РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.
Кравченко Анна Владимировна
преподаватель ГБПОУ ВО «Павловский техникум»
В XVIII веке немецкий педагог А. Дистервег произнес замечательные слова: «Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Для профессиональной деятельности педагога эти слова актуальны и в настоящее время, так как необходимость самообразования педагога диктуется как спецификой педагогической деятельности, так и изменениями, происходящими в современной системе образования.
Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа.
Итак, рассмотрим мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
· Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации
· Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
· Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
· Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
· Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка к конкретному педагогу.
· Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
· Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
· Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врач – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
1. Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Рассмотрим данные этапы.
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т. д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:
· профессиональное (предмет преподавания);
· психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;
· психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
· информационно-компьютерные технологии;
· здоровьесбережение;
· правовое;
· эстетическое;
· историческое;
· политическое;
· интересы и хобби;
· и т. д.
2 этап – выбор темы самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
Критерии отбора темы по самообразованию
1. Новизна
Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.
2. Актуальность
Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения дополнительного образования детей в целом:
· социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;
· формирования здорового образа жизни;
· привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков.
· создание воспитательных систем в детских сообществах;
· обобщение инновационного опыта педагогов.
3. Соответствие современным достижениям науки
Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
4. Стабильность
Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.
5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей
ПДО могут использоваться в качестве рабочего материала другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.
6. Оптимальность опыта
Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
· повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
· изучение и внедрение новых педагогических технологий;
· изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
· совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
4 этап – определение круга источников информации
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
· телевидение;
· газеты, журналы;
· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
· материалы сети Интернет;
· видео, аудио информация на различных носителях;
· платные курсы;
· семинары и конференции;
· мастер-классы;
· мероприятия по обмену опытом;
· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
· курсы повышения квалификации;
· уроки коллег;
· путешествия и т. д.
5 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
· индивидуальная и
· групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
· название темы;
· цели;
· задачи;
· предполагаемый результат;
· этапы работы;
· сроки выполнения каждого этапа;
· действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
· способ демонстрации результата проделанной работы;
· форма отчета по проделанной работе.
Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:
· систематический просмотр определенных телепередач;
· чтение конкретных педагогических периодических изданий;
· чтение методической, педагогической и предметной литературы;
· обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
· посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
· участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
· прохождение курсов повышения квалификации;
· проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
· посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
· общение с коллегами в ЦДОД, районе, области и в Интернете.
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
· повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
· разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
· разработка новых форм, методов и приемов обучения;
· доклады, выступления;
· разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
· разработка пакета тестового материала в электронном виде;
· разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
· создание комплектов педагогических разработок;
· разработка модели образовательного процесса;
· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
· и т. д.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
· обобщение опыта;
· доклад;
· сбор и анализ отчетной документации;
· презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
· В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
· Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
· Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
И в заключении хочется сказать, что потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.
Литература:
1. Антипкина Н.П., Рудь Н.А. Роль самообразования учителя в современной педагогической ситуации // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(66). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 24-32.
2. .Гин А.А.
Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 112 с.
3. Качиева А.Е.
К проблеме самообразования учителя // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 2 (59). – Новосибирск: СибАК, 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/conf/pedagog/lxi/46777
4. Колпакова Н.В.
Реализация деятельностного подхода в обучении как возможность профессионального саморазвития педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/conf/pedagog/xviii/28717
5. Ямбург Е.А.
Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? – М.: Просвещение,2014.–176 с.