12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щедрина Евгения Борисовна32

Урок русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»)

Тема: Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Цель урока: дать понятие о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Задачи урока:

а) образовательные: дать знания учащимся о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; развивать орфографическую зоркость; развивать каллиграфию; обогащать словарный запас учеников

б) воспитательные: прививать любовь к родному языку; учить прислушиваться к мнению других людей; развивать умение вежливо соглашаться  и не соглашаться с другими учениками класса

в) развивающие: развивать речь учащихся; работать над правильной посадкой учащихся и заботиться о сохранении их здоровья на уроке, используя здоровьесберегающие технологии.

С точки зрения системно-деятельностного подхода на уроке решаются следующие задачи:

а) личностные: учить детей адекватно воспринимать и анализировать мнение других людей; прививать учащимся чувство гордости за родной язык; работать над правильной посадкой учащихся и заботиться о сохранении их здоровья на уроке, используя здоровьесберегающие технологии

б) регулятивные: учить самостоятельно искать цель деятельности на уроке; учить формулировать учебную проблему вместе с учителем и решать ее; продолжать развивать умение учащихся оценивать свою деятельность

в) познавательные: продолжать учить работать с информацией, текстом, необходимым для решения учебной задачи; развивать умение оперировать понятиями; учить анализировать информацию и выбирать из нее необходимое для решения учебной проблемы

г) коммуникативные: продолжать  развивать навык «сознательного чтения»; учить слушать других учащихся класса.

Оборудование: проектор и экран с презентацией к уроку, «шкала знаний» по теме урока, опорные карточки на доску, учебник по русскому языку.

Используемые технологии: технология проблемного обучения; технология дифференцированного обучения, элементы диалогического обучения.


 

Ход урока :

1.Организация класса.

-проверка рабочих мест

- вступительная беседа.

Сегодня на уроке русского языка мы отправимся на экскурсию в осенний лес. Чтобы увидеть и услышать много интересного , ничего не пропустить , нам понадобятся тишина и внимание.

2. Чистописание.

А) Работа над пословицей

-Прочитайте предложение : «Поменьше говори- побольше услышишь»

-К какому жанру УНП относится это предложение? ( пословица)

- Как вы можете объяснить ее смысл?

-Какую еще пословицу на эту тему можно вспомнить? (Держи уши пошире, а рот поуже)

Б) Выделение звука [ ш ], его анализ .

-какой звук в пословице повторяется несколько раз? [ ш ].

-что вы можете сказать об этом звуке? (звук [ ш ]-согласный, парный глухой, всегда твердый)

В) Работа над буквой.

- Какой буквой обозначают звук [ ш ] на письме?

- Из каких элементов состоит буква «Ш»?

- В написании каких еще букв есть такие же элементы, как у буквы Ш? ( И, Ц, Щ)

- с какой буквой не дружит буква Ш?

Г) Отгадайте загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен,

И елочек. Я …. (осень).

-запишите заглавную букву Ш столько раз, сколько в слове «осень» звуков.

-запишите строчную «Ш» столько раз, сколько в слове «осень» букв.

-Запишите соединение «Шш» столько раз, сколько в слове «осень» слогов.

- сколько раз записали заглавную Ш? (4). Почему?

-сколько раз записали строчную ш? (5). Почему?

-сколько раз записали загл. и строчную Ш в соединении? (2) Почему?

-запишите слияние «Ши». Какое правило вспомним?

Д) придумывание слов на осеннюю тему, в которых встретился бы звук (Шуршат. Шелест. Тишина).

3. Словарная работа.

А)

-назовите самую главную примету осени ( желтеют и опадают листья с деревьев).

- отгадайте загадки . запишите слова- загадки , букву, обозначающую безударный гласный звук, выделите зеленым.

Стоит Алена, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (береза).

Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

А она- сестрица елки,

Но длинней ее иголки. (сосна)

Весной зеленела , летом загорела,

Осенью кораллы красные надела. (рябина).

Б) проверка

- Прочитайте записанные слова орфоэпически.

-Поднимите карточку с безударным гласным, которую написали в слове:

Береза

Осина

Сосна

Рябина

В) «Найди лишнее слово»

- Внимательно посмотрите на записанные слова и найдите «лишнее» слово.

(сосна- хвойное дерево, безудар. Глас. – проверяемая, 2 слога)

4.Постановка учебной познавательной задачи.

-А какое слово поможет объединить записанные слова в одну группу? ( деревья)

- Подберите к этому слову родственные слова. (деревце, деревянный).

Д_еревья

Дер_вце

Д_р_вянный

-как вы думаете . какую познавательную задачу мы должны решить на уроке?

(Как пишутся корни в однокоренных словах?)


 

5.Работа над новым материалом. 
 

А) Рассказ учителя:

- Красив и печален русский лес в эти осенние дни. Он прощается с солнцем, как в сказке. А если пройти дальше, в чащу, можно встретить необыкновенные , волшебные чудеса: смотрите!

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово, слово- корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом .

А вот садовод.

С ним садовник идет .

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

Б) Работа над однокоренными словами.

- Прочитайте слова.

- Как их можно назвать? ( однокоренные)

- Почему? ( имеют общую часть . связаны одним значением)

- Как называется общая часть родственных слов ? (корень)

- Найдите слова, в которых гласный корня находится в слабой, безударной позиции ( посадили, садовод. Садовник)

- Прочитайте слова, в которых буква, обозначающая гласный звук корня находится под ударением ( сад, посадки, рассада).

