Интегрированный урок литературы и обществознания «Роль семьи в воспитании человека» (7 класс)

3
0
Материал опубликован 3 November 2015 в группе

Волова Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы;

Пушкина Елена Альбертовна,

учитель истории, обществознания и географии

МБОУ «Строевская СОШ»

Интегрированный урок литературы и обществознания в 7 классе по теме «Роль семьи в воспитании человека»

Тип урока: обобщение знаний.

Цель: обобщение знаний по теме «Роль семьи в воспитании человека» на примере комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (литература) и «Функции семьи» (обществознание).

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование представления учащихся о роли семьи в обществе и функциях семьи в жизни ребёнка; расширить представление о понятиях «образование», «воспитание», «брак», «отношения», «семья»;

Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале (в просмотренном фрагменте фильма «Недоросль»), правильно излагать мысли , способности к умозаключению (в прочитанном материале параграфа по обществознанию); создание условий для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.

Воспитательные: содействовать воспитанию основных мировоззренческих понятий семьи и роли семьи в жизни человека, формированию общих учебных умений делового сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат обшей деятельности при проектировании и выполнении групповой работы).

Пособия к уроку: 1) три фрагмента из фильма по комедии «Недоросль»;

2) листы бумаги, магнитная доска, магниты;

3) комплекты с определениями и терминами (образование, воспитание, брак, отношения, семья;

4) учебники обществознания;

5) простые карандаши;

6) картинки из разных журналов, клей, ножницы для коллажа.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Информационный материал:

Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Г.С. Меркин.- 11-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Обществознание (учебник)

Фонвизин Д.И. Комедия «Недоросль»

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация учебной деятельности (1 мин)

Создание благоприятного настроя на работу на уроке

Приветствует учащихся, спрашивает о готовности к уроку

Сообщают о готовности к уроку.

самоопределение (Л);

 

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации и выход из нее (7 мин)

Постановка цели урока

Актуализация опорных знаний

Учитель предлагает к просмотру отрывки из фильма «Недоросль»

Затем предлагает задать вопросы по фрагменту (запись фломастерами на листах А4)

Вопросы фиксируются на доске

- Какой из вопросов вы поставили бы на первое место?

Просматривают отрывки.

Задают вопросы

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

учет разных мнений (К),

3. Постановка задач урока (5 мин)

Обеспечение принятия задач урока

Учитель предлагает выполнить в парах задание на соотнесение «термин- определение», сразу же осуществляется совместная проверка (учитель называет определение –дети –термин. При совпадении дети ставят себе + и по количеству + выводят отметку.)

- Готовы ли вы ответить на поставленный вопрос?

- Какие дополнительные вопросы-задачи дала работа с терминами?

Выполняют задание, осуществляют проверку.

Определяют задачи урока,

пытаются ответить, выясняют, что не владеют достаточной информацией

целеполагание (П);

смыслообразование (Л);

4. Первичное усвоение новых знаний (4 мин)

Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание информации

- Что нам может помочь ответить на поставленный вопрос?

Предлагает работу в группах с текстом учебника (стр.44-45) выделить карандашом в тексте информацию: 1 группа - роль семьи в обществе; 2 группа -значение семьи для человека.

- Можно ли ответить на поставленный в начале урока вопрос?

Учащиеся работают с текстом и делают выводы.

извлечение из текстов необходимой информации (П);

познавательная инициатива (Р);

выдвижение гипотез и их обоснование (П);

5. Физкультминутка (1 мин)

Сменить вид деятельности

Учитель предлагает походить в «коронах»

Физкультминутка

 

6. Первичное закрепление новых знаний (16 мин)

Обеспечение восприятия, осмысление и первичное запоминание информации

Предлагает самостоятельное выполнение проектов « Роль семьи» на основе полученной информации (иллюстрированный проект на листах А5) в виде коллажа и представить свои работы

Выполняют проекты, представляют результаты (рассказ о функциях семьи).

извлечение из текстов необходимой информации (П);

познавательная инициатива (Р);

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (8 мин)

Представление проектов (коллективно выполненная работа)

Реализация совместно составленных планов

Предлагает представить проекты, сделать выводы по изученному материалу.


 


 


 

 

Прикрепляют на магнитную доску плакаты, представляют свои проекты.

