12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Момотова Наталья Александровна48
Россия, Ставропольский край, г. Новоалександровск


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ...»


Утверждаю

Директор МОУ СОШ № ...

______________Ф.И.О.

Приказ №____ от ____________











Индивидуальный образовательный маршрут

обучающегося 10 класса

Ф.И.О.

на 2018-2019







Разработчик:

учитель русского языка и литературы

Ф.И.О.












город ....


Пояснительная записка

Актуальность разработки индивидуального образовательного маршрута

Сегодня школьники имеют различные возможности для самовыражения и самореализации, но далеко не всегда могут выбрать тот единственно правильный путь, который приведет их к будущей профессии. Задача индивидуального сопровождения – раскрыть их творческие способности, дать возможность попробовать себя в различных профессиях, связанных с литературным творчеством – журналист, сценарист, критик - с целью устранения данного противоречия. Как правило, литературно одаренные учащиеся – это творческие личности. Задача учителя-предметника - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Шаблонность, стереотипность образовательного процесса особо тягостна для таких детей, поэтому необходимы новые формы работы с ними.

      В основе построения данного индивидуального маршрута лежат интересы и потребности самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; самоопределение учащегося, данные диагностики.

      По данным диагностики у Ф.И. выявлены следующие показатели:

1.  Повышенная мотивация к изучению  литературы, русского языка, истории, обществознанию (интерес к изучаемым предметам, желание больше узнать в этих областях).

2. Потребность самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого  образовательного результата.

3.  Самоопределение учащегося с выбором будущей профессии (поступление на факультет журналистики).

Цель: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного ребенка.

Задачи:

- развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации учащегося;

- развитие метапредметных и личностных УУД- ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность, рефлексивной и оценочной деятельности;

- развитие способности и готовности и способности к самостоятельному изучению гуманитарных дисциплин, дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания;

- приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка;

- совершенствовать в дальнейшем лидерские качества обучающегося.

Ожидаемые результаты:

-творческая самореализация, качественные показатели успешности учащегося (результаты олимпиад, конкурсов, повышение качества знаний),
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащегося,

 - формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах: 
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя; 
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей; 
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья. 

Условия реализации

Реализация ИОМ возможна при желании ученика посещать конкретные курсы, кружки и осознании им ответственности принимаемого им решения; согласие родителей (лиц, их заменяющих) на реализацию их ребенком ИОМ и солидарная ответственность с ребенком за реализацию ИОМ; организация, мониторинг и контроль реализации ИОМ ученика учителем-предметником (как основным куратором реализации ИОМ).

Сроки:  2018-2019 уч.год.


Психолого-педагогическая характеристика Ф.И.О.

Ф.И.обучается в средней общеобразовательной школе № ... с 1 класса. За время обучения характеризовался только с положительной стороны. Школу посещает регулярно. Имеет высокие умственные способности. Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: гуманитарная, социальная, креативная

Юноша является стипендиатом главы .... городского округа. К учебе относится всегда серьезно и добросовестно. По результатам государственной итоговой аттестации получил аттестат об основном общем образовании с отличием. В свободное время посещает занятия по классу скрипка в ДМШ (окончил ДМШ по классу фортепиано).

Имя – развитая личность, способная к самоопределению с выраженной гражданской позицией и чувством патриотизма. Юноша демонстрирует социальную взрослость, ответственность за свои поступки, обладает правовой культурой, участвует в волонтерском движении города и края. Входит в состав актива детского объединения "Союз детей и взрослых". Руководит пресс-центром. Его статьи размещены на сайте школы (http:.....  )

Член Российского движения школьников.

У юноши развито чувство коллективизма, взаимной поддержки. Среди товарищей пользуется уважением и доверием. Юноша ведет здоровый образ жизни, увлечен стритболом, баскетболом, является капитаном школьной команды.

Ф.И. в течение шести лет является активным членом военно-патриотического клуба МОУ СОШ "Поиск" . За последние три года Ф.И. показал высокую позитивную результативность участия в олимпиадах, конкурсах, патриотических акциях, волонтерской деятельности. Неоднократно представлял свои научно-исследовательские работы на районных научно-практических конференциях и становился призером.

Описание организационно-педагогических условий реализации ИОМ обучающегося, проявившего выдающиеся способности

1. Создание индивидуальной программы обучения.

2. Индивидуальные консультации.

3.Психолого-педагогические диагностики.

4. Дистанционное обучение.

5. Дополнительное образование.

6. Привлечение к участию в различных олимпиадах, конкурсах.

Типы и формы педагогического взаимодействия, обеспечивающие эффективное прохождение ИОМ

1. Банк диагностических методик.

2. Индивидуальные консультации по профильным предметам.

3.Участие в предметных неделях.

4.Дистанционное обучение на базе сайта Онлайн-школа «Фоксфорд». Сайт: https://foxford.ru/

6. Дополнительное образование в НОУ ОЦ «Эрудит» г. ....

Для диагностики учащегося были выбраны следующие диагностические критерии:

1.Ценностные ориентации.

2.Коммуникативные навыки, умения.

В соответствие с критериями был подобран пакет с диагностическими материалами (Приложение 1).





















Утверждаю

Директор МОУ СОШ

______________ Ф.И.О.


Приказ №_____от___________

Индивидуальный образовательный маршрут

на 2018-2019 учебный год

Ф.И.О. ученика Ф.И.О.

Класс 10

 I. Учебный план на 2018-2019 учебный год 10 класса

Федеральный компонент

Инвариантная часть

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Образовательная область

Предметы

Часы

Результативность деятельности

I полугодие

II полугодие

год











Математика

5

5

5

5

Русский язык

1

5

5

5

Литература

3

5

5

5

Английский язык

3

5

5

5

История

2

5

5

5

Обществознание (включая экономику и право)

2

5

5




5

Физкультура

3

5

5

5

ОБЖ

1

5

5

5

Астрономия

0,5

5

5

5

Биология

2

5

5

5

География

1

5

5

5

МХК

1

5

5

5

Информатика и ИКТ

1

5

5

5

Химия

2

5

5

5

Физика

3

5

5

5

Технология

1

5

5

5

Вариативная часть

«Методы решения уравнений и неравенств»

1

+

+

+


«Русское правописание: орфография и пунктуация»

1

+

+

+


Финансовая грамотность

1

+

+

+


Подготовка к ЕГЭ по математике

0,5

+

+

+


«Русская литература: классика и современность»

1

+

+

+


«Увлеченные английским»

1

+

+

+


Предельно допустимая нагрузка

37





 II. Дополнительное образование в образовательном учреждении

Название

Часы

Расписание

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

Индивидуальные занятия по курсу «Введение в журналистику» (Приложение 2)


1

Суббота

13.20

I полугодие

II полугодие

Ф.И.О.

+

+

 

 III. Дополнительное образование вне образовательного учреждения
(школы, кружки, секции, клубы)

Название

Часы, расписание занятий

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

Секция баскетбола МОУ СОШ

Среда: 17.50-19.30


Участие в спортивных соревнованиях по баскетболу и стритболу (городской и районный уровень)

Ф.И.О.

ДМШ , класс скрипки

Понедельник: 17.50-19.30

Вторник:16.00-17.40

Суббота, 15.00-17.35

Участие в концертах (городской и районный уровень) . Конкурс ДО "Арктур"

Ф.И.О.

Групповые занятия по истории в НОУ ОЦ «Эрудит» г...

Пятница: 16.00-19


Подготовка к ЕГЭ

Ф.И.О.

Дистанционное обучение на базе сайта Онлайн-школа «Фоксфорд». Курс подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Сайт: https://foxford.ru/

Четверг: 16.00-19.00


Подготовка к ЕГЭ

Ф.И.О.

Недельная нагрузка

13 часов








Внеурочная предметная деятельность – условие продвижения по ИОМ:

-принять участие в интеллектуально-творческом марафоне (октябрь);

-принять участие в районной олимпиаде по русскому языку (ноябрь);

-разработать и представить проектную или исследовательскую работу по обществознанию на НОУ (февраль-март)

-поучаствовать в дистанционном конкурсе по истории (май);

IV. Участие в общественной деятельности в образовательном учреждении и вне учреждения

Название

сроки

Вид деятельности

Результативность

деятельности

Куратор (руководитель)

I полугодие 2018-19 уч.года

Сентябрь

Проект "Наш школьный двор" - съемка и монтаж видеоролика.

Представление видеоролика на общешкольном родительском собрании

Ф.И.О.




Обучение по тренинговой программе для обучающихся "Правознайка"

Сертификат об успешном прохождении обучения

Ф.И.О.

Ноябрь-декабрь

Проект "Бросай мяч!"

Ведение занятий по баскетболу у учащихся 5 классов

Ф.И.О.

II полугодие


Российское движение школьников, председатель информационно-медийного направления. Уровень – школьный.

Создание новостных сюжетов о деятельности школьного отделения РДШ, публикация их на сайте РДШ.


Ф.И.О.

Участие в мероприятиях школьного актива.

Выступления на мероприятиях муниципального уровня в составе школьного актива.

Диплом за активное участие в реализации молодежной политики на территории городского округа и за волонтерскую деятельность.

Ф.И.О.

Май

Участие в мероприятиях патриотической направленности.

Выступление на мероприятиях муниципального уровня (Митинг 9 мая 2019)

Ф.И.О.


Участие в мероприятиях военно-патриотической направленности муниципального уровня

Диплом за отличное выполнение воинских обязанностей на учебных сборах 2019

Ф.И.О.


Участие в мероприятиях школьного актива

Благодарность за активное участие в реализации молодежной политики на территории городского округа

Ф.И.О.

Июль

Участие в мероприятиях военно-патриотической направленности Всероссийского уровня

Сертификат активного участника туристко-военно-спортивной смены "Юнармия" ВДЦ " Орленок"

Ф.И.О.


V. Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, программах

Название, вид мероприятия

Уровень

Представленная работа

Результат

Куратор (руководитель)


I полугодие


Всероссийская Олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап, октябрь

Олимпиадные задания

Победитель

Ф.И.О.

Всероссийская Олимпиада школьников по русскому языку

Муниципальный этап, ноябрь

Олимпиадные задания

Участник

Ф.И.О.

Олимпиада «Ломоносов» по журналистике

Всероссийский

Олимпиадные задания

Участник отборочного этапа (74 балла)

Ф.И.О.

Конкурс сочинений "герои земли родной"

Муниципальный

Сочинение

Призер (2 место)

Ф.И.О.

Конкурс «Литературная Россия»

Всероссийский

Эссе

Диплом 3 место

Ф.И.О.



II полугодие



Научно –практическая конференция

Школьный этап

Научная работа

Победитель в секции «Социология»

Ф.И.О.

Районная научно –практическая конференция

Муниципальный

Научная работа

Призер в секции «Социология»

Ф.И.О.

Краевая научно –практическая конференция

Краевой

Научная работа

Участник

Ф.И.О.

Всероссийский конкурс исследовательских работ " Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев"

Всероссийский

Свободная литературная форма

Сертификат участника

Ф.И.О.

«Зелёная планета-2019»

Конкурс «Природа и судьбы людей» (литературный конкурс авторских размышлений)

Краевой

Сочинение

Победитель

Ф.И.О.

«Зелёная планета-2019»

Конкурс «Природа и судьбы людей» (литературный конкурс авторских размышлений)

Международный

Сочинение

Лауреат

Ф.И.О.

Патриотический конкурс «Мое лето: исторические заметки»

Всероссийский

Презентация

Сертификат участника

Ф.И.О.

Районный конкурс сочинений "О тех, кто совершил подвиг свой"

Муниципальный

Сочинение

Диплом

(1 место)

Ф.И.О.

Конкурс по истории "История Великой Отечественной войны"

Международный

Тест

Диплом

(1 место)

Ф.И.О.

Конкурс "Лига ораторов"

Муниципальный

Конкурс ораторов

Диплом (2 место)

Ф.И.О.

