РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАТФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация.
Статья посвящена исследованию роли интерактивных платформ в организации
обратной связи при обучении английскому языку. Обратная связь является ключевым
элементом образовательного процесса, позволяя учащимся оценивать свои успехи и
выявлять пробелы в знаниях. Однако традиционные методы контроля не всегда
обеспечивают своевременное и конструктивное взаимодействие между учителем и
учеником. В статье рассматриваются основные принципы эффективной обратной связи, а
также предпосылки внедрения информационно-коммуникационных технологий в
образовательный процесс. Особое внимание уделено интерактивной платформе «Online test
pad», которая предоставляет возможности для анализа учебных достижений и
индивидуализации образовательного процесса. Результаты исследования показывают, что
использование таких платформ способствует повышению мотивации учащихся и улучшению
качества обучения английскому языку.
Ключевые слова: обратная связь, обучение английскому языку, интерактивные платформы,
формирующее оценивание, информационно-коммуникационные технологии, Online test pad,
мотивация учащихся, образовательный процесс.
Annotation
The article is devoted to the study of the role of interactive platforms in the organization of
feedback in English language teaching. Feedback is a key element of the educational process,
allowing students to evaluate their progress and identify gaps in knowledge. However, traditional
control methods do not always ensure timely and constructive interaction between teacher and
student. The article discusses the basic principles of effective feedback, as well as the prerequisites
for the introduction of information and communication technologies in the educational process.
Special attention is paid to the interactive platform "Online test pad", which provides opportunities
for analyzing educational achievements and individualizing the educational process. The results of
the study show that the use of such platforms helps to increase student motivation and improve the
quality of English language teaching.
Keywords: feedback, English language teaching, interactive platforms, formative assessment,
information and communication technologies, Online test pad, student motivation, educational
process.В процессе изучения английского языка, получение обратной связи
представляет собой важный аспект, предоставляющий данные о выполнении
различных заданий учащимся. Это дает возможность учащимся оценить свою
работу, а также способствует разработке методов для повышения
эффективности обучения.
Контроль на уроках не всегда служит своей прямой образовательной
цели, так как задания для проверки знаний могут оставаться без внимания
учителей на долгое время. Это приводит к тому, что учителя приступают к
объяснению новой темы, не уделяя должного внимания исправлению и анализу
ошибок, обнаруженных в процессе проверки. Учащиеся, в свою очередь, ждут
обратной связи и стремятся понять, по каким критериям оцениваются их
работы. Применение методов обратной связи может значительно улучшить
качество обучения, ответив на эти потребности.
Ellis [12] определяет обратную связь «как ответную реакцию на реплики
ученика, содержащие ошибки». В англоязычной методической литературе
обратная связь является неотъемлемой частью формирующего оценивания
(formative assessment). Обратная связь связывает новое знание со старым,
активизируя когнитивные механизмы, акцентирует пробелы в знаниях и
умениях учащегося, побуждая его работать над их заполнением.
Полученная обратная связь способствует соединению новых и уже
имеющихся знаний, стимулируя когнитивные процессы. Она выделяет
недостатки в знаниях и навыках учащихся, мотивируя их устранять эти
пробелы.
Обратная связь должна обладать следующими признаками [11]:
1) являться частью учебного и оценочного процесса;
2) давать информацию о том, в какой мере учащийся достиг учебные
цели;
3) содержать информацию, которую студент может применить для
того, чтобы улучшить свои достижения;4) быть конструктивной и давать учащимся понять, что научение не
бывает без практики и ошибок;
5) содержать комментарии о выполненной работе, а не личных
качествах обучаемого;
6) обеспечиваться вовремя, сразу после выполнения задания или по
прохождении небольшого промежутка времени, пока не потеряна его
актуальность.
Талызина Н.Ф. подчеркивает, что ключевым аспектом эффективного
обучения является наличие обратной связи в процессе текущего контроля. По
ее мнению, регулярное получение обратной связи является важным для
глубокого понимания учебного материала. Важность обратной связи
заключается не только в указании на правильность выполненной работы, но
прежде всего в выявлении типов ошибок и предложении методов для их
исправления [10].
