Статья «Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе с дошкольниками с умственной отсталостью»

0
0
Материал опубликован 27 October 2022

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе с дошкольниками с умственной отсталостью


Теричева Антонина Владимировна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида» г. о. Саранск


Нам известно, что у детей с умственной отсталостью, сильно выражена недоразвитость процессов психического развития. Основным его проявлением является низкий уровень интеллекта, поэтому ребенок не имеет больших способностей к познанию окружающего мира и обучению. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Они пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Педагогу постоянно необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. У детей затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев. Нарушены все стороны психики: восприятие, внимание, память, речь, мышление, а также эмоционально-волевая сфера. Дети с трудом вступают в разговор с взрослыми, не умеют общаться со своими сверстниками, совершенно не владеют способами усвоения общественного опыта.

В специальных коррекционных учреждениях, для детей раннего и дошкольного возраста, отстающих в умственном развитии, перед педагогом стоит задача, подготовить детей к обучению в специальной школе, а в дальнейшем к общественно полезному труду и конечно к самостоятельной жизни. Для этого нужна полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию. Поэтому, для усвоения программного материала, для детей необходимо выбрать правильные методы обучения [2, с. 79].

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную сферу, является дидактическая игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она используется при усвоении любого материала и проводится на любых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем, а также на музыкальных занятиях. Она может быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. Ребенку с умственной отсталостью для понимания того или иного материала, требуется больше повторений, чем нормально развивающему ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить достаточное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Игра вызывает и создает у дошкольников эмоциональный настрой, положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает особую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Самое главное, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Приведем пример на игре «Что катится, что не катится». Обучающая задача – научить детей различать предметы по форме (куб, шар), обращая внимание детей на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты и показать свою ловкость. Ребенок добьется цели, если научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится усвоением достижения игровой цели [1, с. 201].

При помощи дидактической игры, мы налаживаем доверительные, дружеские отношения. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые в игре сопровождаются улыбкой, ласковым голосом. Взрослый во время игры прикасается к каждому ребенку, поглаживает его, берет за руки, обнимает. Например «Ладошки», «Хоровод с куклой», «Бери и кати». Эти игры направлены на сотрудничество и на овладение способами усвоения общественного опыта.

Тонкость заключается еще в том, что взрослый не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства. Педагог только направляет игру в нужное направление, а сам почти незаметен, в его атмосфере. Помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается доверие между ребенком и взрослым, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которые они испытывали во время игры.

Дидактические игры – одно из средств всестороннего развития личности. Дидактическая игра вступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств:

Умственное воспитание.

С помощью дидактической игры дети приучаются самостоятельно мыслить, применять полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Нравственное воспитание.

У детей формируются нравственные представления о бережном отношении к предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых. Формируются представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое воспитание.

Многие игры, которые направлены на формирование у детей уважительных отношений к трудящему человеку, вызывает интерес к труду, желание самим трудиться, оказывать посильный труд взрослому. У детей появляется интерес к профессиям, желание играть в строительные игры. Изготовить своими руками атрибуты для игр.

Эстетическое воспитание.

Игры, игрушки, дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим нормам: игрушки разрисованы яркими, красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красочные игры привлекают внимание детей. Вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание.

Игра создает хорошее настроение, самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей развивает мозг, особенно важны игры с дидактическим материалом, игрушками, в процессе этих игр развивается и укрепляется мелкая моторика рук и пальцев, что благоприятно сказывается на умственном развитии ребенка.

Таким образом, дидактические игры могут включаться в любой раздел программы, служит для развития познавательной деятельности, а так же для формирования собственной игры, поведения в коллективе. Умение действовать сообща, наблюдать за игрой товарища, умение ждать, соотносить свои действия с действиями товарища.


Список литературы:

1. Аубакирова, А. О. Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми / А. О. Аубакирова, М. Н. Смыкова, А. А. Кульмаганова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар : Новация, 2016. – С. 200-202.

2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации