12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шатров Сергей Павлович17
3

Роль практического обучения в профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы по профессии Станочник деревообрабатывающих станков »

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ №278

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ.

( ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №278).










МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


ТЕМА:

«Роль практического обучения в профессиональной

подготовке осужденных к лишению свободы по профессии Станочник деревообрабатывающих станков »






Подготовил мастер п/о С.П.Шатров
















2022г.



В современных экономических условиях качество профессионального образования приобретает большое значение. Система подготовки специалистов в новых условиях должна выработать эффективную схему обучения, при которой обучающийся получает максимальное количество общетеоретических знаний в сочетании с сугубо практическими, и в то же время востребованными и перспективными, что может обеспечить будущему специалисту социальную защищенность и более быструю и успешную адаптацию в трудовом коллективе. В современных условиях востребован высокий уровень подготовки профессиональных специалистов.  Наша образовательная организация  должна подготовить компетентных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, умеющих правильно найти себя в условиях рыночной экономики, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в коллективе и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства.

12 февраля 2015 года на заседании Правительства РФ, посвященного совершенствованию системы среднего профессионального образования Д.А. Медведев озвучил основную цель совершенствования системы СПО так: «создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики». Среди комплекса мер, который разработало Минобрнауки, одним из трех стратегических направлений обозначено: «сосредоточить ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом на развитии системы среднего профессионального образования.

Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена в средних специальных профессиональных учебных заведениях относится к числу весьма актуальных. Особенно остро она встала с началом постперестроечного процесса, появлением современных технологий, широким применением средств вычислительной техники. Современному хозяйству потребовались такие специалисты среднего звена, которые способны решать новые задачи в сложных и постоянно меняющихся условиях. В системе профессионального образования в настоящее время происходит изменение государственной политики. Идет поиск форм и методов повышения качества образования. Возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей личности, повышения ее активности, и адаптируемости к новым условиям.

Задача педагога — выработать у обучающихся установку на исследование, а не на

запоминание. В таком вариант учебная деятельность сопровождается повышенным

интересом к изучаемому, большой работоспособностью, высоким уровнем усвоения

учебного материала, активностью мышления, работой воображения и памяти.

Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности

мастера и обучающихся, при помощи которых достигается овладении студентами

практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессио-

нального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности.

 

Огромную роль в учебном процессе играет умение мастера чет­ко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудниче­ства на занятии, найти оптимальные пути общения с учащимися и организации их деятельности. Поиск таких путей состоит в оп­ределении методов обучения.

Система методов производственного обучения и каждый ме­тод в отдельности видоизменяются по мере развития науки, тех­ники, технологии.

В разные периоды развития образования те или иные методы обучения приобретали ведущее значение. Вместе с тем практика доказала: ни один из методов», будучи использован исключитель­но сам по себе, не обеспечивает нужных результатов.

Методы производственного обучения могут быть условно кон­кретизированы по трем группам: словесные, наглядные, практи­ческие.

 

Словесные методы обучения (устные) широко используются при изложении нового материала

Этот метод широко используется во время вводного и текуще­го инструктажей при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения.

Письменное инструктирование является разновидностью рабо­ты с технической документацией и применяется в первоначаль­ные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточ­ных знаний, умений и навыков в новой для себя области.

Таким образом, для проведения занятий мастер может избрать словесные методы, применение которых наиболее приемлемо для конкретного случая.


Теперь рассмотрим наглядные методы обучения. В практике про­изводственного обучения одно из самых важных мест занимает де­монстрация (показ). Так в методике принято называть совокупность действий мастера, которая состоит в показе учащимся самих пред­метов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их суще­ственных признаков . При демонстрации наглядных пособии, показе трудовых приемов у учащихся формируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Практика многократно подтвердила, что показ мастером трудового процесса очень продуктивен как метод производственного обучения. Он способствует созданию у обучаю­щихся четкого образа выполнения отдельных элементов техноло­гических действий (трудового движения, действия, приема, опе­рации).

Завершать наблюдения может групповая беседа.

Практические методы обучения. Они различаются методикой применения в зависимости от периода обучения и, в значитель­ной степени, от подготовки обучаемых. Так, на первоначальных этапах могут применяться подготовительные упражнения по вы­работке правильной рабочей позы, умению держать инструмен­ты, по координации действий и т.д. При выполнении упражне­ний мастер должен предупреждать торопливость учеников, по­буждать внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Правда, следует и мастеру оценивать собственную деятельность, дабы, своевременно оказывая помощь ученикам, не превратить се в излишнюю опеку.

Практические методы обучения направлены прежде всего на непосредственное познание действительности, и самостоятельность учащихся должна развиваться и всемерно поддерживаться с пер­вых же занятий. На этом этапе рекомендуется внимательно на­блюдать за учащимися на всем протяжении упражнений и немед­ленно исправлять каждое намечающееся отклонение и ошибку. Однако по мере углубления в работу следует приучать будущих рабочих самим анализировать ее ход, своевременно подмечать вес отклонения и знать, как недочеты в состоянии и работе инстру­ментов могут повлиять на результат.

Основными путями и средствами воспитания самостоятельно­сти при выполнении заданий являются:

·    использование инструкционных карт;

·    самостоятельный разбор учащимися чертежей;

·    самостоятельный выбор и использование контрольно-изме­рительных инструментов или приборов;

·    личный контроль качества (проверка) готовой продукции.

В учебных программах профессиональных учебных заведений предусматривается как теоретическое, так и практическое обучение.

Задачи, методы и формы организации, содержание этого образования, имеющие свои особенности, направлены к одной цели – подготовке высококвалифицированных младших специалистов. Следовательно, теоретическое и практическое обучение считается самостоятельной, но взаимосвязанной частью образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях.

В системе среднего образования большую роль играет чередование теоретических занятий с практическими. Теория является первым шагом подготовки студентов к практическому обучению. Проблемы, поставленные в ней, на практическом обучении приобретают конкретное выражение и решение.

Практические занятия по любой дисциплине – это коллективные занятия. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательно- сти и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и другими обучающимися своими соображениями. На теории обучающийся достигает определенного уровня понимания, на практическом занятии он их закрепляет.

При системном подходе к практическому профессиональному образованию с точки зрения содержания выявляются следующие его составные части:

1. Учебная практика. Для системной организации должны быть планированы учебно-практические работы, специально оборудованы учебные мастерские, предназначенные для выполнения учебно-практических технологий и проведения текущего, промежуточного и итогового контроля первичных и промежуточных навыков и умений, приобретенных учащимися, разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая данный процесс. . 2.Производственная практика. Для системной организации производственной практики должны быть планированы учебно-производственные работы, проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении), в котором должны быть осуществлены учебно-производственные технологии, текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных и промежуточных навыков и умений учащихся и разработана и внедрена методика производственной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.

Практическое обучение занятия является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования) и проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса в целях закрепления и углубления знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по всем видам профессиональной деятельности по осваиваемой специальности.

Практика обеспечивает процесс формирования у обучающихся системы профессиональных знаний и умений в соответствии с профилем деятельности, прививает навыки самостоятельной работы по избранной специальности. В современных условиях значение практик только возрастает. Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности. В практическом обучении так же активно участвуют и работодатели. В целом между учебным заведением и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательная организация получает возможность привлекать для практической и учебной работы с обучающимися высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям.

Таким образом, профессиональный подход к организации способствуют интеграции образования и производства, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынок труда реализации практико-ориентированного подхода в обучении.



Мастер производственного обучения С.П.Шатров


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.