- Сравните слова. Что интересного заметили? (И в сильной и в слабой позиции гласная буква корня – одна и та же- «А»).

- А остальные буквы корня меняются? (нет)

- Какой же можно сделать вывод о написании корней однокоренных слов? ( корни однокоренных слов пишутся одинаково)

В)

Давайте проверим по учебнику, правильный ли вывод мы сделали?

-Откройте учебники на стр. 63 ,прочитаем рубрику «Запомните!»

- Какую же гласную букву надо написать в словах:

Д_р_во, д_р_вце, д_р_вянный? (е) Почему?


 


 

6 Закрепление.

А) Рассказ учителя:

В большом словаре жили самые разные слова. Были среди них и родственники. Каждое слово занимало свое место строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников. Но они умели находить друг друга. Из словаря они отправлялись на работу в тетради школьников , в книги, газеты и другие места. Трудились они на славу.

Однажды , ветер прислал на урок слова.

Б) Работа со словом « Листок».

-Отгадайте первое слово:

Его из леса ветер гонит ,

И как на крыльях он летит.

И сам он в речке не утонет,

И в ней воды не замутит.

Уносит осени поток

Опавший желтенький … (листок).

-Назовите 2 лексических значения слова «листок» ( листок дерева, листок бумаги).

-Как можно назвать это слово? (многозначное)

- Давайте его запишем: Листок

- Слово «листок» пригласило своих родственников.

В) Работа с текстом.

Чтение текста с доски.

Заглянула осень на лесную поляну.

Листва ковром лежит под ногами. Осенний ветер срывает последние листочки. Трепещут красные листья осинки.

Последний вальс танцует с ветром осень.

- Что прочитали: отдельные предложения или текст?

- Почему? Докажите.

- Какова тема текста?

- Как его озаглавим?

- В каком предложении заключена главная мысль текста? (приходит конец осени)

- Каких родственников привело слово «листок»?

-Давайте запишем эти слова, выделим в них корень:

Листок-листва, листочки ,листья.

-Прочитайте выписанные слова

-Как они называются? Почему?

-В каких словах гласную корня надо проверять?

-Как пишутся корни в однокоренных словах?

Г) Работа над предложением.

-Прочитайте еще раз 1-е предложение текста.

Заглянула осень на лесную поляну. (8 сек)

-Запишите его по памяти.

-Вместе с Вами работал Незнайка. Проверьте, правильно ли он выполнил задание?

Заглянула осинь на лисную поляну.

-Докажите, что он ошибся.

-Что можете сказать об этом предложении? (распространенное).

-Подчеркните грамматическую основу предложения, обозначьте стрелками связь между словами.

-Какое слово не стали подчеркивать? Почему? (Предлоги не являются членами предложения)

Д) Работа по картинке «Лес осенью»-Уходит осень. Тишина опустилась на лес. Пусто в нем. Но…

Е) Чтение учеником стихотворения ( картинка «Еж несет грибы»)

Повстречался ежик мне

Нес грибы он на спине.

Добрый день, колючий еж,

Далеко ли ты идешь?

Ежик глазками свекнул

И в кусты скорей нырнул,

Зашуршал сухой листвой,

Приглашая нас с тобой.

Ж) Работа с однокоренными словами

А там- гр_бы

гр_бок

гр_бут

гр_бники

гр…бница

-Можно ли все эти слова назвать родственными?

-Почему? Какое слово лишнее? ( гребут-греб-другое лексическое значение).

-Какая гласная буква сохраняет значение корней родственных слов? (и)

-Назовите проверочное слово . (гриб).

-Что еще мы должны вспомнить , чтобы правильно вставить букву безударного гласного в корни этих слов?

( корни в однокоренных словах пишутся одинаково).


 

7.Работа с учебником.

-Это правило мы можем применить не только при написании слов с проверяемой безударной гласной, но и когда работаем со словарными словами.

Давайте понаблюдаем.

Откройте учебники на стр. 63, найдите упр.89.

-Прочитаем задание

-Рассмотрите слова упражнения. К какой группе их можно отнести? ( словарные слова).

-Что мы должны знать о написании буквы безударного гласного в словарных словах?

-Давайте разберем 1-ю пару: прочитайте . (березовый-береза).

-От какого однокоренного слова образовалось слово « березовый»? (береза)

-Какую букву безударного гласного напишем в слове « береза»(е)? Почему? (словарное слово).

-А в слове «березовый»? (тоже е )

-Почему? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

-Запишите, выделите корень, букву безударного гласного выделите зеленым цветом.

-Разберем 2-ю пару.

-Дальше-самостоятельно, с последующей проверкой.

-Чему учились выполняя это упражнение? (правильно писать слова с безударной гласной)

- Каким правилом пользовались?

7.Итог урока.

-Ветрено на улице. Холодно.

Увядает природа на пороге скорой зимы. И только в лесу идет своя , скрытая от постороннего глаза жизнь.

А наше путешествие заканчивается.

 -Давайте вспомним познавательную задачу, стоящую перед нами. ( Как пишутся корни в однокоренных словах?)

-Как вы считаете. Решили ли мы эту задачу?

- Давайте скажем вывод хором:

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково!

8. Рефлексия.

- Ответили мы на вопрос? Значит, цель урока достигнута, и вы достигли ее сами  - умницы! Мы можем вернуться к нашему отрезку и подняться на нем еще на одно деление вверх.

- На отрезке еще есть место, значит, мы будем продолжать получать знания об однокоренных словах. Урок окончен!

Д/з: упр. 90

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.