Роль педагога в процессе формирования личностных качеств обучающегося
Роль педагога в процессе формирования личностных качеств обучающегося.
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как паз и зависит создание обстановки побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам»
В.А. Сухомлинский
Роль педагога, в формирование личностных качеств обучающихся весьма значима. Большую часть времени ребенок находится непосредственно в контакте с учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, классным руководителем. Поэтому главная задача учителя помочь ребенку получать и осваивать опыт старшего поколения, развивая его, развивая свои личностные качества, которые помогут в дальнейшей жизни достигнуть положительного результата деятельности и успеха.
Одной из главных задач педагогической деятельности является формирование активного самостоятельного мышления и развитие практических навыков и умений обучающихся. Так же педагог должен создать условия для интеллектуальной активности учащихся, для формирования их внутренней мотивации познания нового, а так же для их саморазвития.
Формирование личностных качеств начинается в семье и происходит с самого раннего возраста. Дома родители закладывают основные нормы поведения, показывая все на своем примере. Продолжение формирования качеств личности происходит и в учебных учреждениях, в детском саду, школе, высших учебных учреждениях…
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте прописана цель: полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе. Это требование, обязательное при реализации образовательной программы, которое необходимо выполнять.
Школа – одно из важных звеньев, которое непосредственно участвует на формирование личности ребенка. В повседневной жизни ребенок большую часть времени проводит именно здесь. За счет того, что ребенок находится в постоянном контакте со сверстниками, а так же с детьми разных возрастов и учителями, происходит его социализация, он учится находить общий язык с другими, отстаивать свои интересы, так же формируются лидерские качества. У обучающихся активно формируются интересы не только к определенным предметам, но и к спортивным мероприятиям, творческим видам деятельности.
Школа оказывает влияние на формирование не малозначимых качеств личности – волевых качеств обучающихся. Формируются такие качества как амбициозность, целеустремленность, активность. Все эти положительные качества могут формироваться при правильной работе педагогов. Стимулирую детей к познанию нового, изучению новой информации на уроках, учитель может добиться положительного результата, при котором дети стремятся самостоятельно достигнуть своей цели, найти новую информацию из разных источников, у детей формируется стремление к достижению успеха.
Помимо школьных знаний ребенок в школе получает возможность развитию своей личности. Нормы поведения у ребенка формируются в процессе взросления, ребенок берет пример с взрослых. Дома ребенок наблюдает за поведением родителей, ну а в школе, часто, берет пример со своих учителей. Поэтому в школе должно уделяться не мало времени воспитательной работе. Учитель на собственном примере должен показывать ребенку нормы поведения, формировать уважение к личности другого… В своей статье «три элемента школы» Константин Дмитриевич Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника, истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Заведующая отделом декоративно-прикладного и технического творчества МОУ ДОД «Центра детского творчества» Романова Т.М. сказала очень важную фразу, которую должен помнить каждый педагог: «Личность педагога – важнейшее условие эффективного формирования личности ребенка»
Главная сила педагога – это постоянное самосовершенствование. Педагог на своем примере показывает своим ученикам необходимость развиваться не только профессионально, но и нравственно!