12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Воротникова Ольга Григорьевна1152
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №7»

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

 

Вводный урок литературы

Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека


Воротникова О.Г., учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы МБОУ школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Предмет (направленность): урок литературы

Возраст детей: 9 класс

Место проведения: класс

Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе,

- выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- восприятие текста литературного произведения,

- владение элементарной литературоведческой терминологией;

- нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений,

- умение вести диалог;

-создавать устные монологические высказывания разного типа;

- формулирование собственного отношения к произведению,

- получение опыта метапредметной деятельности.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий


 


 

Урок - лекция

Ход урока

1. Что такое литература?

Литература –

1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.

3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

- Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?

2. История возникновения термина «литература».

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Источник: http://www.litdic.ru/literatura/ .

3. Эпиграф урока (записывается в тетрадь).

Литература – это исповедь,
Под видом исповеди – проповедь,
Для тех, кто ненавистен – отповедь,
Для всех, кого любишь, заповедь.

Л. Ошанин

Словарная работа:

Исповедь

 Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

 перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.

Про́поведь

  1. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

    перен. разг. Наставление, нравоучение.

    Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

    перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

     Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы

Отповедь

Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

устар. То же, что: ответ.

 За́поведь.

Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

- Объясните смысл эпиграфа.

4. Цели изучения литературы в школе:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

5. Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.

Задание для 1 группы

Общество находит в литературе свою действитель­ную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Франческо Петрарка

Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.

Екатерина II

Задание для 2 группы

Литература  это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.  Джозеф Аддисон

Задание для 3 группы

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

Язык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной. П. А. Вяземский

Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.  Максим Горький

Задание для 4 группы

Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь. Д. Лихачев

Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев

Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным.  Д. С. Лихачев

6. Периодизация русской литературы

Устное народное творчество до XI века

Древнерусская литература XI – XVIII в

Литература XVIII века

Литература XIX века

Литература ХХ века

Новая русская литература

Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний.

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка

Литература  это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.

 Джозеф Аддисон

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.