12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Майер Юлия Ивановна13
2

"Дидактическая игра в развитии речи дошкольника"

Дидактическая игра в развитии речи дошкольника

Майер Ю.И., учитель-логопед

МБДОУ детский сад №1 пгт. Верховье


«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В.А


Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Язык — «важнейшее средство человеческого общения».Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.[1]

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует. Игра способствует формированию звуковой культуры, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, развитию умственной деятельности.

В своих работахрусский педагог А.И Сорокина отметила, что на основе сопоставления некоторых видов игр необходимо дать им краткую сравнительную характеристику, так как без более или менее чёткого выделения общего и различного иногда очень произвольно один вид игр отождествляется с другим; общие признаки, различия стираются не выделяются особенности, присущие тому или иному виду. Игра часто подменяется упражнениями, занятиями, в основе которых лежат задания и их выполнение. Недостаточная чёткость в характеристике игрвызывает затруднения у педагогов в руководстве ими, снижает эффективность их использования как средство воспитания, обучения и развития.

Чаще других отождествляют сюжетно-ролевые и дидактические игры. В сюжетно-ролевые игры, в руководство ими иногда привносится излишний дидактизм, стремление учить детей путём прямого руководства. И внимание детей направляется лишь на то, что они должны усвоить; происходит «выравнивание» игровых действий, усиливаются требования к выполнению в игре предписываемых правил, анализируется итог игры: что выполнено, что не выполнено. что дети усвоили, чему научились.

В дидактическую игру в свою очередь привносится излишняя сюжетность, развлекательность, «сюрпризное украшательство», тогда как основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем.[2]

Дидактическая игра является сложным педагогическим явлением. Педагог проводит дидактическую игру в целях обучения, в то время как обучение строится на основе игровой ситуации.

По мнению Швайко Г.С., дидактические игры можно разделить на две группы:

1)игры и упражнения, направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем и формирование словаря;

2) игры и упражнения, способствующие совершенствованию работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

1) Ознакомление с окружающим и формирование словаря. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту - два взаимосвязанных подхода, которые использованы автором при разработке игр.

2) Воспитание звуковой культуры речи. В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное звукопроизношение, но и культура речи (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость), а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи - необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте. [4]

В дошкольной педагогике дидактические игры можно разделить на три группы:

Игры с предметами (игрушками)

В играх используются различные предметы, игрушки. Ценность этих игр заключается в знакомстве детей со свойствами предметов и их признаками: величиной, качеством, цветом, формой.

Игры с предметами дают возможность решать различные

воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. [5]

Настольно-печатные игры

Эти игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. С помощью этих игр можно развивать логику, внимание, воображение, речевые навыки.

Словесные игры

Данная группа игр построена на словах и действиях играющих. Главная особенность в таких играх состоит в том, что дети, опираясь, на уже имеющие представления о предметах учатся углублять знания о них, так как эти игры основываются на ранее приобретённых знаниях для того, чтобы использовать их в новых связях, в новых обстоятельствах.

В словесных играх у детей присутствует самостоятельность, так как они решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, вы­деляют характерные их признаки; отгадывают по описанию; нахо­дят признаки сходства, и различия; группируют предметы по свойствам; находят алогизмы в сужде­ниях.[6]

При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.

Детям младшей группы педагог объясняет правила в процессе самой игры. Дети средней группы могут запомнить правила, если педагог разъяснит их до игры. В старших и подготовительных к школе группах правила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть только существенные признаки предмета, объединять несколько предметов одним словом и др.[3]

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод: игра – ведущий вид деятельности. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.





Литература

1.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

2.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). – М.: 1982г.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: 1977г.

Электронные ресурсы

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. http://xn--c1aoidec0a.xn--p1ai/bibl/2/book/doc/7_1_2.pdf

5.Головацкая К.Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры. Особенности и виды дидактических игр. https://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-na-vsestorone-razvitie-reb-nka-igry-osobenosti-i-vidy-didakticheskih-igr.html

6. Виды дидактических игр. https://mydocx.ru/10-142699.html








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.