12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трегуб Жанна20
Преподаватель в художественной школе
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский

Роль эскиза в работе над натюрмортом.

Трегуб Жанна Вячеславовна,

Преподаватель рисунка, живописи, композиции

МАУДО «Детская Художественная Школа»

Г. Петропавловск-Камчатский


Лучшим объектом для обучающегося живописи с натуры является натюрморт. Принципиальное отличие натюрморта от природы состоит в том, что он сочиняется для осуществления учебных и творческих целей. Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета. В хорошо поставленном натюрморте нет ничего лишнего, случайного.

t1577263419aa.jpg

Практическая работа над учебным натюрмортом начинается с поставленных задач и выполнения предварительных эскизов (форэскизов).

Задачи могут носить самый разнообразный характер: выразительное колористическое решение, содержание цветовой ограниченности, декоративное решение, акварель в техническом многообразии и т.д.

Эскизы позволяют в короткое время создать и опробовать множество вариантов образно-пластического решения будущего натюрморта - прежде всего это касается композиционного решения.

При компоновке изображения верно и достаточно равновесно распределяются изображаемые предметы. В старших классах ДХШ учащимся нежелательно фотографически следовать за натурой. Для воплощения замысла своего натюрморта они учитывают и изменяют расстояния между предметами, их высоту, ширину, взаимное расположение. И все это чуть-чуть, без ущерба для главных характеристик изображения. Нужно не забывать, что и с изменением точки зрения, с которой воспринимается постановка, меняются видимость, взаиморасположение предметов и это также дает возможность увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения.

t1577263419ab.gift1577263419ac.jpgt1577263419ad.jpg

С помощью компоновки изображения одновременно будет уточнен и формат. Поиск формата - это выяснение величины свободных мест справа и слева, внизу от группы предметов. От него зависит динамика или статика, ритмический строй и эмоциональность изображения. Кроме того, разные форматы способны влиять на смысловое содержание изображения. Принято считать, что квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Горизонтальный формат используют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикальный формат способствует созданию величавой торжественности.

t1577263419ae.jpg

t1577263419af.jpgt1577263419ag.jpg

Полезно выполнить не только линейный, но и черно- белые варианты, не вводя никакого цвета. Возникает вопрос: зачем в работе над живописным натюрмортом нужны графические эскизы? Черно-белый эскиз позволяет добиться сильных и правильных тоновых отношений. В работе над декоративным натюрмортом такие эскизы очень помогают выявить структуру композиции, выстраивать ритм, определяя контуры и силуэты предметов.

t1577263419ah.jpgt1577263419ai.jpg

t1577263419aj.jpgt1577263419ak.jpg



Начиная работу над цветовым эскизом нужно стремиться передать самое первое впечатление от увиденной натуры. В этих эскизах определяется цветом и тоном главное и второстепенное, массы, пространства, общая тональность. Прослеживается объединяющий цвет, свет, ищется палитра, красочное сочетание для выявления цветовой гаммы картины.

t1577263419al.jpgt1577263419am.jpg

t1577263419an.jpg

Можно выделить и основные ошибки, которые обычно допускаются на стадии предварительного эскиза:

1.Не следует превращать эскиз в миниатюрную копию картины. В нем надо ограничиться большими светом и тенью, искать большие массы главного и существенного. Цветовые пятна, появляющиеся в процессе работы, должны носить хоть и примерный, но все же узнаваемый характер.

2. Не нужно забывать про правильную постановку задачи, иначе неминуемо выходят эскизы-близнецы. А это приводит к потере интереса к работе.

3. Нередко работа над эскизами остается сама по себе: шли поиски, находились решения - но при выполнении итоговой работы вся предварительная, эскизная часть почему- то не учитывается. Забывается о композиционном и цветовом решении, найденном в предварительном эскизе.

t1577263419ao.jpg

Работа над эскизами – процесс увлекательный. Но не стоит писать эскиз ради эскиза и чрезмерно затягивать поиски, которые могут привести к «охлаждению» от натуры. И тогда, вместо свежей и энергичной основной работы мы получим скучный результат.

t1577263419ap.jpg

На самом деле эскиз выполняется до удачного решения. Причем удача, найденная в эскизе, видна сразу, особенно если одновременно сравнить несколько подобных рисунков

И хотелось бы посоветовать всем, кто серьезно занимается искусством, как можно больше рисовать, писать этюды, делать композиционные наброски, сохраняя легкость, постараться проникнуть в сущность увиденного.​​​​​​​

Список используемой литературы:

1.Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция - Москва, Просвещение, 1978- стр.26, 30

2.Журнал Художественная школа / № 5(44) 2011, с.4, 5, 6. Андрей Савельев - Работа над эскизом. О выполнении форэскиза к учебным постановкам.

3.Дидактическая работа «Последовательность выполнения живописной работы (на примере натюрморта)» Тихомирова Е. И. (Электронный ресурс)

http://pedmir.ru/viewdok.php?id=25281





Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.