Роль игры на уроке физической культуры
Роль игры на уроке физической культуры
Кутькина Ирина Андреевна
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж
имени И.А. Куратова»
Научный руководитель – Морозова Любовь Александровна
Основным видом деятельности младших школьников на уроках физкультуры являются игры. Подвижные игры применяются в каждом разделе программного материала по физической культуре. Они выделены в программе в отдельный раздел, что говорит о важности подвижных игр.
Игра – один из основных видов деятельности детей, источник положительных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни.
Роль игры на уроке физической культуры особенно велика. Отсюда и множество классификаций игр, например:
Спортивные (командные и групповые).
Подвижные игры и двигательные развлечения.
3. Оздоровительные игровые мероприятия регулируют физические и психические нагрузки, балансируют общее состояние детей (олимпиады, спартакиады)
4. Туристические походы (пешие, водные, велосипедные, горные), туристические слеты и туристические игры. Обладают большой силой этического воспитания.
5. Военно-прикладные. Это военизированные акции: военные игры и состязания, стрелковые соревнования, марш-броски, военизированная полоса препятствий и т.д.
6. Экологические игры. Это игры на местности, экологические тропы, природные игры и забавы, общение с природным и животным миром, экскурсии и прогулки, рекреационные забавы и развлечения.
7. Сюжетно – ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Подразделяют их на ролевые, игры – драматизации, режиссерские. Основные компоненты сюжетно – ролевой игры – тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей особенно в младшем школьном возрасте. В них проявляется умение действовать в непрерывно меняющихся условиях.
Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
Под яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через игру.
Подвижные игры - хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны и на школьных переменах.
Главный признак подвижных игр - наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.
Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность, внимание, воображение и др.
Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо хорошо все продумывать. Соблюдать технику безопасности и строго соблюдать правила игры.
Таким образом, игра занимает фундаментальное значение в физическом воспитании. Внедряя ее в педагогический процесс, мы получаем возможность естественного взаимодействия, получая максимально положительный результат.
Библиографический список
1. Выготский Л.С Роль игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. – [Текст]: непосредственный, электронный // молодой ученый. –2017.–№4(138).–С.324-326.
2. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —507 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08770-3. — [Текст]:электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454354
3. Костычаков В.Ф. Роль подвижных игр в повышении интереса к занятиям по физической культуре [Текст] / В.Ф. Костычаков, А.Ю. Бордачев // Аллея науки. – Изд-во: Издательский центр «Quantum». – 2017. – Т.2 – С. 594-597.