использование знаково-символических средств (П);

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

построение логической цепи рассуждений (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);

8. Подведение итогов урока, рефлексия (3 мин)

Инициирование рефлексии детей по поводу их деятельности по достижении поставленной цели

Просит вернуться к вопросу, который поставили в начале урока и, опираясь на полученную в процессе работы информацию, ответить на него

Отвечают на поставленный вопрос, определяют ДЗ исходя из того, что тема пройдена полностью.

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

Интегрированный урок литературы и обществознания в 7 классе

по теме «Роль семьи в воспитании человека»

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности (1 мин)

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать в этот день и в этот час. Приятно видеть ваши улыбки. Пусть такое хорошее настроение останется до конца дня. А сейчас мы приступим к работе.

- Готовы?

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации и выход из нее (6-7 мин)

- А начнём мы с просмотра фрагментов одного фильма. Ваша задача – подумать над вопросами.

(включается 3 фрагмента фильма по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

- Какое это произведение? (комедия «Недоросль»)

- Кто автор комедии? (Д.И. Фонвизин)

- Вам было задание: подумать над вопросами. Сейчас эти вопросы вы запишите на листы крупно фломастерами.

- А теперь прочитайте вопросы и листы прикрепите на доску.

(учащиеся выходят к доске, зачитывают вопросы и закрепляют листы на магнитной доске)

- Какой из вопросов вы поставили бы на первое место?

- Какую проблему освещает комедия Д.И. Фонвизина?

- Проблема воспитания кого?

- Важна в этом случае роль семьи?

- Какая тема нашего урока? (Роль семьи в воспитании человека)

- Какой будет цель?

Цель: определение роли семьи в воспитании человека.

- Роль семьи может быть отрицательной или положительной?

- Давайте определим задачи. Что необходимо сделать, чтобы достичь цели нашего урока?

Задачи: 1) определить функции семьи

- Что для этого надо сделать? (Самим придумать? Или где-то прочитать?

2) проиллюстрировать роль семьи

- Семья Простаковых будет примером? Каким? (положительным или отрицательным).

(задачи фиксируются на доске)

- Вот эти задачи и будут планом нашей работы.

3. Реализация плана

1) Соотнесение определения и термина (работа в парах)

Воспитание

Семья

Образование

Брак

Отношения

(выдаются комплекты с определениями и терминами, дети в парах находят соответствия)

2) Проверка, оценивание.

(учитель читает определение, дети называют термин, ставят на полях + или - , оценивают свои ответы)

- Какой термин подходит к вопросу, заданному фильмом?

- Готовы ли вы ответить на поставленный вопрос?

- Какие дополнительные вопросы-задачи дала работа с терминами?

3) Первичное усвоение новых знаний по проблемному вопросу

(работа с учебником в группах)

- Что нам может помочь ответить на поставленный вопрос?

Задание: 1) Прочитать текст на стр. 44 – 45 учебника;

2) Выделить карандашом нужную информацию.

1 группа - роль семьи в обществе;

2 группа - роль семьи в воспитании человека.

- Можно ли ответить на поставленный в начале урока вопрос?

4) Первичное закрепление новых знаний (15-17 мин)

Задание: оформить на листах в виде коллажа функции семьи (иллюстрированный проект) на основе полученной информации.

(учащиеся в группах распределяют обязанности, подбирают необходимые картинки, вырезают из журналов, наклеивают, готовят рассказ о функциях семьи)

5) Представление проектов.

(учащиеся прикрепляют на магнитную доску плакаты, представляют свои проекты)

4. Включение нового знания в систему знаний и повторение (6-7 мин)

- Какие функции не выполнялись в семье Простаковых?

- Каковы последствия такого воспитания?

- Вам понравился поступок Митрофана в конце пьесы?

- Что даёт такое воспитание?

(на магнитной доске появляется запись)

Функции семьи

+

-

Проекты детей

- неблагодарность

- грубость

- невоспитанность

- невежество

5. Оценивание

6. Подведение итогов урока, рефлексия (2-3 мин)

- Давайте вернёмся к нашим вопросам, поставленным в начале урока. На какие из них мы ответили?

- Что осталось без ответа?

- Мы сейчас можем ответить на эти вопросы?

- Удалось нам реализовать поставленные задачи?

9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.