Роль практического обучения в профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы по профессии «Станочник деревообрабатывающих станков»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ №278
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ.
( ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №278).
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
ТЕМА:
«Роль практического обучения в профессиональной
подготовке осужденных к лишению свободы по профессии Станочник деревообрабатывающих станков »
Подготовил мастер п/о С.П.Шатров
2022г.
В современных экономических условиях качество профессионального образования приобретает большое значение. Система подготовки специалистов в новых условиях должна выработать эффективную схему обучения, при которой обучающийся получает максимальное количество общетеоретических знаний в сочетании с сугубо практическими, и в то же время востребованными и перспективными, что может обеспечить будущему специалисту социальную защищенность и более быструю и успешную адаптацию в трудовом коллективе. В современных условиях востребован высокий уровень подготовки профессиональных специалистов. Наша образовательная организация должна подготовить компетентных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, умеющих правильно найти себя в условиях рыночной экономики, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в коллективе и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства.
12 февраля 2015 года на заседании Правительства РФ, посвященного совершенствованию системы среднего профессионального образования Д.А. Медведев озвучил основную цель совершенствования системы СПО так: «создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики». Среди комплекса мер, который разработало Минобрнауки, одним из трех стратегических направлений обозначено: «сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования.
Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена в средних специальных профессиональных учебных заведениях относится к числу весьма актуальных. Особенно остро она встала с началом постперестроечного процесса, появлением современных технологий, широким применением средств вычислительной техники. Современному хозяйству потребовались такие специалисты среднего звена, которые способны решать новые задачи в сложных и постоянно меняющихся условиях. В системе профессионального образования в настоящее время происходит изменение государственной политики. Идет поиск форм и методов повышения качества образования. Возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей личности, повышения ее активности, и адаптируемости к новым условиям.
Задача педагога — выработать у обучающихся установку на исследование, а не на
запоминание. В таком вариант учебная деятельность сопровождается повышенным
интересом к изучаемому, большой работоспособностью, высоким уровнем усвоения
учебного материала, активностью мышления, работой воображения и памяти.
Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности
мастера и обучающихся, при помощи которых достигается овладении студентами
практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессио-
нального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности.
Огромную роль в учебном процессе играет умение мастера четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятии, найти оптимальные пути общения с учащимися и организации их деятельности. Поиск таких путей состоит в определении методов обучения.
Система методов производственного обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются по мере развития науки, техники, технологии.
В разные периоды развития образования те или иные методы обучения приобретали ведущее значение. Вместе с тем практика доказала: ни один из методов», будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов.
Методы производственного обучения могут быть условно конкретизированы по трем группам: словесные, наглядные, практические.
Словесные методы обучения (устные) широко используются при изложении нового материала
Этот метод широко используется во время вводного и текущего инструктажей при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения.
Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточных знаний, умений и навыков в новой для себя области.
Таким образом, для проведения занятий мастер может избрать словесные методы, применение которых наиболее приемлемо для конкретного случая.
Теперь рассмотрим наглядные методы обучения. В практике производственного обучения одно из самых важных мест занимает демонстрация (показ). Так в методике принято называть совокупность действий мастера, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков . При демонстрации наглядных пособии, показе трудовых приемов у учащихся формируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Практика многократно подтвердила, что показ мастером трудового процесса очень продуктивен как метод производственного обучения. Он способствует созданию у обучающихся четкого образа выполнения отдельных элементов технологических действий (трудового движения, действия, приема, операции).
Завершать наблюдения может групповая беседа.
Практические методы обучения. Они различаются методикой применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от подготовки обучаемых. Так, на первоначальных этапах могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации действий и т.д. При выполнении упражнений мастер должен предупреждать торопливость учеников, побуждать внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Правда, следует и мастеру оценивать собственную деятельность, дабы, своевременно оказывая помощь ученикам, не превратить се в излишнюю опеку.
Практические методы обучения направлены прежде всего на непосредственное познание действительности, и самостоятельность учащихся должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. На этом этапе рекомендуется внимательно наблюдать за учащимися на всем протяжении упражнений и немедленно исправлять каждое намечающееся отклонение и ошибку. Однако по мере углубления в работу следует приучать будущих рабочих самим анализировать ее ход, своевременно подмечать вес отклонения и знать, как недочеты в состоянии и работе инструментов могут повлиять на результат.
Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются:
· использование инструкционных карт;
· самостоятельный разбор учащимися чертежей;
· самостоятельный выбор и использование контрольно-измерительных инструментов или приборов;
· личный контроль качества (проверка) готовой продукции.
В учебных программах профессиональных учебных заведений предусматривается как теоретическое, так и практическое обучение.
Задачи, методы и формы организации, содержание этого образования, имеющие свои особенности, направлены к одной цели – подготовке высококвалифицированных младших специалистов. Следовательно, теоретическое и практическое обучение считается самостоятельной, но взаимосвязанной частью образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях.
В системе среднего образования большую роль играет чередование теоретических занятий с практическими. Теория является первым шагом подготовки студентов к практическому обучению. Проблемы, поставленные в ней, на практическом обучении приобретают конкретное выражение и решение.
Практические занятия по любой дисциплине – это коллективные занятия. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательно- сти и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и другими обучающимися своими соображениями. На теории обучающийся достигает определенного уровня понимания, на практическом занятии он их закрепляет.
При системном подходе к практическому профессиональному образованию с точки зрения содержания выявляются следующие его составные части:
1. Учебная практика. Для системной организации должны быть планированы учебно-практические работы, специально оборудованы учебные мастерские, предназначенные для выполнения учебно-практических технологий и проведения текущего, промежуточного и итогового контроля первичных и промежуточных навыков и умений, приобретенных учащимися, разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая данный процесс. . 2.Производственная практика. Для системной организации производственной практики должны быть планированы учебно-производственные работы, проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении), в котором должны быть осуществлены учебно-производственные технологии, текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных и промежуточных навыков и умений учащихся и разработана и внедрена методика производственной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.
Практическое обучение занятия является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования) и проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса в целях закрепления и углубления знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по всем видам профессиональной деятельности по осваиваемой специальности.
Практика обеспечивает процесс формирования у обучающихся системы профессиональных знаний и умений в соответствии с профилем деятельности, прививает навыки самостоятельной работы по избранной специальности. В современных условиях значение практик только возрастает. Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности. В практическом обучении так же активно участвуют и работодатели. В целом между учебным заведением и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательная организация получает возможность привлекать для практической и учебной работы с обучающимися высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям.
Таким образом, профессиональный подход к организации способствуют интеграции образования и производства, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынок труда реализации практико-ориентированного подхода в обучении.
Мастер производственного обучения С.П.Шатров