Поэтому обратная связь при обучении английского языка должна быть
направлена на исправление и коррекцию ошибок в процессе выполнения
заданий.
Существует несколько способов использования обратной связи на уроках
английского языка. Одним из наиболее важных способов является роль
интерактивных платформ.
Современный учебный процесс никак не может обойтись без внедрения
информационно-коммуникационных технологий. Они способствуют развитию
мотивации к обучению английского языка, делают уроки более
увлекательными.
Сегодня обучение английскому языку это не просто выполнение
различных упражнений. Современные образовательные интерактивные
платформы, используя технологии анализа данных, мониторят развитие,
выявляют недостатки и предоставляют подходящие материалы для обучения.
Такой подход обеспечивает глубокое понимание сильных и слабых сторон в
процессе обучения, облегчая данный процесс направлением на конкретныецели и прослеживание прогресса в достижении свободного владения
английским языком [1].
Применение интерактивных платформ в процессе обучения английского
языка может является эффективным средством обратной связи.
В данной работе будет рассмотрена интерактивная платформа «Online test
pad» [13]. Данная платформа обладает большими возможностями для обучения
английского языка как в формате он-лайн, так и в формате оффлайн. Каждому
ученику просто достаточно иметь ссылку на данную платформу, пройти
разовую регистрацию и включиться в работу. Данный ресурс состоит из
множества конструкторов, с помощью которых можно создавать комплексные
задания как получение новых знаний, на их отработку и их контроль. На
данной платформе можно создавать целые уроки, платформа поддерживает
систему дистанционного обучения, а также различные виды контроля знаний, с
помощью которых учитель не просто проверяет знания учащихся, но может
корректировать их ошибки.
Например, на платформе есть конструктор опросов, с помощью которого
учитель может создать опрос по итогу изучаемой как лексической так и
грамматической темы. Опрос может состоять из множества вопросов, на
которые учащимся необходимо ответить. Любой опрос может включать
вопросы, которые будут касаться определенной пройденной темы, что
узящиеся поняли, что нет. В процессе анализа результатов учитель получает
яркую картину успехов и неудач учеников в процессе изучения темы. Таким
образом, ему легко организовать обратную связь с ними и проработать ошибки.
Данный конструктор позволяет создавать до 11 типов вопросов. Учителю
доступен просмотр каждого результата, статистика ответов по каждому
вопросу. В табличном виде могут быть представлены ответы на все вопросы,
которые можно сохранить в формате Excel.
Конструктор тестов позволяет создавать до 18 типов вопросов. Для
каждого теста учитель может создать результаты типа психологический тест,
личностный тест, образовательный тест. Здесь доступна «Профессиональнаянастройка шкал» теста, чтобы учитель смог реализовать практически любую
логику расчета результата. Ему доступен просмотр каждого результата,
статистики ответов и набранных баллов по каждому вопросу, статистики по
каждому результату. В табличном виде представлены все результаты,
регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые опять же можно
сохранить в формате Excel.
Как и тесты, так и опросы можно создавать и на лексические и на
грамматические темы.
Конструктор кроссвордов позволяет создавать до 5 типов кроссвордов:
Классический кроссворд, сканворд (скандинавский кроссворд), японский
кроссворд, цветой японский кроссворд, филворд (венгерский кроссворд).
Учитель имеет возможность анализировать решения по каждому слову
индивидуально, а также ознакамливаться с общей статистикой и результатами
учеников. Все данные и ответы представлены в таблице, которую можно
экспортировать и сохранить в виде файла Excel.
Отдельно стоит остановиться на конструкторе диалоговых тренажеров.
