Статья «Применение ИКТ-технологий в образовательном процессе»
Язенина Ольга Анатольевна
ОГБОУ “Центр образования для детей
с особыми образовательными
потребностями г. Смоленска”
г. Смоленск, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: в статье описывается опыт использования ИКТ в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды, ИКТ-технологии, игра, тренажёры, интерактив, квесты, обучение, образование, Google-инструменты.
Я работаю учителем начальных классов в областном государственном бюджетном образовательном учреждении "Центр образования для детей с особыми образовательными потребносьями г. Смоленска". Здесь обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, проживающие на всей территории Смоленской области.
Обучающиеся осваивают образовательную программу индивидуально на дому (по месту жительства) в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, через сеть Интернет.
Если в обычной школе учитель имеет возможность взаимодействовать, контактировать с обучающимся - может взять его руку в свою руку, чтобы ему помочь, например, написать буквы, нарисовать что-то, может поддержать, погладив по голове, потрогав по плечу, может использовать раздаточный материал, и так далее, то при дистанционном обучении учителя и обучающегося разделяет экран монитора. Поэтому нам постоянно приходится искать такие методы и формы проведения уроков, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к дистанционному обучению.
Как повысить эффективность онлайн-урока? Какими способами вызвать интерес к обучению у детей с ОВЗ и инвалидностью? Как сделать так, чтобы они не потеряли интерес к обучению?
На помощь учителю дистанционной школы приходит замечательное средство: информационно-коммуникационная технология.
Работая в дистанционной школе 8 лет, я убедилась, что новые информационные технологии очень помогают мне делать обучение более привлекательным, мотивирующим, познавательным и увлекательным для школьников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Это происходит из-за неподдельного интереса ребят к компьютерам и различным сервисам и платформам. Работа на компьютерной технике формирует умение ориентироваться в бурном потоке информации, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивает творческие способности.
ИКТ можно применять на различных этапах урока, с её помощью решается множество дидактических задач. На своих уроках я эффективно использую различные онлайн-инструменты - презентации, электронные тетради, сайты, интерактивные тренажёры, игры, видео, интерактивные доски, гифки и т.д.
Онлайн-тренажёры можно использовать на различных этапах урока. Для их проведения можно использовать различные онлайн-сервисы.
1. Организационный этап.
Дидактическая цель: подготовка обучающегося к работе на уроке.
На этом этапе происходит настрой обучающихся на урок, проверяется их настроение. Помимо картинок, изображающих настроение (отличное, хорошее, нормальное, так-себе, плохое), можно использовать иконки эмоджи, которые в большом количестве есть в чатах Скайпа и Google-Hangouts. Обучающийся может выбрать любую иконку, соответствующую его настроению и отправить в чат.
2. Актуализация знаний.
Дидактическая цель: проверка знаний (умений) обучающихся, необходимых для изучения нового материала, выявление причин, обнаруженных недостатков и пробелов, определение путей их ликвидации.
Проверить знания помогут игры, созданные в некоторых сервисах:
-
Облако тегов или слов: Сервис Wordart (Tagul) (доп. ссылки: Облакослов.РФ Word.Pro)
- Прочитай слова.
- Что общего у всех этих слов? (Все эти слова относятся к именам сузествительным)
- Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об имени существительном)
- …
Если зарегистрировать обучающегося в данных сервисах, то можно во время урока предложить ему самому набрать слова, относящиеся к теме (например: привести примеры одушевлённых имён существительных).
-
Пазлы: Jigsawplanet
- Собери пазл и прочитай тему сегодняшнего урока.
3. Получение новых знаний
Дидактическая цель: формирование конкретного представления об изучаемых фактах, явлениях, закономерностях, создание условий для восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.
