Я работаю учителем начальных классов в ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" с 2014 года. В школе индивидуально (дистанционно) обучаются дети-инвалиды и детки с ОВЗ. Пед. стаж 35 лет. Высшая категория.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: в статье описывается опыт использования ИКТ в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды, ИКТ-технологии, игра, тренажёры, интерактив, квесты, обучение, образование, Google-инструменты.
Я работаю учителем начальных классов в областном государственном бюджетном образовательном учреждении "Центр образования для детей с особыми образовательными потребносьями г. Смоленска". Здесь обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, проживающие на всей территории Смоленской области.
Обучающиеся осваивают образовательную программу индивидуально на дому (по месту жительства) в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, через сеть Интернет.
Если в обычной школе учитель имеет возможность взаимодействовать, контактировать с обучающимся - может взять его руку в свою руку, чтобы ему помочь, например, написать буквы, нарисовать что-то, может поддержать, погладив по голове, потрогав по плечу, может использовать раздаточный материал, и так далее, то при дистанционном обучении учителя и обучающегося разделяет экран монитора. Поэтому нам постоянно приходится искать такие методы и формы проведения уроков, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к дистанционному обучению.
Как повысить эффективность онлайн-урока? Какими способами вызвать интерес к обучению у детей с ОВЗ и инвалидностью? Как сделать так, чтобы они не потеряли интерес к обучению?
На помощь учителю дистанционной школы приходит замечательное средство: информационно-коммуникационная технология.
Работая в дистанционной школе 8 лет, я убедилась, что новые информационные технологии очень помогают мне делать обучение более привлекательным, мотивирующим, познавательным и увлекательным для школьников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Это происходит из-за неподдельного интереса ребят к компьютерам и различным сервисам и платформам. Работа на компьютерной технике формирует умение ориентироваться в бурном потоке информации, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивает творческие способности.
ИКТ можно применять на различных этапах урока, с её помощью решается множество дидактических задач. На своих уроках я эффективно использую различные онлайн-инструменты - презентации, электронные тетради, сайты, интерактивные тренажёры, игры, видео, интерактивные доски, гифки и т.д.
Онлайн-тренажёры можно использовать на различных этапах урока. Для их проведения можно использовать различные онлайн-сервисы.
1. Организационный этап.
Дидактическая цель: подготовка обучающегося к работе на уроке.
На этом этапе происходит настрой обучающихся на урок, проверяется их настроение. Помимо картинок, изображающих настроение (отличное, хорошее, нормальное, так-себе, плохое), можно использовать иконки эмоджи, которые в большом количестве есть в чатах Скайпа и Google-Hangouts. Обучающийся может выбрать любую иконку, соответствующую его настроению и отправить в чат.
2. Актуализация знаний.
Дидактическая цель: проверка знаний (умений) обучающихся, необходимых для изучения нового материала, выявление причин, обнаруженных недостатков и пробелов, определение путей их ликвидации.
Проверить знания помогут игры, созданные в некоторых сервисах:
- Что общего у всех этих слов? (Все эти слова относятся к именам сузествительным)
- Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об имени существительном)
- …
Если зарегистрировать обучающегося в данных сервисах, то можно во время урока предложить ему самому набрать слова, относящиеся к теме (например: привести примеры одушевлённых имён существительных).
Дидактическая цель: формирование конкретного представления об изучаемых фактах, явлениях, закономерностях, создание условий для восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.
Весь урок можно провести в виде онлайн-квеста на Google-сайте или с помощью Google-рисунка. Для этого в Google-рисунке создаётся, например, карта, на которую вставляются иконки, обозначающие этапы путешествия. К каждой иконке прикрепляется гиперссылка, ведущая на страницу с определённым заданием. Затем полученная карта скачивается в формате PDF, загружается на диск. Обучающемуся предоставляется доступ для просмотра (ко всем заданиям и к карте) и отправляется ему. Образец онлайн-квеста Карта острова сокровищ.
Также весь материал урока можно сгруппировать на интерактивном рабочем листе (Wizer.me, Образец)
Примечание: во многих сервисах необходимо зарегистрироваться (регистрация простая и бесплатная).
Интерактивные дидактические игры, подобранные учителем, помогают на практике отработать навыки устного счёте, грамотности письма. Игры легки в применении, не требуют специальной установки. Их можно быстро подключить к уроку и также быстро выйти из игры, что значительно экономит время урока.
Таким образом, использование ИКТ-технологии облегчает работу педагога, делает её более творческой, интересной, мотивирует обучающихся к познавательной деятельности, компьютерные материалы можно легко применять, исходя из возрастных и физизических особенностей, интересов и степени обученности каждого ребёнка с ОВЗ.
Литература:
1. Аствацатуров Г.И. Технология конструирования мультимедийного урока /
Г. Аствацатуров. М., 2002. – 26 с.
2. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4, 2009 г.
3. Герасимова Т.Н., Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/592048/
4. Деменцова В. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015 - 78 с.
6. Корень А.В., Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Использование современных коммуникационных технологий в учебном процессе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8 - 5. – 29 с.
7. Павлова С.А., Трофимова Р.Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе // Начальная школа. № 4.
8. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании / Успехи современного естествознания / М., 2013. – 39 с.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М.: Академия, 2009. 348 с.
10. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога / [Электронный ресурс] – // URL: https://cyberleninka.ru
11. Сайт "Фестиваль педагогических идей". Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ИКТ– компетентность современного учителя. - Статьи - [Электронный ресурс] – // URL: http://festival.1september.ru/
Татьяна Анатольевна, я буду очень рада, если педагоги будут использовать мои идеи в своей работе! С удовольствием делюсь с коллегами тем, что помогает делать уроки более интересными.