Статья «Роль игры в развитии дошкольника»
Орлова Светлана Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №169»,
Краснодарский край.
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Игра - основной вид деятельности ребенка, который помогает ему познавать окружающий мир. Она его обучает, воспитывает, развивает любознательность, дисциплинированность, память, мышление и формирует личность. Их можно разделить на несколько групп: сюжетно – ролевые или творческие, дидактические и подвижные.
Воспитывать дошкольника играя - значит заложить основные ценности, которые неизменны: доброта, любовь, справедливость, честность, требовательность.
В сюжетно - ролевой игре дети учатся налаживать общение, приобретают навыки культурного поведения, подражая взрослым, изображая их жизнь в реальности. В основе игры содержится сюжет, который воспитатель помогает развить воспитаннику. Формировать умению доброжелательно договориться по распределению ролей, отстаивать своё мнение и обязанности в игре. В первых играх ребенок копирует, то что видит в семье, действия бабушки, мамы, папы, дедушки. Когда ребенок становится старше, он познаёт окружающий мир, наблюдает за действиями посторонних людей – врача, продавца, парикмахера. Благодаря правилам игры, дошкольники учатся регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями.
Творческие игры дети создают сами придумывая сюжет, свои правила и действия. В игре они учатся творить, мечтать, развивать воображение, создавать свою реальность.
В дидактической игре характерные особенности в том, что они созданы взрослыми для обучения и воспитания детей. К этой группе относятся: настольно – печатные игры, разнообразное лото, пирамидки, словесные игры. Каждая дидактическая игра содержит: дидактическую задачу, содержание, правила, игровые действия и все они взаимосвязаны между собой.
Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим, развитие речи, изучение математических представлений. В игре поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с детьми регулируются правилами. Обучать правилам игры должны воспитатели, родители.
Дидактическая игра учит детей применять свои знания в различных игровых ситуациях, активизируют умственные процессы и доставляют эмоциональную радость.
Подвижные игры формируют здоровый образ жизни ребенка, укрепляют здоровье, воспитывают двигательную активность, самостоятельность, навыки поведения в коллективе; развивают физические качества ребенка: ловкость, дисциплинированность, взаимопомощь. С помощью игр дети учатся ориентироваться в пространстве «Найди свой домик, «Уголки», «Самолеты» и другие, улучшают координацию движений «Море волнуется», «Карусель», «Через ручеёк».
Игра имеет огромное образовательное значение для дошкольников, она связана с обучением на занятиях и наблюдениями в повседневной жизни. В ней проявляются индивидуальные способности детей, развиваются знания, полученные в детском саду и дома, способствующие самовыражению личности.
Приложение № 1
Сюжетно - ролевая игра «Семья». «Вечер в кругу современной большой семьи».
Цель: формировать представление о семье, об обязанностях членов семьи их взаимоотношениях, семейных традициях.
Задачи:
образовательные: учить детей отражать в играх события реальной жизни, вносить семейные традиции в игру;
воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою семью, воспитывать умение любить, доброжелательно относиться к старшим и младшим, желание заботиться о близких;
развивающие: развивать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.
Оборудование: настольный, театр, гладильная доска, шахматы, утюг, инструменты, посуда, кровать, настольная игра, игровые атрибуты.
Ход игры:
Распределение ролей: бабушка, дедушка, мама, папа, внуки, внучки.
- бабушка стирает с внучкой/ настольный театр с внуками сказка;
- дедушка играет в шахматы / чинят утюг;
- папа укладывает малыша, чтение на ночь;
- мама гладит белье / готовит ужин;
- старшие дети играют в настольную игру.
Вечером семья собирается дома, папа и мама возвращаются с работы, бабушка и дедушка занимаются с внуками, проявляя заботу о родных и близких, играют в игры, выполняют домашнюю работу прививая трудолюбие внукам, семья накрывает стол к ужину. После семья проводит свое время в совместной игре с родными.
Бабушка с мамой наводят порядок в комнате и укладывают детей спать, напоминая о том, что завтра рабочий день и всем рано вставать.
Список литературы:
Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие/ В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ,2009.
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Е.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: - МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2019 г.
Михайленко Н. Я. Теория сюжетно — ролевых игр. — М.: ЮНИТИ. 2010.