Роль педагогов ДОО в формировании нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Роль педагогов ДОО в формировании нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности – одна из главнейших воспитательных задач современного общества.
Аплетаев М.Н. отмечает, что источниками нравственных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению, формированию отношений принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника.
Чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослым. Конечно, «взрослый» - это понятие не абстрактное. Взрослый - это всегда конкретный человек - мама, папа, воспитатель, психолог. Некоторые думают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества - задача родителей; только мать или отец могут по-настоящему понять своего малыша, дать ему тепло и ласку. Но это не всегда так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель детского сада. Именно он удовлетворяет потребность ребенка в общении и даёт ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в благополучных семьях, отношение воспитателя и характер общения с ним существенно отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не должен ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними. Формируя у дошкольников нравственные качества личности, воспитатель сам должен быть образцом морали и нравственности.
Авторитет воспитателя, его личностные качества являются примером для ребенка, наблюдая за ним, ребенок копирует его поведение, жесты, манеры.
Чтобы сформировать нравственные качества в ребёнке-дошкольнике педагогам необходимо этими качествами обладать и транслировать их ребёнку. Воспитатели ДОО должны следить за своими поступками, быть честными и с собой и с детьми, быть открытыми перед детьми, уважительно относиться к ним.
Нравственному становлению личности ребёнка способствует соблюдение последовательности в постановке моральных требований. При этом у индивида формируется нравственная привычка действовать в соответствии с установившимися моральными нормами и правилами. И наоборот, эпизодичность моральных требований негативно сказывается на становлении личности, часто вызывая конфликтные ситуации, которые отчуждают взрослых и ребёнка.
В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных форм и методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач дошкольных образовательных организаций.
Продуманная организация системы работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО может способствовать успешному формированию у детей нравственных качеств личности, а также развитию коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Предлагаемая система работы с педагогическим коллективом в виде разработанной программы «Педагогические ступеньки» содержит нетрадиционные формы организации работы педагога-психолога с педагогами ДОО по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Программа «Педагогические ступеньки» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта ДО, Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания личности гражданина России.
Цель программы: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышение уровня нравственного сознания педагогического коллектива ДОО.
2.Освоение педагогами наиболее рациональных методов и приёмов нравственного воспитания дошкольников.
3.Совершенствование общего эмоционального и познавательного развития педагогов, систематизация знаний о формирования нравственных качеств личности у дошкольников.
4.Развитие творческого потенциала педагогов, обобщение методического и практического материала по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.
Разработанные сценарии тренингов, диспутов, мастер-классов, круглых столов, помогут увлекательно и эффективно продемонстрировать педагогам возможность работы в данном направлении, пересмотреть взгляды на собственные педагогические установки, мировоззрение, свою деятельность в целом.
Предполагаемый результат: специально организованная система работы педагога-психолога способствует повышению компетентности воспитателей в вопросах развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 1.Тематическое планирование по программе «Педагогические ступеньки».
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Духовно-нравственное воспитание дошкольников. | 2 |
2. | Воспитание гуманных чувств у дошкольников. | 1 |
3. | Развитие чувства сопереживания у педагогов. | 1,5 |
4. | Будем вежливы со всеми - нам откроются все двери. | 1,5 |
5. | Педагог - это звучит гордо. | 1 |
6. | Символ педагогической профессии. | 1 |
| Итого: | 8 часов |
Анализ результатов показал, что предложенная система работы педагога-психолога с воспитателями ДОО эффективна. Повысилась компетентность педагогов по вопросам развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, расширились границы их возможностей в общении с детьми, были сформированы установки на доверительное общение, принятие ребенка. Сами педагоги стали более внимательными, чуткими, сострадательными, открытыми к общению.
Хочется надеяться, что главным итогом работы станет усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к добру и неприятие зла. А привить эти ценности детям должны мы, взрослые.
Именно в период дошкольного детства закладывается базис личностной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, добр, щедр, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зависит от нас, педагогов. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца! Педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие.
Библиографический список использованной литературы:
1. Айдашева Г. А., Ассаулова С. В., Пичугина Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. – М.: Феникс, 2004.
2.Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие, М., Мозаика-Синтез,2014 .
3.Буре Р. С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. 2000. № 2.
4.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шаталова.- под ред А.М. Виноградовой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
5.Дружные ребята : воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р.С Буре.[и др.].- М.: Просвещение ,2014.
6.Дурова, Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей и родителей/ Н.В Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-