Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в развитии речи ребенка
Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"
PPTX / 13.3 Мб
/data/files/t1630928652.pptx (Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика")Развитие голоса
Мастер-класс для воспитателей
141400, Российская Федерация, Московская область, Химки, микрорайон Подрезково,
1-я Лесная, 11
Наш сайт:
https://ds38himki.edumsko.ru/home
МБДОУ № 38
«Маленький принц»
Развитие и воспитание речевого дыхания тесным образом связаны с развитием и воспитанием голоса. Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз», «Как плачет малыш» и другие) развивают и голос. Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: вой волка – у-у-у-у-у, ауканье в лесу – ау-ау-ау.Возраст ребенка | Количество слов на выдохе в норме | Длительность коррекционной деятельности по формированию речевого дыхания |
2-3 года | 2-3 слова | 2-3 мин. |
3-4 года | 3-5 слов | 3-4 мин. |
4-6 лет | 4-6 слов | 4-6 мин. |
6-7 лет | 5-7 слов | 5-7 мин. |
Подготовил
учитель-логопед
М.А. Поплыгина
Выполнение дыхательных, артикуляционных и голосовых упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.«Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в развитии речи ребенка»
Виды артикуляционных упражнений:
Статические (направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд). Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок.
Динамические (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
Проводить ежедневно 3-4 раза в день по 2-3 упражнения за раз (постепенно увеличивая нагрузку до 10-15 раз). Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
В комплексе должны присутствовать и динамические, и статические упражнения (начинать гимнастику следует со статических).
При отборе упражнений надо идти от простых к более сложным.
Выполняется гимнастика сидя (спина прямая, тело не напряжено; ребенок должен видеть лицо педагога).
Проводить гимнастику лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет свое название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.
Развитие речевого дыхания дошкольников Основа произносительной речи – дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического. Физиологическое дыхание происходит автоматически, вдох и выдох осуществляется через нос (вдох равен по продолжительности выдоху). При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. реберных мышц
NB
Артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.
Непосредственной постановкой звуков должен заниматься только логопед.
Развить правильное произношение у ребенка путем повторения различных скороговорок нельзя. Необходимо помнить, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.
Речеобразование осуществляется координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.
С целью профилактики возникновения речевых нарушений и их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика –
это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речи (губ, языка, нижней челюсти, щёк).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Грамотная, четкая чистая и ритмичная речь – не дар, а результат совместной работы логопедов, педагогов, родителей и детей.