Программа дополнительного образования в 8 классе «Физика для всех»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №82
ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______________ /М.А.ЛАВРИНЕНКО/
«____» ___________20____г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 82
___________ /О.Н. ЧИРСКОВА/
«_____» __________20___г.
Программа
дополнительного образования
«Физика для всех»
В 8 классе
Автор: Дмитрова Елизавета Николаевна
учитель физики
Волгоград
2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса реализуемого в рамках платных дополнительных образовательных услуг по физике для 8 класса разработана на основе авторской программы Е.Н. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2011
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 8 класса, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия данного объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия объединения являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы объединения рассчитано на 1 час в неделю.
В авторскую программу внесены изменения ,исходя из поставленных задач.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА «ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ»
Цели:
Создание условий для развития личности ребенка.
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Решение разных типов задач
Занимательные опыты по разным разделам физики
Применение ИКТ
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Наблюдения за звездным небом и явлениями природы
Форма проведения занятий объединения.
Беседа
Практикум
Вечера физики
Экскурсии
Выпуск стенгазет
Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера
Навыки решения разных типов задач
Навыки постановки эксперимента
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интерне
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Тип занятия |
Содержание |
Дата |
||
план |
факт |
||||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях объединения Планирование работы. |
1 |
Беседа |
Физика одна из наук о природе. Интересные явления в жизни. |
|||
2 |
Решение олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике) |
5 |
Практикум по решению задач |
Подобрать задачи повышенной сложности к школьной и районной олимп. |
|||
3 |
Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. |
3 |
Презентация |
Найти в Интернете ученых,которые внесли большой вклад в развитие физики. |
|||
4 |
Интересные явления в природе. Занимательные опыты. |
2 |
Эксперимент |
Подобрать ряд интересных опытов из жизни. |
|||
5 |
Тепловые явления. Истользование ДВС . Знакомство с новыми двигателями. |
2 |
Экскурсия |
Принцы работы котельных. Экология, виды топлива. |
|||
6 |
Решение экспериментальных и качественных задач. |
4 |
Проведение исследовательской работы |
Качественные задачи с жизненной направленностью |
|||
7 |
Тестовые задания по физике. |
2 |
Тренировочное задание |
Подготовка и проведение тестирования. |
|||
8 |
Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей. |
2 |
Практическая работа. Исследования. |
Значение электричества в жизни общества. Электромагнитны |
|||
9 |
Физика в живой природе. Физика и медицина. |
1 |
Презентация |
Животные и физика Вредность электромагнитных излучений |
|||
10 |
Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. |
1 |
Экскурсия В планетарий |
Планетарное строение солнечной системы. |
|||
11 |
Мир, Земля, Космос, Вселенная…»На кончике пера» |
1 |
Презентация |
Нужны ли нам исследования космоса? |
|||
12 |
Оптика. Занимательные опыты по оптике. |
2 |
Эксперимент |
Оптические иллюзии |
|||
13 |
Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки. Посещение медкабинета. |
1 |
Практическая работа |
Исправление зрения при помощи очков |
|||
14 |
Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку. |
1 |
Беседа |
Звуки и мир безмолвия. |
|||
15 |
«Подмосковные вечера». Интегрированное занятие по физике и музыке |
1 |
Вечер физики. |
Физика и музыка Выпуск газеты. |
|||
16 |
Аэродинамика. Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей |
1 |
Практическая работа |
Развитие авиации и ее значение для общества. |
|||
17 |
Итоговое занятие. |
1 |
|||||
19 |
Общее количество |
30 |
ЛИТЕРАТУРА
Журнал «Физика в школе»
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
А.В.Чеботарёва «Тесты по физике» (7, 8,9 классы), издательство «Экзамен»,Москва, 2012
Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
Ландау Л.Д., Китайгородский AM. Физика для всех. - М.: Наука, 1974.
Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1992.
Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11
Лукашик В.И.Сборник задач по физике-7-9. - М.: Просвещение, 2002
А.В.Пёрышкин. сборник задач по физике 7-9.-М.:Издательство «Экзамен», 2004