12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Романова Светлана Николаевна20
1

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ - технологий».

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ - технологий».

Актуальность работы по использованию ИКТ - технологий в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Применение ИКТ - технологий в специально организованной экспериментальной деятельности ребёнка способствует развитию наглядно-образного мышления, формированию у ребёнка дошкольного возраста целостной картины мира. Использование информационных технологий закладывает у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом в дальнейшем успешной учебно-познавательной деятельности. ИКТ - технологии в совокупности с собственной экспериментально-продуктивной деятельностью формирует структурные компоненты системного мышления.

Использование ИКТ - технологий в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ – технологий в организованной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

В сложившейся ситуации меня заинтересовала проблема при организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, так как некоторые опыты сложны для воспроизводства, а процессы и явления сложно объяснить. Как сделать опытно экспериментальную деятельность доступной для всех? Поэтому я решила уделить внимание проблеме формирования у детей познавательной активности с помощью опытно – экспериментальной деятельности с использованием ИКТ - технологий.

Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателя в совместную исследовательскую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Использование ИКТ облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Информационно коммуникационные технологии расширяют возможности взаимодействия между ребенком и воспитателем и помогают формировать у детей такие умения и навыки, которые им необходимы для полноценной деятельности в XXI веке. Среди таких навыков:

•        самостоятельность и независимость;

•        творчество и способность к инновациям;

•        критическое мышление.

Для   воспитания поколения  XXI   века   необходимо        использовать      новые педагогические методики. Среди них такие как:

•        Активное обучение

•        Метод проектов

•        Личностно ориентированное обучение

•        Неформальное обучение

•        Метод экспериментов

Применение ИКТ в образовательной деятельности позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий - обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Исходя из вышесказанного, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности.

Мной было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития исследовательской активностью дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольных       учреждениях. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: найти наиболее эффективные  средства, которые помогут развить у детей потребность познавать мир самому и при этом размышлять, и все это можно развить у детей с помощью экспериментирования.

Для внедрения в практику, нужно было сначала понять, а вообще нужно ли экспериментирование для детей 5  - 7 лет, интересно ли это детям. Для этого был проведен мною мониторинг по интегративным областям в результате, которого были выявлены следующие данные:

- у детей относительно снижены показатели познавательных способностей, логического мышления;

- дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления;

- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, - недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации;

- испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.

Изучив данные показатели, я пришла к выводу, нужно не только  расширять, но и  углублять знания детей используя данный метод обучения и  развития. Так же, мною было проведено анкетирование среди родителей старших дошкольников нашего детского сада, актуально ли экспериментирование для их детей и для них. Обработав анкеты, я выяснила, что 67% -  родителей считают эту тему очень актуальной для своих детей и для себя, 21% - родителей считают,  главное, что бы ребенок был хорошо подготовлен к школе, через любые методы и приемы развития и образования и 12% - родителей затрудняются ответить. Из выше изложенного, я сделала вывод, что данная тема очень актуальна и интересна родителям. Затем был поведен мониторинг среди детей 5 – 7 лет,  исследовала предпочитаемый вид деятельности детьми, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Из мониторинга следовало, что на начало опыта, хотели и активно предпочитали заниматься экспериментальной деятельностью только 18% детей старшего дошкольного возраста.

Прежде чем использовать данный метод в своей практике, я изучила, прочла много материала  ведущих авторов по данной теме, прежде всего материалы Ж. Пиаже – это он первый ввел термин «экспериментирование». Он проанализировал значение экспериментирования для подростков и детей старшего дошкольного возраста, при этом доказал, что экспериментирование дает реальное представление о явлениях природы, о различных объектах неживой природы, об их взаимосвязи. В качестве базовой программы определена, основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №29». Пособие «Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст». - Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений. Предлагаемое пособие посвящено рассмотрению экспериментально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте личностно-ориентированного образования культурологического типа. В пособии представлено содержание программы "Детское экспериментирование", технологии деятельности педагогов по руководству экспериментальной деятельностью дошкольников и планирование данного вида деятельности, а также примерные конспекты занятий. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Программа «Ребенок в мире поиска» носит инновационный характер и является результатом исследований О.В. Дыбиной и обобщением экспериментальной работы по организации поисково-познавательной деятельности детей на базе ДОУ. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В книге представлены разработки  заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Много дидактических игр, схемы, модели. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие» Александра Иванова. В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» -   Н. М. Зубкова.  В данной книге собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить родителями с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Изучив литературу и используя свои знания по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, я сделала вывод, что данный подход повышает эффективность системы работы по данной теме, при этом есть еще не использованные резервы, которые нужно изучать, использовать и внедрять. Все это определило мой выбор темы опыта работы.

