РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

1
0
Материал опубликован 15 July


РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
.

Кравченко Анна Владимировна

преподаватель ГБПОУ ВО «Павловский техникум»

 

        В   XVIII веке немецкий педагог А. Дистервег произнес замечательные слова: «Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».  Для профессиональной деятельности педагога эти слова актуальны и в настоящее время, так как необходимость самообразования педагога диктуется как спецификой педагогической деятельности, так и изменениями, происходящими в современной системе образования.

       Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен  знать  не  только  свой  предмет  и  владеть  методикой  его  преподавания,  но  и  иметь  знания  в  близлежащих  научных  областях,  различных сферах  общественной  жизни,  ориентироваться  в современной  политике,  экономике  и др.  Педагог должен  учиться  всему  постоянно,  потому  что  в  лицах  его  учеников перед  ним  каждый  год  сменяются  временные  этапы,  углубляются  и  даже  меняются представления  об  окружающем  мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа.

        Итак, рассмотрим мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

·  Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию,  воспитательному мероприятию и др.  возникает необходимость поиска и анализа новой информации

·  Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

·  Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

·  Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

·  Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка к  конкретному педагогу.  

·  Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим   быть обидно.

·  Материальное стимулирование.  Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

·  Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врач – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно  учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

       Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

     Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

1.  Выбор направления и темы самообразования.

2.  Формулирование цели и задач самообразования.

3.  Определение круга источников информации.

4.  Выбор формы самообразования.

5.  Составление плана самообразования.

6.  Определение результата самообразования.

7.  Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Рассмотрим данные этапы.

     1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т. д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

·  профессиональное (предмет преподавания);

·  психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;

·  психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);

·  методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

·  информационно-компьютерные технологии;

·  здоровьесбережение;

·  правовое;

·  эстетическое;

·  историческое;

·  иностранные языки;

·  политическое;

·  интересы и хобби;

·  и т. д.

   2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Новизна

Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.

2. Актуальность

Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения дополнительного образования детей   в целом:

·  социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;

·  формирования здорового образа жизни;

·  привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков.

·  создание воспитательных систем в детских сообществах;

·  обобщение инновационного опыта педагогов.

3. Соответствие современным достижениям науки

Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.

4. Стабильность

Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.

5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей

ПДО могут использоваться в качестве рабочего материала  другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.

6. Оптимальность опыта

Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

   3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

·  повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

·  изучение и внедрение новых педагогических технологий;

·  изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

·  совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

 При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

 Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

    4 этап – определение круга источников информации

 Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

·  телевидение;

·  газеты, журналы;

·  литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

·  материалы сети Интернет;

·  видео, аудио информация на различных носителях;

·  платные курсы;

·  семинары и конференции;

·  мастер-классы;

·  мероприятия по обмену опытом;

·  экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

·  курсы повышения квалификации;

·  уроки коллег;

·  путешествия и т. д.

   5 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

·  индивидуальная и

·  групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения,  семинаров, практикумов,  курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.  

   6 этап – составление плана самообразования

 На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над    поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

·  название темы;

·  цели;

·  задачи;

·  предполагаемый результат;

·  этапы работы;

·  сроки выполнения каждого этапа;

·  действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

·  способ демонстрации результата проделанной работы;

·  форма отчета по проделанной работе.

 Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:

·  систематический просмотр определенных телепередач;

·  чтение конкретных педагогических периодических изданий;

·  чтение методической, педагогической и предметной литературы;

·  обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

·  посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

·  участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

·  прохождение курсов повышения квалификации;

·  проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

·  посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

·  общение с коллегами в ЦДОД, районе, области и в Интернете.

   7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования   на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

·  повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

·  разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

·  разработка новых форм, методов и приемов обучения;

·  доклады, выступления;

·  разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

·  разработка пакета тестового материала в электронном виде;

·  разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

·  создание комплектов педагогических разработок;

·  разработка модели образовательного процесса;

·  проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

·  и т. д.

   8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

     Формами отчетных работ могут быть:

·  обобщение опыта;

·  доклад;

·  сбор и анализ отчетной документации;

·  презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

·  В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

·  Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

·  Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

   И в заключении хочется сказать, что потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.

 

Литература:

1.      Антипкина Н.П., Рудь Н.А. Роль  самообразования  учителя  в  современной  педагогической  ситуации // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(66). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 24-32.

2.      .Гин А.А.

Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 112 с.

3.      Качиева А.Е.

К проблеме самообразования учителя // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 2 (59). – Новосибирск: СибАК, 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/conf/pedagog/lxi/46777 

4.      Колпакова Н.В.

Реализация деятельностного подхода в обучении как возможность профессионального саморазвития педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/conf/pedagog/xviii/28717

5.      Ямбург Е.А.

Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? – М.: Просвещение,2014.–176 с.


 

 

 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации