20.10.17г.Тема: Правописание корня в однокоренных словах. Чередование в корнях однокоренных слов.
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. |
-Здравствуйте, ребята! -Какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на весь рабочий день. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа (1 ученик на доске, остальные в тетрадях) Выполним логический словарный диктант Четвёртый день недели. Вид бытовой техники , предназначен для помощи людям Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани. Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку. Последний осенний месяц. 2. Введение темы урока. – Прочитайте слова, записанные на доске: -Л е,и сник, с а, о вник, тр а о винка, л и, е сток. –Что необычного вы заметили в этой записи?Давайте исправим недочёт. Что нужно сделать? - Назовите тему урока. – Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов, из корня, приставки...) -Что вам уже знакомо? (Часть слова. Корень.) – Что узнаете нового? (О чередовании согласных звуков в корне.) 3. Повторение изученного о корне слова. – Отгадайте загадку (на основе упр. 16 из «Дидактического материала»). Я у дуба, Я у зуба, Я у слов И у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (С. Бондаренко) – Запишите отгадку. Ученики записывают: корень. – О каких корнях говорится в стихотворении? (Корень растения, корень зуба, корень слова.) – О каком корне мы будем говорить на уроке? Графически обозначьте этот корень. Ученики делают графическое обозначение корня. • Упр. 136 – развивается умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова. Главная мысль – в двух последних строчках. Ученики выписывают однокоренные слова, выделяют корень, дописывают однокоренные слова: Посадили, сад, садовод, садовник, садовый, рассада. • Упр. 138 – развивается умение находить корень в однокоренных словах и графически его обозначать, различать однокоренные слова и разнокорневые слова с близким значением. Образец записи: Свет, светлый, светло... (кроме с ветки. Вывод. Почему корень – это главная часть слова? (В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов.) – Прочитайте слова в рамке. Что означает каждое слово? (Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.) – Что их объединяет? (Называют осветительные приборы.) – Являются ли эти слова однокоренными? (Нет. Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.)
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. |
1. Постановка учебной проблемы. • Наблюдение за новым явлением в корнях однокоренных слов (упр. 139). Учитель может записать на доске слова: Свет, свеча, освещение. Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике. Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.) • Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?) – Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 2. Открытие нового знания. • Поиск решения. (2–3 группы работают над каждым упражнением). После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы: – Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.) – Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.) – Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов. – Какой звук был исходным, основным? ([г]) – А каким он заменился? ([ж//з]) На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных г и ж//з выделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]: Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег – [г//ж]. Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг – [г//ж//з]. 3. Работа над определением. – Прочитайте про себя текст в рамке Вопросы после чтения: – Что такое закон языка? – Что такое чередование согласных звуков? – Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш]) – Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ]) – Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.) |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. |
Работа по учебнику. • Упр. 142 – развитие умений находить корни с чередующимися согласными, выделять эти чередования и графически их обозначать. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |
|
ΙV. Итог урока. |
– Какое ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
|
V. Домашнее задание. |
5