Слет УПБ

Муниципальный

Конкурс бригадиров

Благодарность за участие

Ф.И.О.

Конкурс "Зарница"

Муниципальный

Командир

Благодарность за участие, 2 местов конкурсе по обществознанию

Ф.И.О.

Детский конкурс чтецов " Наш современник Пушкин"


Всероссийский



Видеозапись выступления

Сертификат участника

Ф.И.О.

Конкурсный отбор участников на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»

Всероссийский

Эссе +портфолио

Бесплатная путевка в ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»

Ф.И.О.

Первенство ВДЦ "Орленок"

Всероссийский

Стрельба из электронного оружия

Грамота за 3 место по прикладной стрельбе из электронного оружия

Кураторы ВДЦ "Орленок"

Конкурсный отбор участников на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в МДЦ «Артек»

Международный


Портфолио

Сертификат победителя на обучение в участия в Профильном отряде «ШКОЛА БУДУЩИХ КОМАНДИРОВ» в МДЦ «Артек»

Ф.И.О.

Конкурс -фестиваль обучающихся организаций общего и дополнительного образования детей «Арктур»

Всероссийский

Номинация «Театральное искусство. Художественное слово»

Благогарственное письмо

Ф.И.О.

Соревнования по стритболу

Муниципальный

Соревнования по стритболу

1 место

Ф.И.О.


VI.Индивидуальное сопровождение (диагностика, психологические тренинги, социальная работа, профориентация)

Виды занятий, мероприятий

Часы, расписание занятий

Куратор (руководитель)

Психологическая диагностика(Личностные особенности по методике Л.А.Ясюковой; учебная мотивация; карта интересов; анкетирование классного руководителя по методике «Интеллектуальный портрет»);

Опросник креативности Дж. Рензулли 

I полугодие

Педагог-психолог Ф.И.О.

Тьюторское, психолого-педагогическое сопровождение по индивидуальной образовательной программе

Индивидуальные консультации

суббота,

13.20

Ф.И.О.


Согласовано:

Ф.И.О. ученика: Ф.И.О. «_____» _____2018 г.

Ф.И.О. родителей (законных представителей) ученика: Ф.И.О. «_____»_____________2018 г.




Список литературы

1. Бардосси, Илдико. Как учитель может стать партнером своих учеников в рамках продуктивного обучения / И. Бардосси // Народное образование// выпуск №4/2000.

2. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september. ru/2005/04/10.htm 

3. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63. 

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-н/Д: Изд-во РПУ, 2000. – 352 с.

5. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эс-се. Москва, 1995. Вып. 3. 

6. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66. 

7. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / М.Г.Коджаспирова.-М.:Академия, 2003. - 171 с.

8.Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41. 

9. Лукьянова М. И. Вариативный образовательный маршрут [Текст] / М. И. Лукьянова, И. В. Перкокуева // Учитель. – 2007. – N 1.

10. Лысенко, Е.М. Возрастная психология [Текст] / Е.М.Лысенко.-М.:Владос, 2006. - 173 с.

11. «Педагогика текста. Современный литературный поток в школьном образовательном процессе»: сборник научных статей по итогам IХ Международной научно-практической конференции, 17 ноября 2017 года, Россия, Санкт-Петербург.   Под ред. Т.Г.Галактионовой, Е.И.Казаковой.   СПб, Издательство ЛЕМА, 2018.    100 стр.

12. Примчук Н.В. Технология педагогической деятельности по развитию образовательной мотивации учащихся. Человек и образование, № 4 (17) 2008. http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2008-4_p064-69.pdf

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М.: Народное образование, 2005.

14. Селиванова, О.Г. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / О.Г. Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8. 

15. Система Рензулли. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/18774

16. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., Политическая литература 1982.


