Статья «Роль дидактической игры в усвоении дошкольниками новых знаний»

0
0
Материал опубликован 18 September 2018

 

При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны. Здесь педагогу легко осуществить личностный , индивидуальный подход к каждому ребёнку при обучении. Например,в игре «Магазин» игровые действия покупателей иные,чем у продавцов, в играх с загадыванием и отгадыванием загадок различны игровые действия у загадывающих и у отгадывающих и т.д..Различен и объём игровых действий . В старших группах 5-6.В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими , дети действуют целенаправленно, четко ,быстро ,согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу. Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь ,определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношение между ними и с воспитателем.С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах,умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих, а педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям при обучении.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.

Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми ,что и как нужно делать,они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения.

Организующие правила определяют порядок , последовательность и взаимоотношения детей в игре.

Дисциплинирующие правила предупреждают о том ,чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил ,выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам.Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми .Ориентируясь на них ,они оценивают правильность действий своих и товарищей, взаимоотношения в игре. Протестуя против нарушения правил, дети говорят: «Он играет не по правилам.»

Результат дидактической игры- показатель уровня достижений детей в усвоении знаний ,в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш ,полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны , и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное и обучающее воздействие.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи. Решение которых требует сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач, учитывая при этом детскую индивидуальность, особенности личности каждого ребенка. В этом -их развивающая роль.

Список литературы:

1.Кафтарадзе Д.Н.Обучение и игра .Введение в активные методы обучения:учеб.Пособие-М.,1988.

2.ЛапинаН.Б. Индивидуальный подход к детям в игре.//Воспитание детей в игре/-М.,1968.

3.РонгинскийМ.Ю. Игровые элементы активного обучения.-Л.,1991.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.