«Роль игры и игрушки в развитии речи детей»
Игры в развитии речи детей.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета,— так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем". Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку". Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: "День рождения куклы", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети—пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца". В указанные игры дети вовлекаются постепенно.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т.д.
В ходе дидактических игр воспитатель развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает, выдержу. Дидактические игры проводятся воспитателем со всей группой (вместо фронтального занятия), с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как "Оденем куклу на прогулку", "Уложим куклу спать", "Покормим куклу обедом", участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой. С дидактическими игрушками дети могут играть индивидуально или коллективно.
Игровые приемы, их значение и содержание.
К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д
В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры.
Виды занятий с игрушками.
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и с взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест . Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.
Имеются различные игры, направленные на решение разных речевых задач. Основные задачи:
1.Воспитание звуковой культуры речи
2.Формирование грамматического строя речи
3.Обогащение словарного запаса
4.Развитие связной речи
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые речевые игры будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи. Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия: составлять сюжетный рассказ об игрушке, по картинке или по серии картин, рассуждать, объяснять. Занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: - рассматривание игрушек и предметов. - описание игрушек (описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов). - отгадывание загадок по теме игрушка. - придумывание самими детьми загадок об игрушке. - сюжетный рассказ по набору игрушек, - сюжетный рассказ по одной игрушке. - Рассказы - инсценировки с игрушками. - Занятия - выставки (по описанию игрушек). Занятия с использованием игрушек влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизируют разнообразный словарь. Занятия с использованием игрушек способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Общение с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения. На занятиях воспитатель учит ребёнка выделять существенные признаки, качества предметов, использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова. Необходимо закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
И конструирование, и рисование продуктивные виды деятельности. Но они могут использоваться в обучении родной речи как игровой прием в сочетании с приемом драматизации (похрустеть морковкой, съесть нарисованную ягодку, вылепить пирожок).
Ребенок, познавая окружающий мир, должен иметь возможность увидетьпредмет, потрогатьего, понюхать, прижать к себе, изобразить, услышать, как он называется. Наличие достаточного количества предметов и игрушек, возможность самостоятельно действовать с ними, контакт со взрослым — необходимые условия для полноценного речевого развития малыша. Появление новых игрушек, предметов, материалов, живых объектов и возможность действовать с ними стимулируют детские высказывания.
Таким образом, в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.
Коронова Гульзира Ильсуровна
Безрукова Татьяна Алексеевна