Приложение 1

Пакет диагностических методик

Методика Л.А. Ясюковой (7-11 классы) «Тест самостоятельности мышления»

Инструкция: Вы получили логические задачки. К каждой задачке приве­дены три варианта ответа: «а», «б», «в». Вам нужно прочитать за­дачку, прочитать ответы и выбрать тот, который вам кажется пра­вильным. Букву, соответствующую этому варианту ответа, следу­ет обвести. Для каждой задачки следует выбрать только один ответ. Время выполнения теста не нормировано. (но через 5 минут надо поторопить тех, кто еще не закончил, листы с задачками следует собирать по мере вы­полнения теста).

Задания:

1. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:

а) острый б)резать в)точить

2. «Усталый» так относится к «работа», как «гордый» к:

а) улыбка б) успех в) счастливый

3. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:

а) свеча б) луна в) лампа

4.«Удивление» так относится к «необычный», как «страх» к:

а) храбрый б) беспокойный в) ужасный

5. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:

а) 3/7 6)3/9 в) 3/11

6. «Размер» так относится к «длине», как «нечестный» к:

а) тюрьма б) грешный в) укравший

7. АБ так относится к ГВ, как ОП к:

а) ПО б) СР в) ТУ

8. «Лучше» так относится к «наихудший», как «медленнее» к:

а) скорый б) наилучший в) быстрейший

9. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд: ХООООХХОООХХХ?

а) ОХХХ б) ООХХ в) ХООО

10. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:

а) какой-либо б) несколько в) большая часть

11.«Пламя» так относится к «жаре», как «роза» к:

а) шип б) красные лепестки в) запах

12. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:

а) широкий б) зигзагообразный в) прямой

13. «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» к:

а) нигде б)далеко в) прочь

Ответы:1 - б, 2 - б, 3 - б, 4 - в, 5 - б, 6 - в, 7 - б, 8 -в, 9 -б, 10 - а, 11 - в, 12 - а, 13 - а.

За каждое совпадение начисляется 1 балл и подсчитывается общая сумма. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень развития самостоятельности мышления.



Нормативная таблица:

Класс

Уровень

слабый

средний

хороший

высокий

7-8

0-6

7-8

9-12

13

9-11

0-7

8-9

10-12

13


Методика «Карта интересов»

   Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать не более 40-50 минут.

    Инструкция:У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

    Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) – один плюс; если не знаете, сомневаетесь – ноль; если не нравится (не любите) – минус; если очень не нравится – два минуса.

    Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается».

    Обработка результатов сводится к подсчетам количества знаков плюс и минус в каждом столбце бланка ответов, а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаками плюс или минус, которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большое количество знаков плюс.

Ключ

1. Физика
2. Математика
3. Химия
4. Астрономия
5. Биология
6. Медицина
7. Сельское хозяйство
8. Лесное хозяйство
9. Филология
10. Журналистика
11. История
12. Искусство

13. Геология
14. География
15. Общественная работа
16. Право
17. Транспорт
18. Педагогика
19. Рабочие специальности
20. Сфера обслуживания
21. Строительство
22. Легкая промышленность
23. Техника
24. Электротехника

Лист ответов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

плюс

























минус


























Тест «Карта интересов»

Вопросы: любите ли Вы, хотели бы Вы, нравится ли Вам?

Уроки по физике.

Уроки по математике.

Уроки по химии.

Читать книги и статьи по астрономии.

Читать об опытах и животных.

Читать о жизни и работе врачей.

Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

Читать о лесе.

Читать произведения классиков мировой литературы.

Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

Уроки истории.

Посещать театры, музеи, художественные выставки.

Читать литературу о геологических экспедициях.

Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.

Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.

Читать о работе милиции.

Читать о моряках, летчиках.

Читать о работе воспитателя.

Знакомиться с устройством и работой станков.

Готовить обеды.

Читать о строителях.

Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.

Читать о достижениях техники (Например, журналы «Техника – молодежи», «Юный техник» и т.д.).

Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.

Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.

Читать научно-популярную литературу о математике.

Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.).

Смотреть телепередачи о космонавтах.

Изучать биологию.

Интересоваться причинами и способами лечения болезней.

Изучать ботанику.

Проводить время в лесу.

Читать литературно-критические статьи.

Активно участвовать в общественной жизни.

Читать книги об исторических событиях.

Слушать симфоническую музыку.

Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.

Узнавать о географических открытиях.

Обсуждать текущие дела и события.

Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

Путешествовать по стране.

Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и т.д.

Знакомиться с различными инструментами.

Уроки домоводства.

Узнавать о новых достижениях в области строительства.

Посещать фабрики.

Знакомиться с устройством механизмов, машин.

Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.

Разбираться в теории физических явлений.

Решать сложные математические задачи.

Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

Наблюдать за небесными светилами.

Вести наблюдения за растениями.

Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах.

Выращивать животных и ухаживать за ними.

Собирать гербарий.

Писать рассказы и стихи.

Наблюдать за поведением и жизнью людей.

Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.

Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

Изучать природу родного края.

Организовывать общественные мероприятия в школе.

Обращать особое внимание на поведение людей.

Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.

Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

Изготавливать различные детали и предметы.

Организовывать питание во время походов.

Бывать на стройках.

Шить одежду.

Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т.п.

Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

Заниматься в физическом кружке.

Заниматься в математическом кружке.

Готовить растворы, взвешивать реактивы.

Посещать планетарий.

Посещать кружок биологии.

Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

Сажать деревья и ухаживать за ними.

Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.

Быстро переключаться с одной работы на другую.

Выступать с докладами на исторические темы.

Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.

Составлять описание минералов.

Участвовать в географических экспедициях.

Выступать с сообщениями о международном положении.

Помогать работникам милиции.

Посещать кружок юных моряков.

Выполнять работу воспитателя.

Уроки труда.

Давать советы знакомым при покупке одежды.

Наблюдать за работой строителя.

Знакомиться со швейным производством.

Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

Собирать радиоприемники и электроприборы.

Участвовать в олимпиадах по физике.

Участвовать в математических олимпиадах.

Решать задачи по химии.

Участвовать в работе астрономического кружка.

Проводить опыты на животных.

Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.

Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

Быть членом общества охраны природы.

Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

Анализировать явления и события жизни.

Интересоваться прошлым нашей страны.

Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.

Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.

Изучать политический строй различных стран.

Работа юриста.

Посещать кружок юных космонавтов.

Работа учителя.

Бывать на заводах.

Оказывать людям различные услуги.

Принимать участие в строительных работах.

Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.

Разбираться в технических чертежах и схемах.

Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.

Проводить опыты по физике.

Выполнять работы, требующие знания математических формул и правил.

Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.

Собирать сведения о других планетах.

Читать о деятельности известных биологов.

Быть активным членов санитарных дружин.

Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.

Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.

Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.

Изучать историческое прошлое других стран.

Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.

Читать о жизни и деятельности известных геологов.

Изучать географию нашей планеты.

Изучать биографии выдающихся политических деятелей.

Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т.д.

Читать книги о средствах передвижения.

Обучать и воспитывать детей.

Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.

Постоянно общаться со многими людьми.

Проектировать строительные объекты.

Посещать выставки легкой промышленности.

Выполнять чертежи, проектировать машины.

Разбираться в радиосхемах.

Примечание: Если Вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов.




Методика «Изучения учебной мотивации»

Инструкция: Прочтите утверждения, если вы с ним согласны, поставьте знак «+», если нет – «-».

1.Стать высококвалифицированным специалистом

2.Получить аттестат

3.Успешно продолжить обучение в последующих классах.

4.Успешно учиться, сдавать экзамены

5.Получат материальное вознаграждение

6.Приобрести глубокие и прочные знания

7.Быть постоянно готовым к очередным занятиям

8.Не пропускать предметы учебного цикла

9.Не отставать од одноклассников

10.Обеспечить успешность будущей профессии

11.Выполнить педагогические требования

12.Достичь уважение преподавателей

13.Быть примером одноклассникам

14.Добиться одобрения родителей и окружающих

15.Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16.Получить интеллектуальное удовлетворение

1.Стать высококвалифицированным специалистом

2.Получить аттестат

3.Успешно продолжить обучение в последующих классах.

