные орфограммы.

-Вспомним части речи, слово берёзка? берёзовый? березняк?

Разминают пальчики для письма.

Будем прописывать букву б.

Дети читают и находят слова.

Это имя существительное,

прилагательное,

имя существительное.

4.Работа по теме урока. Знакомство с правилом.

Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли

Познавательные УУД:

Понимать информацию, представленную словесно;

использовать знаково-символические средствадля решения задач.

- Как можно назвать все эти слова?

- Почему? Выделите его.

- Самое главное у всех этих слов одно значение.

- Сделайте свои предположения, что такое однокоренные слова?

- Проверим свои знания, прочитав правило в учебнике на странице 61.

Представим правило в виде схемы

 

Однокоренные слова

 

 

 

Одинаковый корень

Одно и то же значение

 

Однокоренные

- Потому что у них у всех один и тот же корень и одинаковое лексическое значение.

Читают правило.

Физкультминутка для глаз.

 

Вы,  наверное, устали?

Ну тогда  все  дружно  встали!

Ножками  потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились,  повертелись

Снова  на  места  уселись

Глазки  крепко  закрываем,

Дружно  до  пяти  считаем.

Открываем, поморгаем,

И  работать  продолжаем.

 

5. Закрепление.

Работа по учебнику.

 

 

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные УУД: знаково-символические

- Вернёмся к работе с учебником, найдите упр. 108, на странице 61.

- Прочитайте, что необходимо сделать. Дети, найдите однокоренные слова.

- Запишите в рабочей тетради.

- Подберите однокоренные слова с этим же корнем.

-Почему эти слова однокоренные?

Ребята я закрою сначала корень у этих слов, можете догадаться, какое значение у этих слов?

-А теперь закрою оставшуюся часть.

-Какой вывод можно сделать? Может слово существовать без корня?

- А теперь составьте предложение со словом грибник. Что такое предложение?

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

Дети читают упражнение 108.

-Нужно найти однокоренные слова. Грибы, грибной.

Записывают в рабочую тетрадь слова.

Упражнение 108.

Грибы, грибной.

Дети подбирают однокоренные слова. Грибочек, грибок, грибник.

Записывают в тетрадь, выделяют корень, один человек работает у доски.

Эти слова обозначают одно значение.

Корень-это значимая часть слова.

Дети составляют предложение.

Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу.

В лесу грибник собирает грибы.

6. Работа в группах

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Познавательные УУД: обобщение и классификация

по признакам

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; осуществлять контроль;

- Ребята, давайте немного поиграем, вам необходимо Распределите слова по семьям. Запишите одну группу однокоренных слов. Выделите в них корень над каждым словом укажите какой частью речи оно является.

Солить сад светить звонить синяк соль звон садовник синий звонкий свет солёный синенький садовый светлый синить.
 

- Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой.

Дети собирают слова по группам.

Дети записывают слова одной из групп.

7.Выборочный диктант

Коммуникативные УУД:

- умение слушать;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познавательные УУД: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Работа с текстом:

Определять тему.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез

-Послушайте сказку, подумайте какой заголовок подойдет для этого текса Чужак или Родственники.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Во­долаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрыва­ет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, приго­рюнился. Где ему родственников искать?

-Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Во­дитель.)

-Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)

-Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)

-Запишите однокоренные слова.

Выделите в словах корень.

Вода, подводник, водица, во­долаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка,

Водяной.

8.Самостоятельная работа, дифференцированная работа

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Коммуникативные УУД:

умение строить речевые

высказывания в соответствии с

поставленной задачей; умение оформлять свои мысли

в устной форме.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации.

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

1 уровень

Выпиши из каждой группы слов только однокоренные слова, выделите корень. Устно подберите к другим словам однокоренные.

Гусь, гусеница, гусёнок, гусята.

Вскоре, быстрый, скорый, скоро.

Нож, ножик, ножка, ножницы.

2 уровень.

Напиши по образцу. 
Сделать замену – заменить, 
сделать подарок – ... , одержать победу – ... , 
быть гостем – ... , сделать запись – ... , 
найти решение – ... , покрыть краской – ... , 
положить соль – ... , оказать помощь – ... . 

3 уровень. Дополни строку однокоренными словами.

Воз, …, … .

Дружба, … , … .

Ученик, … , … .

Со словом дружба составь предложение.

Читают задание.

- Нужно найти лишнее слово в каждом столбике.

Проверяют по эталону (по образцу).

На доске для 1 и 2 группы

Гусь, гусёнок, гусята.

Вскоре, скорый, скоро.

Нож, ножик, ножницы.

Сделать замену – заменить, 
сделать подарок – подарить, одержать победу – победить, 
быть гостем – гостить, сделать запись – записать, 
найти решение – решить, покрыть краской – покрасить 
положить соль –посалить, оказать помощь – помогать. 

9. Домашнее задание.

коммуникативные:

- умение слушать

 

- Пришла пора записать домашнее задание. Послушайте, что необходимо сделать. Д/м, с.62, упр.110

Дети слушают объяснение учителя и записывают задание в дневник.

10. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД:

формирование умение

оформлять свои мысли в устной

форме.

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль

- Молодцы, вы потрудились на славу, работали как одна семья.

Вернемся к задачам, которые мы с вами поставили в начале урока. Выполнили ли мы их.

- Какие трудности у вас возникли на уроке? Или их не было?

Вырастим еще одно дерево «Познания»

Прикрепите листочки к этому дереву:

Зеленое - все получилось, все понятно.

Желтое - есть какие то затруднения.

Красное - трудно, ничего не понятно.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 

Развитие речи

Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.