Тeрмин «экспeримeнтирoваниe» пoнимается как особый спосoб практического oсвоения дeйствительности, направленный на сoздание таких условий, в которых предметы наиболее полномасштабно обнаруживают сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучeния и применяется для передачи детям новых знаний, а так же может рассматриваться как  форма  организации пeдагогического  процeccа.  Однако, экспериментированиe является одним из видов познавательной деятельности совместным для детей и взрослых.

Посмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по опытно - экспериментальной деятельности дошкольников, был отобран необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям, в достижении успешных результатов по формированию познавательной активности детей. В рамках реализации проектной деятельности были использованы активные методы и приёмы обучения для формирования у детей познавательной активности      посредством      опытно-экспериментальной         деятельности. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

1)      живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;

2)      неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;

3)      человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Система конкретных педагогических действий выстраивалась от простого к сложному, с учётом возрастных особенностей детей и была направлена на достижение поставленных задач. В работе применялись следующие методы:

  Cлoвесные;

  Наглядныe;

  Практичeские;

  Игровыe.

А также использoвались принципы:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии         и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям         применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка - дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности        ребенка.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности,

  • в процессе которой они  сами  делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,   способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения:

  • ведущая цель обучения опирается на познавательную, развивающую и воспитательную задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и умений, значительно повысить уровень познавательной активности детей дошкольного возраста, воспитать с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

ООД с детьми проводится, небольшими подгруппами или со всей группой детей, в зависимости от объема мероприятия и количества информации.

Опытно-экспериментальная работа с применением ИКТ – технологий проводилась 1 раз в неделю, но она была качественно преобразована, расширена, углублена, объединена, систематизирована.

В начале работы по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников была поставлена цель: правильно организовать предметно – развивающую среду в группе и на улице. Поскольку без этого невозможно добиться положительных результатов.

В группе созданы мини-лаборатории «Юный эколог», «Юный химик», «Юный биолог», где дети проводят поисково - исследовательскую деятельность с объектами живой и неживой природы. Мини-лаборатории позволяют расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира, знакомят с различными свойствами веществ, развивают представления детей о некоторых факторах среды, создают   условия   для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Дети взрослели и объем знаний и умений, которыми они должны овладеть возрастал. Поэтому начиная со старшей  группы начала применять проектный метод, так как предполагалось, что совместная деятельность должна сблизить педагога, ребенка и его родителей, углубить имеющиеся знания и дать новые. В основе этого метода лежит поисковое поведение дошкольника. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями. Проектная деятельность позволяет организовать практическую работу по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.  Проекты помогают совместить все виды детской деятельности, объединить их одной темой и привлечь к реализации проектов родителей. Я совместно с родителями провела проект «Полезные и вредные продукты». Дети совместно с родителями исследовали состав покупаемых продуктов, сравнивали и анализировали.

В опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста очень эффективно используются ИКТ - технологии. В  век информатизации дети с увлечением знакомятся с миром природы и её объектами с помощью современных технологий, что, безусловно, способствует более глубокому пониманию материала. Мной была разработана серия презентаций и медиатека интерактивных игр по ознакомлению дошкольников с миром неживой природы, её объектами и явлениями.

Огромное значение в формировании у детей экспериментальных навыков, через них развитие познавательных способностей, принадлежит семье. Но родители испытывают затруднения в преподнесении полученных знаний из книг по экспериментированию, затрудняются в объяснение различных действия и методов проведения экспериментов и опытов, хотя им очень травиться показывать элементарные опыты дома. Поэтому для решения проблемных ситуаций, которые необходимо решать в процессе педагогической деятельности, важно тесное  взаимодействие двух социальных институтов: семья и детский сад.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.