4.Успешно учиться, сдавать экзамены

5.Получат материальное вознаграждение

6.Приобрести глубокие и прочные знания

7.Быть постоянно готовым к очередным занятиям

8.Не пропускать предметы учебного цикла

9.Не отставать од одноклассников

10.Обеспечить успешность будущей профессии

11.Выполнить педагогические требования

12.Достичь уважение преподавателей

13.Быть примером одноклассникам

14.Добиться одобрения родителей и окружающих

15.Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16.Получить интеллектуальное удовлетворение


Методика «Интеллектуальный портрет»

   Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать:

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:


5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко.

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов: Отметки внесите в таблицу.


Познавательная сфера

Сфера личностного развития

качество

отметки

качество

отметки

1

Оригинальность мышления


Увлеченность содержанием задачи


2

Гибкость мышления


Перфекционизм


3

Продуктивность


Социальная автономность


4

Способность к синтезу и анализу


Лидерство


5

Классификация и категоризация


Соревновательность


6

Высокая концентрация внимания


Широта интересов


7

Память


Юмор



Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

Опросник креативности Дж. Рензулли

Опросник разработан Джозефом Рензулли и Робертом К. Хартманомна основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности. Данный опросник является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов, требующие больших затрат времени и сил.
Опросник креативности - это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10-20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 - постоянно, 3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко. Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка - 10, максимальная - 40 баллов). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку(учащимися 8-11-х классов).

Инструкция: Вам дан список творческих характеристик личности. Используя 4-балльную систему, оцените, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками: 4 - постоянно, 3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко.


Лист ответов (Шкала креативности)

Ф.И.О. оцениваемого ученика

Дата

Школа

Класс

Возраст

Респондент (Ф.И.О.) (заполняющий анкету)


Творческие характеристики

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4.Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями(изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

6.Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

7.Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских»интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.

8.Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.

10.Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Нормативные данные (уровень креативности)


Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40-34

Высокий

33-27

Нормальный, средний

26-21

Низкий

20-16

Очень низкий

15-10






















Приложение 2


Индивидуальный образовательный маршрут по курсу

«Введение в журналистику»

Количество часов: 35 часа

Цель: формирование социально активной личности в процессе коммуникативного общения в условиях информационного общества;

Задачи:

познакомить с основами журналистики;

сформировать представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста;

совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации;

способствовать изучению новых возможностей и овладению практическими навыками работы в программных средствах;

предоставить сведения о художественном дизайне макета печатного издания;

закрепить навыки грамотности, речевой культуры;

сформировать умение составлять тексты различных жанров;

содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость);

сформировать типичные для выбранного вуза способы учебной деятельности.

Курс состоит из 8 модулей, последовательность которых может варьироваться, как и их содержание , временной график.

В структуре модулей выделяется 3 части: информационно – теоретическая, практическая, рефлексивно – оценочная.

Тема


К\ч


Вид диагностики и контроля

Введение. Исторические предпосылки возникновения журналистики. Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. Первые печатные газеты. Типография.

1

Практикум


Журналистская деятельность: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист. Непериодические и периодические издания


1

Практикум.

Выполнить упражнения и определить основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист

Мастерство журналиста. Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации: люди, архивы, почта, интернет. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов.

1

Практикум .


Факт и его интерпретация. Источники информации

1

Практикум .


Провести сбор информации о каком – либо событии, произошедшем в школе, городе, используя различные источники информации (люди, архивы, почта, интернет).


2

Практикум . Экскурсия в Районный архив НМР, принять участие в мастер-классе журналистов газеты «Знамя труда».

Жанры журналистики. Информационные: хроника, информация (короткая (заметка), расширенная), зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный).

1

Практикум .


Жанры. Информационные: хроника, информация (короткая (заметка), расширенная), зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный).


2

Практикум .

Посетить фотовыставку или музей, культурное или спортивное мероприятие, провести встречу с интересным человеком, написать статьи в жанрах заметки, интервью, репортажа; сделать отчет об экскурсии в редакции СМИ города.

Жанры журналистики. Аналитические: корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).

1

Практикум .


Жанры Аналитические: корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).