Эта платформа предлагает пользователю уникальную возможность
взаимодействовать с искусственно созданными персонажами, такими как
виртуальные друзья, коллеги, клиенты или партнеры, через различные
диалоговые сценарии. Вариативность сложности, разветвленности,
продолжительности и детализации этих диалогов не имеет границ.
Пользователю предстоит выбирать один вариант ответа на каждое
высказывание виртуального собеседника из предложенных опций, что, в свою
очередь, определит направление развития дальнейшего общения. В
зависимости от выбора ответов, эмоциональное состояние персонажа
адаптируется в соответствии с установленными параметрами. Есть
возможность задать критерии для окончания беседы, основываясь на
достигнутом уровне эмоций персонажа. Также предоставляется функция
добавления различных достижений, включая награды или задачи. К тому же,
предлагается обширный выбор фонов, с опцией добавления собственныхизображений. Такие диалоги ученики могут создавать самостоятельно или
вместе с учителем.
Таким образом, данная интерактивная платформа позволит в полной мере
использовать учителем обратную связь при обучении английского языка.
Следовательно, применение методов обратной связи в процессе изучения
английского языка не только способствует удовлетворению потребностей
учащихся в исправлении ошибок, но и активизирует их когнитивные
способности, повышает мотивацию. Это соответствует принципам обучения,
ориентированного на личность, делая его ключевым элементом в преподавании
иностранных языков, особенно учитывая текущие требования к
образовательным программам средних и высших учебных заведений в
соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами.
Список литературы:
1. Ажель Ю. П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании
иностранных языков // Молодой ученый. - Казань: Изд-во "Молодой ученый",
2015. - №6. - С. 369-371.
2. Веревкина-Рахальская Ю.Н. Методика использования Интернет
ресурсов в формировании коммуникативной компетенции студентов
специализированных вузов на материале общественно-политической тематики:
автореф. дисс. ... канд. педог. наук. - М.: Российская академия образования,
2007. – 170 с.
3. Головко Е.А. Инфокоммуникационные технологии как средство
моделирования социокультурного пространства изучения иностранного языка.
// Иностранные языки в школе - № 8. - 2011. - С 56-57
4. Десятова Л.В. Использование модели смешанного обучения (blended
learning) для создания и апробирования курса ИКТ для поддержки обучения по
базовой программе// English. М.: Издательский дом Первое сентября, 2010. -
№13. - С.135. Есенкова Т. Ф., Зарубина В. В. Информационно-образовательная
среда как условие реализации Федерального государственного
образовательного стандарта. Всего 3 ч. Часть 1. –Ульяновск: УИПКПРО, 2011.
–35 с.
6. Коваленко Н. С., Колбышева Ю. В. Использование современных
интернет-ресурсов при обучении иностранному языку студентов неязыковых
специальностей. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –
Тамбов: Грамота, 2010. – № 3. – С. 90-93.
7. Маткаримов А.И., Дурдыева Г.Т. Онлайн –платформы и приложения
для изучения английского языка с использованием инновационных технологий.
Международный научный журнал «ВСЕМИРНЫЙ УЧЕНЫЙ» Выпуск № 17,
Том 1. 2024- с. 1- 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-platformy-i-prilozheniya-dlya-izucheniya-
angliyskogo-yazyka-s-ispolzovaniem-innovatsionnyh-tehnologiy (дата обращения
31.10.2024)
8. Полат Е.А., "Новые информационные технологии в образовании:
Интернет-ресурсы", 2017.
9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и
информационные технологии в системе образования . – М.: Издательский
центр "Академия", 2007, - 271 с.
10.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. - 194
с.
11. Brookhart S.M. How to Give Effective Feedback to Your Students. ASCD,
2008. - 119 p.
12. Ellis R., Loewen Sh., Erlam R. Implicit and Explicit Corrective Feedback
and the Acquisition of L2 Grammar / Studies in Second Language Acquisition. -
Cambridge University Press, 2006. - № 28. - p. 339-368.
13. Интерактивная платформа «Online test pad» [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://onlinetestpad.com/ (дата обращения 31.10.2024)