На этом этапе можно использовать видеоуроки с сайтов Инфоурок, Интернет.Урок, Яндекс.Учебник, Шишкина школа, Школа тётушки Совы, материалы с этих же сайтов и с других сайтов РЭШ, МЭШ, МОЭ, Школьный помощник, Lekta, Урок.РФ, Кладовая развлечений, Конспектека, Педагогическая копилка, Мой университет, Умничка, Я иду на урок в начальной школе, Уроки. нет, Педсовет, Urok.1sept, Современный учительский портал, Началка.нет и др.
При знакомстве обучающихся с новым материалом можно использовать также презентации. Их можно создавать с помощью Google-презентаций, в сервисах Сanva, Рrezi, Рowtoon, Sway, а также можно воспользоваться уже готовыми презентациями, размещёнными на Рptforschool, Учительский портал, Учебныепрезентации.рф, Каталог презентаций, Могу писать, Мyshared и др.
4. Закрепление новых знаний
Дидактическая цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Очень хороший вариант игры для закрепления материала - квест. Создавать квесты можно на сервисе Learnis.ru (образец: Квест "Склонение").
Много разнообразных игр можно найти на сервисах Learningapps, Quizizz, Genial.ly (образец 1 нажимать на красные кнопочки с + над стикерами, образец 2-шаблон),
Wordwall.net (Игра "Выбор порядка заданий")
5. Итог урока. Рефлексия
Дидактическая цель: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Подвести итоги урока можно с помощью квиза, который можно создать на сервисах Genial.ly (образец), Wordwall.net (Викторина по рассказу В. Астафьева "Капалуха").
Весь урок можно провести в виде онлайн-квеста на Google-сайте или с помощью Google-рисунка. Для этого в Google-рисунке создаётся, например, карта, на которую вставляются иконки, обозначающие этапы путешествия. К каждой иконке прикрепляется гиперссылка, ведущая на страницу с определённым заданием. Затем полученная карта скачивается в формате PDF, загружается на диск. Обучающемуся предоставляется доступ для просмотра (ко всем заданиям и к карте) и отправляется ему. Образец онлайн-квеста Карта острова сокровищ.
Также весь материал урока можно сгруппировать на интерактивном рабочем листе (Wizer.me, Образец)
Примечание: во многих сервисах необходимо зарегистрироваться (регистрация простая и бесплатная).
Интерактивные дидактические игры, подобранные учителем, помогают на практике отработать навыки устного счёте, грамотности письма. Игры легки в применении, не требуют специальной установки. Их можно быстро подключить к уроку и также быстро выйти из игры, что значительно экономит время урока.
Таким образом, использование ИКТ-технологии облегчает работу педагога, делает её более творческой, интересной, мотивирует обучающихся к познавательной деятельности, компьютерные материалы можно легко применять, исходя из возрастных и физизических особенностей, интересов и степени обученности каждого ребёнка с ОВЗ.
Литература:
1. Аствацатуров Г.И. Технология конструирования мультимедийного урока /
Г. Аствацатуров. М., 2002. – 26 с.
2. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4, 2009 г.
3. Герасимова Т.Н., Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/592048/
4. Деменцова В. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015 - 78 с.
5. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании// http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
6. Корень А.В., Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Использование современных коммуникационных технологий в учебном процессе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8 - 5. – 29 с.
7. Павлова С.А., Трофимова Р.Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе // Начальная школа. № 4.
8. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании / Успехи современного естествознания / М., 2013. – 39 с.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М.: Академия, 2009. 348 с.
10. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога / [Электронный ресурс] – // URL: https://cyberleninka.ru
11. Сайт "Фестиваль педагогических идей". Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ИКТ– компетентность современного учителя. - Статьи - [Электронный ресурс] – // URL: http://festival.1september.ru/
/data/files/z1649139287.docx (ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ)
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Ильина Оксана Геннадьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Ковалева Галина Валентиновна
Язенина Ольга Анатольевна
Язенина Ольга Анатольевна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Язенина Ольга Анатольевна
Антропова Мария Александровна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Ковалева Галина Валентиновна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Панов Егор Игоревич
Язенина Ольга Анатольевна