Роль педагогов ДОО в формировании нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

0
0
Материал опубликован 23 May

Роль педагогов ДОО в формировании нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности – одна из главнейших воспитательных задач современного общества.

Аплетаев М.Н. отмечает, что источниками нравственных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению, формированию отношений принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника.

Чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослым. Конечно, «взрослый» - это понятие не абстрактное. Взрослый - это всегда конкретный человек - мама, папа, воспитатель, психолог. Некоторые думают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества - задача родителей; только мать или отец могут по-настоящему понять своего малыша, дать ему тепло и ласку. Но это не всегда так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель детского сада. Именно он удовлетворяет потребность ребенка в общении и даёт ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в благополучных семьях, отношение воспитателя и характер общения с ним существенно отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не должен ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними. Формируя у дошкольников нравственные качества личности, воспитатель сам должен быть образцом морали и нравственности.

Авторитет воспитателя, его личностные качества являются примером для ребенка, наблюдая за ним, ребенок копирует его поведение, жесты, манеры.

Чтобы сформировать нравственные качества в ребёнке-дошкольнике педагогам необходимо этими качествами обладать и транслировать их ребёнку. Воспитатели ДОО должны следить за своими поступками, быть честными и с собой и с детьми, быть открытыми перед детьми, уважительно относиться к ним.

Нравственному становлению личности ребёнка способствует соблюдение последовательности в постановке моральных требований. При этом у индивида формируется нравственная привычка действовать в соответствии с установившимися моральными нормами и правилами. И наоборот, эпизодичность моральных требований негативно сказывается на становлении личности, часто вызывая конфликтные ситуации, которые отчуждают взрослых и ребёнка.

В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных форм и методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач дошкольных образовательных организаций.

Продуманная организация системы работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО может способствовать успешному формированию у детей нравственных качеств личности, а также развитию коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Предлагаемая система работы с педагогическим коллективом в виде разработанной программы «Педагогические ступеньки» содержит нетрадиционные формы организации работы педагога-психолога с педагогами ДОО по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Программа «Педагогические ступеньки» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта ДО, Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания личности гражданина России.

Цель программы: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повышение уровня нравственного сознания педагогического коллектива ДОО.

2.Освоение педагогами наиболее рациональных методов и приёмов нравственного воспитания дошкольников.

3.Совершенствование общего эмоционального и познавательного развития педагогов, систематизация знаний о формирования нравственных качеств личности у дошкольников.

4.Развитие творческого потенциала педагогов, обобщение методического и практического материала по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Разработанные сценарии тренингов, диспутов, мастер-классов, круглых столов, помогут увлекательно и эффективно продемонстрировать педагогам возможность работы в данном направлении, пересмотреть взгляды на собственные педагогические установки, мировоззрение, свою деятельность в целом.

Предполагаемый результат: специально организованная система работы педагога-психолога способствует повышению компетентности воспитателей в вопросах развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.


Таблица 1.Тематическое планирование по программе «Педагогические ступеньки».

Тема

Кол-во часов

1.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

2

2.

Воспитание гуманных чувств у дошкольников.

1

3.

Развитие чувства сопереживания у педагогов.

1,5

4.

Будем вежливы со всеми - нам откроются все двери.

1,5

5.

Педагог - это звучит гордо.

1

6.

Символ педагогической профессии.

1


Итого:

8 часов


Анализ результатов показал, что предложенная система работы педагога-психолога с воспитателями ДОО эффективна. Повысилась компетентность педагогов по вопросам развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, расширились границы их возможностей в общении с детьми, были сформированы установки на доверительное общение, принятие ребенка. Сами педагоги стали более внимательными, чуткими, сострадательными, открытыми к общению.

Хочется надеяться, что главным итогом работы станет усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к добру и неприятие зла. А привить эти ценности детям должны мы, взрослые.

Именно в период дошкольного детства закладывается базис личностной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, добр, щедр, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зависит от нас, педагогов. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца! Педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие.

Библиографический список использованной литературы:

1. Айдашева Г. А., Ассаулова С. В., Пичугина Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. – М.: Феникс, 2004.

2.Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие, М., Мозаика-Синтез,2014 .

​​​​​​​3.Буре Р. С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. 2000. № 2.

4.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шаталова.- под ред А.М. Виноградовой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

5.Дружные ребята : воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р.С Буре.[и др.].- М.: Просвещение ,2014.

6.Дурова, Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей и родителей/ Н.В Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации