Статья «Роль ИКТ в повышении познавательной активности старших дошкольников в процессе непрерывной образовательной деятельности»
Роль ИКТ в повышении познавательной активности старших дошкольников в процессе непрерывной образовательной деятельности.
В организованной партнёрской деятельности педагога с детьми одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания.
Компьютер оказывает одновременное воздействие на несколько раздражителей (например, изображение и звук), а, следовательно, у ребёнка образуются временные связи между анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.
Существует известная закономерность, которая заключается в том, что восприятие эстетической стороны событий, явлений и чувства, возникающие при этом у ребенка, приводят к повышению его познавательной деятельности, активизируют и стимулируют его творческие способности. Как показывает практика, то, что воспринимается эмоционально, запоминается глубоко и надолго, вызывает дополнительный интерес к событиям, объектам, явлениям.
Детей постоянно нужно удивлять, показывать что-то новое. Один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение при этом имеет многообразие форм подачи. В этом очень помогают современные информационные технологии.
Использование ИКТ существенно влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников, о чем свидетельствуют увеличение количества задаваемых ими вопросов и стремления ставить перед собой более трудные задачи и выполнять их.
Интерактивная доска является универсальным средством для воспроизведения аудио-, фото- и видео - информации. Легкость её использования для детей обеспечивается сенсорным экраном, беспроводным управлением с помощью мыши/планшета, интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами.
Использование интерактивной доски и планшетных компьютеров помогает развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др.
Развивающие занятия с использованием ИД и планшетных компьютеров стали намного ярче и динамичнее. С помощью одного из предложенных в комплекте электронных маркеров педагог или ребенок могут выделить или подчеркнуть необходимую информацию, что дополнительно привлекает к ней внимание.
У дошкольника внимание становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- повышение интенсивности и качества воспитательной и образовательной работы с дошкольниками по методикам развивающего обучения;
- развитие познавательных способностей;
- развитие интеллектуальных способностей, формирование элементов абстрактного мышления, развитие воображения и творческих способностей;
- развитие мелкой моторики кисти руки, формирование тончайшей координации движений глаз;
- уменьшение времени как простой реакции, так и реакции выбора;
- воспитание целеустремлённости и сосредоточенности;
- развитие элементов наглядно-образного и теоретического мышления;
- развитие способностей к прогнозированию результата действий.
Функциональные возможности интерактивной доски и планшетных компьютеров:
- предъявление материала в фото-, видео-, аудио- формате (самый очевидный способ – показ компьютерных презентаций), возможность одновременного предъявления совокупности объектов: например, воспроизведение музыкального отрывка для физкультминутки при одновременном схематическом изображении на экране необходимых движений.
- моделирование опытов и экспериментов, возможность тестирования с моментальным выводом результатов: подключение электронного микроскопа позволит проводить опыты и видеть результат;
- выведение информации на экран и её редактирование в «онлайн режиме», дальнейшее её хранение, передача и повторное воспроизведение: функция аннотаций на экране.
Таким образом, ИКТ расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности, этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Но нельзя забывать, что информационно-коммуникационные технологии повышают продуктивность педагогического процесса только в том случае, если педагог хорошо себе представляет и понимает психологические особенности их применения.