Статья «Применение ИКТ-технологий в образовательном процессе»

15
23
Материал опубликован 26 November 2021 в группе

 

Язенина Ольга Анатольевна

ОГБОУ “Центр образования для детей

с особыми образовательными

потребностями г. Смоленска”

г. Смоленск, Россия

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация: в статье описывается опыт использования ИКТ в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды, ИКТ-технологии, игра, тренажёры, интерактив, квесты, обучение, образование, Google-инструменты.

 

Я работаю учителем начальных классов в областном государственном бюджетном образовательном учреждении "Центр образования для детей с особыми образовательными потребносьями г. Смоленска". Здесь обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, проживающие на всей территории Смоленской области. 

Обучающиеся осваивают образовательную программу  индивидуально на дому (по месту жительства) в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, через сеть Интернет.

Если в обычной школе учитель имеет возможность взаимодействовать, контактировать с обучающимся - может взять его руку в свою руку, чтобы ему помочь, например, написать буквы, нарисовать что-то, может поддержать, погладив по голове, потрогав по плечу, может использовать раздаточный материал, и так далее, то при дистанционном обучении учителя и обучающегося разделяет экран монитора. Поэтому нам постоянно приходится искать такие методы и формы проведения уроков, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к дистанционному обучению. 

Как повысить эффективность онлайн-урока? Какими способами вызвать интерес к обучению у детей с ОВЗ и инвалидностью? Как сделать так, чтобы они не потеряли интерес к обучению? 

На помощь учителю дистанционной школы приходит замечательное средство: информационно-коммуникационная технология.

Работая в дистанционной школе 8 лет, я убедилась, что новые информационные технологии очень помогают мне делать обучение более привлекательным, мотивирующим, познавательным и увлекательным для школьников с ОВЗ и детей-инвалидов. 

Это происходит из-за неподдельного интереса ребят к компьютерам и различным сервисам и платформам. Работа на компьютерной технике формирует умение ориентироваться в бурном потоке информации, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивает творческие способности. 

ИКТ можно применять на различных этапах урока, с её помощью решается множество дидактических задач. На своих уроках я эффективно использую различные онлайн-инструменты - презентации, электронные тетради, сайты, интерактивные тренажёры, игры, видео, интерактивные доски, гифки и т.д. 

Онлайн-тренажёры можно использовать на различных этапах урока. Для их проведения можно использовать различные онлайн-сервисы.

1. Организационный этап.

Дидактическая цель: подготовка обучающегося к работе на уроке.

На этом этапе происходит настрой обучающихся на урок, проверяется их настроение. Помимо картинок, изображающих настроение (отличное, хорошее, нормальное, так-себе, плохое), можно использовать иконки эмоджи, которые в большом количестве есть в чатах Скайпа и Google-Hangouts. Обучающийся может выбрать любую иконку, соответствующую его настроению и отправить в чат.

2.  Актуализация знаний.

Дидактическая цель: проверка знаний (умений) обучающихся, необходимых для изучения нового материала, выявление причин, обнаруженных недостатков и пробелов, определение путей их ликвидации.

Проверить знания помогут игры, созданные в некоторых сервисах:

- Прочитай слова. 

- Что общего у всех этих слов? (Все эти слова относятся к именам сузествительным)

- Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об имени существительном)

- …

Если зарегистрировать обучающегося в данных сервисах, то можно во время урока предложить ему самому набрать слова, относящиеся к теме (например: привести примеры одушевлённых имён существительных).

- Собери пазл и прочитай тему сегодняшнего урока.

3. Получение новых знаний

Дидактическая цель: формирование конкретного представления об изучаемых фактах, явлениях, закономерностях, создание условий для восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. 

На этом этапе можно использовать видеоуроки с сайтов Инфоурок, Интернет.Урок, Яндекс.Учебник, Шишкина школа, Школа тётушки Совы, материалы с этих же сайтов и с других сайтов РЭШ, МЭШ, МОЭ, Школьный помощник, Lekta, Урок.РФ, Кладовая развлечений, Конспектека, Педагогическая копилка, Мой университет, Умничка, Я иду на урок в начальной школе, Уроки. нет, Педсовет, Urok.1sept, Современный учительский порталНачалка.нет и др. 

При знакомстве обучающихся с новым материалом можно использовать также презентации. Их можно создавать с помощью Google-презентаций, в сервисах Сanva, Рrezi, Рowtoon, Sway, а также можно воспользоваться уже готовыми презентациями, размещёнными на Рptforschool, Учительский портал, Учебныепрезентации.рф, Каталог презентаций, Могу писать, Мyshared  и др.

4. Закрепление новых знаний 

Дидактическая цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в стандартных и нестандартных ситуациях. 

Очень хороший вариант игры для закрепления материала  - квест. Создавать квесты можно на сервисе Learnis.ru  (образец: Квест "Склонение").

Много разнообразных игр можно найти на сервисах Learningapps, Quizizz, Genial.ly (образец 1 нажимать на красные кнопочки с + над стикерами,  образец 2-шаблон),  

Wordwall.net (Игра "Выбор порядка заданий")

Еtreniki.ru  (Образец)

5. Итог урока. Рефлексия

Дидактическая цель: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Подвести итоги урока можно с помощью квиза, который можно создать на сервисах Genial.ly (образец), Wordwall.net (Викторина по рассказу В. Астафьева "Капалуха").

