Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова»
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе В.П.Канакиной по теме: «Однокоренные слова».
Задачи:
учить различать однокоренные слова и слова- синонимы;
обобщать и уточнять представление об однокоренных словах и корне слова;
воспитывать организованность, умение планировать свою деятельность для достижения результата;
Планируемые результаты
Образовательные:
распознавать однокоренные слова;
выделять корень в однокоренных словах;
различать однокоренные слова и слова-синонимы, и слова с омонимичными корнями;
приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
Познавательные УУД: формулировать проблему; осуществлять синтез; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; понимать информацию, представленную словесно и в виде схемы; поиск и выделение необходимой информации; обобщение и классификация по признакам; построение логической цепи рассуждений, доказательства
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь вести устный диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; интегрироваться в группу сверстников; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;.
Регулятивные УУД:
определять тему урока; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; формировать способность к организации своей деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, осуществлять контроль; рефлексия способов и условий действия, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый контроль
Личностные УУД:
осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности. | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку | Приветствие. - Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой. |
2.Словарная работа. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Регулятивные УУД: самостоятельное определение темы урока. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы; Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | Разгадайте кроссворд из словарных слов и определите тему урока. Я вам буду зачитывать лексическое значение слова, а вы его записывайте, обозначая ударение и подчеркивая орфограмму. 1. Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу; часть горизонта, где восходит солнце. (Восток) 2. Род травянистых растений семейства Бобовые.(Горох) 3. День недели между понедельником и средой. (Вторник) 4.Название среднего, четвертого дня семидневной недели.(Среда) 5.Самый тёмный из всех цветов, имеющий цвет сажи, угля.(Черный). 6. Небольшая певчая птичка семейства вьюрковых, серая, с красной грудью (у самцов).(Снегирь) -Какое слово получилось? (Корень). Что знаете про это слово?(Многозначное) Откройте учебник и определите значение этого слова по толковому словарю с.153. какое значение подходит для урока. Значимая часть слова. Как называются слова у которых одинаковый корень. -Назовите тему урока -Что же мы можем узнать на этом уроке Составьте с помощью незаконченных предложений: 1.Вспомнить что такое … ... 2.Выяснить какое значение имеет …. для однокоренных слов. 3.Научиться подбирать … … 4.Развивать …., …, … . | п Записывают слово в кроссворде по одному человеку и в тетрадях, ставят ударение, подчеркивают орфограмму. Определяют значение слова корень по толковому словарю. Однокоренные) Речь сегодня на уроке пойдёт о однокоренных словах. Формулируют цели урока |
3. Минутка чистописания. | Познавательные УУД: 1)осуществлять синтез; 2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. | 1. Пальчиковая гимнастика. 2.Работа в тетрадях по чистописанию. - Посмотрите, какую букву будем прописывать? б бе бр -Для того, чтобы прописать вторую строчку найдите слова рочтыпаужрберезкабыотмалывьлпвут понуяжфыхупберёзовыйвобпыкухебво итпамажурящазйберезняквакцумиз берё…ка берёзовый березняк -Назовите пропущенные орфограммы. -Вспомним части речи, слово берёзка? берёзовый? березняк? | Разминают пальчики для письма. Будем прописывать букву б. Дети читают и находят слова. Это имя существительное, прилагательное, имя существительное. |
4.Работа по теме урока. Знакомство с правилом. | Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную словесно; использовать знаково-символические средствадля решения задач. | - Как можно назвать все эти слова? - Почему? Выделите его. - Самое главное у всех этих слов одно значение. - Сделайте свои предположения, что такое однокоренные слова? - Проверим свои знания, прочитав правило в учебнике на странице 61. Представим правило в виде схемы
Однокоренные слова
Одинаковый корень Одно и то же значение
| Однокоренные - Потому что у них у всех один и тот же корень и одинаковое лексическое значение. Читают правило. |
Физкультминутка для глаз. |
| Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали! Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись Снова на места уселись Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем. | |
5. Закрепление. Работа по учебнику. |
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные УУД: знаково-символические | - Вернёмся к работе с учебником, найдите упр. 108, на странице 61. - Прочитайте, что необходимо сделать. Дети, найдите однокоренные слова. - Запишите в рабочей тетради. - Подберите однокоренные слова с этим же корнем. -Почему эти слова однокоренные? Ребята я закрою сначала корень у этих слов, можете догадаться, какое значение у этих слов? -А теперь закрою оставшуюся часть. -Какой вывод можно сделать? Может слово существовать без корня? - А теперь составьте предложение со словом грибник. Что такое предложение? - Найдите грамматическую основу предложения. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. | Дети читают упражнение 108. -Нужно найти однокоренные слова. Грибы, грибной. Записывают в рабочую тетрадь слова. Упражнение 108. Грибы, грибной. Дети подбирают однокоренные слова. Грибочек, грибок, грибник. Записывают в тетрадь, выделяют корень, один человек работает у доски. Эти слова обозначают одно значение. Корень-это значимая часть слова. Дети составляют предложение. Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. В лесу грибник собирает грибы. |
6. Работа в группах | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. Познавательные УУД: обобщение и классификация по признакам Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; осуществлять контроль; | - Ребята, давайте немного поиграем, вам необходимо Распределите слова по семьям. Запишите одну группу однокоренных слов. Выделите в них корень над каждым словом укажите какой частью речи оно является. Солить сад светить звонить синяк соль звон садовник синий звонкий свет солёный синенький садовый светлый синить.- Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой. | Дети собирают слова по группам. Дети записывают слова одной из групп. |
7.Выборочный диктант | Коммуникативные УУД: - умение слушать; -участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные УУД: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Работа с текстом: Определять тему. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез | -Послушайте сказку, подумайте какой заголовок подойдет для этого текса Чужак или Родственники. Чужак. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? -Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.) -Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.) -Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.) -Запишите однокоренные слова. Выделите в словах корень. | Вода, подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, Водяной. |
8.Самостоятельная работа, дифференцированная работа | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. | 1 уровень Выпиши из каждой группы слов только однокоренные слова, выделите корень. Устно подберите к другим словам однокоренные. Гусь, гусеница, гусёнок, гусята. Вскоре, быстрый, скорый, скоро. Нож, ножик, ножка, ножницы. 2 уровень. Напиши по образцу. 3 уровень. Дополни строку однокоренными словами. Воз, …, … . Дружба, … , … . Ученик, … , … . Со словом дружба составь предложение. | Читают задание. - Нужно найти лишнее слово в каждом столбике. Проверяют по эталону (по образцу). На доске для 1 и 2 группы Гусь, гусёнок, гусята. Вскоре, скорый, скоро. Нож, ножик, ножницы. Сделать замену – заменить, |
9. Домашнее задание. | коммуникативные: - умение слушать
| - Пришла пора записать домашнее задание. Послушайте, что необходимо сделать. Д/м, с.62, упр.110 | Дети слушают объяснение учителя и записывают задание в дневник. |
10. Итог урока. Рефлексия. | Коммуникативные УУД: формирование умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль | - Молодцы, вы потрудились на славу, работали как одна семья. Вернемся к задачам, которые мы с вами поставили в начале урока. Выполнили ли мы их. - Какие трудности у вас возникли на уроке? Или их не было? Вырастим еще одно дерево «Познания» Прикрепите листочки к этому дереву: Зеленое - все получилось, все понятно. Желтое - есть какие то затруднения. Красное - трудно, ничего не понятно. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! |
Развитие речи
Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.
У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.