1

Практикум . Написать статью на нравственную, патриотическую, морально-этическую тему; сделать обзор школьной спартакиады, социальной акции, написать рецензию на постановку школьного театра (газеты, журнала)

Жанры журналистики. Художественно-публицистические: очерк (сюжетный, описательный),фельетон, памфлет

1

Практикум .


Жанры. Художественно-публицистические: очерк (сюжетный, описательный), фельетон, памфлет


1

Практикум . Написать очерк на нравственную, патриотическую, морально-этическую тему; зарисовку о культурно-массовых мероприятиях школы, города; очерк о встрече с ветеранами полиции или МЧС; фельетон о водителях и пешеходах

Журналистский текст. Стили и типы речи. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Выбор темы, расположение рубрик, подборка иллюстративного материала.

2

Практикум .

Журналистский текст. Стили и типы речи, темы, расположение рубрик, подборка иллюстративного материала.

редактирование и оформление текста.

2

Практикум . Проект «Я – творец»

Современные средства поиска, обработки, хранения и передачи информации в рамках профессии журналиста. Поиск интересующей информации в Internet.

3

Практикум . Преобразование информации, хранящейся на бумажных носителях, в цифровой вид. Перевод текстов с одного языка на другой.

Средства поиска, обработки, хранения и передачи информации. Преобразованию информации.

3

Практикум . Набор, редактирование, форматирование и верстка заметок, репортажей, интервью, статей и подготовке их к печати.

MicrosoftPublisher как издательская система Классификация полиграфических изданий. Электронные издания. Обязательные атрибуты издания.


4

Практикум . Правила оформления (буклет, брошюра, книга, журнал, рекламный лист). Технические правила редактирования. Терминология. Форматы страниц. Форматирование текста. Работа со шрифтами. Стиль документа.

MicrosoftPublisher. Электронные издания. Технические правила редактирования. Форматирование.

3

Практикум. Подготовить компьютерные и печатные варианты собственных заметок, репортажей.


WORD как настольная издательская система. WORD как настольная издательская система. Электронная верстка текста. Титульный лист. Создание стилей. Многооконный набор. Колонтитулы. Сноски. Оглавление. Списки. Библиография. Оригинал-макета. Технология создания газеты, журнала.

3

Практикум .

WORD. Верстка текста. Колонтитулы. Сноски. Оглавление. Списки. Библиография. Оригинал.


2

Практикум . Набрать, редактировать, форматировать, печатать заметки.


Контроль реализации

Циклограмма тематического контроля


Сроки

Вид диагностики и контроля

1

Сентябрь


Участие в мастер-классе журналистов районной газеты

2

Октябрь


Заметка в школьную газету

3

Ноябрь

Интервью для сайта школы

4

Декабрь

Репортаж, отчет

5

Январь

Статья , рецензия

6

Февраль

Очерк , зарисовка

7

Март

Проект «Я – творец»

8

Апрель

Участие в мастер-классе журналистов районной газеты

9

Май

Выпуск страниц журнала «Школьный меридиан» в «MicrosoftPublisher»


Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту

 

ФИО_________________________ возраст_________________

 

1. Какие цели я ставил(а) перед собой в начале года?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие действия я спланировал для достижения цели?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Удалось ли мне реализовать задуманное?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Информационно-методическое обеспечение

Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения. 2004. Тюмень: Изд-во Тюменского Гос. ун-та.

Прохоров Е.П.Введение в теорию журналистики.2011. Аспект- Пресс.

Бакшин В.В. Основы журналистики. 2009. Наука.

Список литературы

1. Касицина Н. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика: педагогика поддержки, тактика взаимодействия/ Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин.-М.: Чистые пруды, 2007.-32 с.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.-СПб.: КАРО, 2002.-368 с.

3. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика).-М.: Сентябрь, 2004.-208 с.

4. Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»: Пособие для учителя.- Симферополь: Таврия,1993.-112 с.

5. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить .- М.: Сентябрь,1999.-128 с.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование/Д.Э. Розенталь, Е.В.





Приложение 3


Фотографии





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.