Весь урок можно провести в виде онлайн-квеста на Google-сайте или с помощью Google-рисунка. Для этого в Google-рисунке создаётся, например, карта, на которую вставляются иконки, обозначающие этапы путешествия. К каждой иконке прикрепляется гиперссылка, ведущая на страницу с определённым заданием. Затем полученная карта скачивается в формате PDF, загружается на диск. Обучающемуся предоставляется доступ для просмотра (ко всем заданиям и к карте) и отправляется ему. Образец онлайн-квеста Карта острова сокровищ.

Также весь материал урока можно сгруппировать на интерактивном рабочем листе (Wizer.meОбразец)

Примечание: во многих сервисах необходимо зарегистрироваться (регистрация простая и бесплатная).

Интерактивные дидактические игры, подобранные учителем, помогают на практике отработать навыки устного счёте, грамотности письма. Игры легки в применении, не требуют специальной установки. Их можно быстро подключить к уроку и также быстро выйти из игры, что значительно экономит время урока.

Таким образом, использование ИКТ-технологии облегчает работу педагога, делает её более творческой, интересной, мотивирует обучающихся к познавательной деятельности, компьютерные материалы можно легко применять, исходя из возрастных и физизических особенностей, интересов и степени обученности каждого ребёнка с ОВЗ.


 

Литература:

1. Аствацатуров Г.И. Технология конструирования мультимедийного урока /

Г. Аствацатуров. М., 2002. – 26 с.

2. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4, 2009 г.

3. Герасимова Т.Н., Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/592048/

4. Деменцова В. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015 - 78 с.

5. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании// http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm 

6. Корень А.В., Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Использование современных коммуникационных технологий в учебном процессе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8 - 5. – 29 с.

7. Павлова С.А., Трофимова Р.Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе // Начальная школа. № 4.

8. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании / Успехи современного естествознания / М., 2013. – 39 с.

9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М.: Академия, 2009. 348 с.

10. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога / [Электронный ресурс] – // URL: https://cyberleninka.ru

11. Сайт "Фестиваль педагогических идей". Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ИКТ– компетентность современного учителя. - Статьи - [Электронный ресурс] – // URL: http://festival.1september.ru/ 

 

 

/data/files/z1649139287.docx (ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ)

Комментарии

Ответ #390125 был удален 26 November 2021

Спасибо, все ссылки активны!

26 November 2021

Спасибо большое, Наталья Алексеевна!

26 November 2021

Ольга Анатольевна,спасибо за качественный и интересный материал!

26 November 2021

Оксана Геннадьевна, спасибо!

26 November 2021

Большое спасибо! Отличный ресурс!

26 November 2021

Галина Валентиновна, и Вам спасибо!

26 November 2021

Уважаемые коллеги, если вдруг что-то не будет открываться, напишите, пожалуйста, я исправлю.

26 November 2021

Ольга Анатольевна, спасибо за полезный, актуальный ресурс, думаю многим пригодится в работе!

27 November 2021

Татьяна Анатольевна, я буду очень рада, если педагоги будут использовать мои идеи в своей работе! С удовольствием делюсь с коллегами тем, что помогает делать уроки более интересными.

5 April 2022

Ольга Анатольевна, благодарю за ценность материала. Использую Ваш опыт!

27 November 2021

Мария Александровна, как же мне приятны Ваши слова о том, что Вы используете мои разработки! Это очень окрыляет и позволяет продолжать работать в т ом же духе (или ещё лучше)! Спасибо Вам за добрые слова!

5 April 2022

Дидактическая игра является уникальной формой, позволяющей сделать интересной и увлекательной познавательную деятельность учеников, а эмоциональность игрового процесса активизирует все психические процессы и функции детей. Всё это, несомненно, даст свои положительные результаты в обучении и воспитании обучающихся, особенно, если это дети с ОВЗ. Спасибо Вам, Ольга Анатольевна, за Ваш труд и ценный опыт работы!

27 November 2021

Елена Владимировна, всегда очень приятно читать Ваши отзывы! Читаю не просто слова коллеги, а слова педагога-наставника. Правда-правда! Спасибо Вам большое за такую высокую оценку!

5 April 2022

Поздравляю с победой в конкурсе!!!

12 April 2022

Галина Валентиновна, спасибо Вам большое! Мне очень приятно Ваше внимание!!!

12 April 2022

Ольга Анатольевна! Поздравляю Вас с яркой победой в конкурсе! Успехов Вам во всём, вдохновения, творчества и позитива каждый день!

12 April 2022

Елена Владимировна, от души спасибо Вам за поздравление! Всегда очень жду Ваши отзывы: они - услада моего сердца.

12 April 2022

Ольга Анатольевна, поздравляю с победой в конкурсе! Статья очень полезная!

12 April 2022

Егор Игоревич, спасибо за добрые слова! Я очень надеялась, что статья и материалы пригодятся.

12 April 2022
Показать больше комментариев

Похожие публикации