12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савельева Елена Евгеньевна103
Материал размещён в группе «Методическая копилка библиотекаря»


Роль школьного информационно - библиотечного центра в развитии интереса обучающихся к чтению.


В результате огромного количества перемен в жизни общества, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Поэтому одной из приоритетных задач библиотекаря МБОУ «Комсомольская СОШ № 2» является пропаганда ценности книги и чтения, создание условий, способствующих повышению читательской культуры детей и подростков.

Стараюсь приложить максимум усилий, чтобы читателям у нас было интересно, уютно и комфортно. Плакаты, красочные выставки, поучительные афоризмы, цветы преобразили библиотеку.

Используя все возможности, я стремлюсь привлечь внимание детей к книге, пробудить желание взять ее в руки, полистать, почитать. Например, чтобы как-то привлечь нечитающих школьников младших классов, в библиотеке на столе я разложила шахматы и шашки, и другие настольные игры, раскраски. Теперь ребята на каждой перемене, едва прозвенит звонок с урока, бегут в библиотеку поиграть в шашки, шахматы и другие игры.

Постепенно привыкая к библиотеке, видя, как их сверстники берут книги, листают энциклопедии, журналы, нечитающие посетители библиотеки позже все-таки берут книги, рекомендованные библиотекарем или одноклассниками. Вот так не навязчиво я стараюсь прививать интерес к библиотеке, а затем к книге и чтению. И поэтому, каждую перемену библиотека заполняется любопытными читателями, выстраиваются очереди за книгами.

Работа библиотеки стоится в рамках проекта по продвижению детского чтения «С книгой – в будущее!». Проект состоит из двух блоков. Первый блок - «Растим читателя!» - приобщение детей младшего школьного возраста к книге и чтению и второй блок - «Время читать!» - популяризация книги и чтения среди детей среднего и старшего школьного возраста. Для младших школьников интересна такая форма работы как «Проект в проекте» - «Прочитал сказку – посмотри мультфильм – нарисуй иллюстрацию!». Такая форма работы была проведена по сказкам Е. Чарушина, К. Чуковского, П.Ершова, Э.Успенского.

К примеру, заранее ребятам было задано задание - внимательно прочитать книгу Э. Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» и «Крокодил Гена и Чебурашка». Затем в актовом зале школы среди начальных классов состоялись просмотры мультфильмов по произведениям Эдуарда Успенского. И завершающим этапом всех мероприятий, посвященных Э. Успенскому, стал конкурс рисунков и поделок «Волшебный мир Эдуарда Успенского», а также проведение литературного праздника «Дядя Федор и другие…»

Подобные мероприятия привлекают детей к чтению, помогают обогатить и расширить духовный мир ребенка.

Книжные выставки в библиотеке расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность. Тематические книжные выставки могут быть посвящены актуальным темам, знаменательным датам и т.д.

Совместно с классными руководителями и учителями-предметниками провожу литературные праздники.

Так, в рамках проекта «С книгой - в будущее!», впервые мы решили объединить два мероприятия в одно - «Прощай, Азбука!» и «Посвящение в читатели». Праздник прошел в веселой игровой форме. Каждый ребенок обязательно принял в нем участие: дети рассказали стихи о том, чему научила их азбука, пели песни, отвечали на вопросы, играли — словом, делали всё, чтобы показать, чему они научились за целый год.

 В завершении праздника ученики торжественно произнесли «Клятву юного читателя» и Фея одним взмахом волшебной палочки посвятила всех первоклассников в читателей библиотеки. В качестве поощрительных призов, библиотекарь вручила каждому ребенку медали «Библиотека, книжка, я – верные друзья» и «Памятку юного читателя». Библиотекарь школы поздравила ребят со званием настоящего читателя библиотеки и пожелала, чтобы добрая и мудрая книга стала ребятам верным помощником и спутником жизни.

Чтобы привлечь современное поколение читателей к чтению, к посещению библиотеки, мы должны стремиться идти в ногу со временем. Массовая работа с использованием инновационных, информационных технологий, на мой взгляд, направлена на то, чтобы ученик с мероприятия вышел уверенным в своих способностях, с желанием продолжать больше читать и участвовать в следующих мероприятиях. Это участие в различных интернет - проектах, акциях, конкурсах районного, республиканского, всероссийского и международного характера.

Учащиеся МБОУ «Комсомольская СОШ № 2» неоднократно принимали участие в Международном интернет-проекте прочтение художественной литературы, изучаемой в школе - «Страна читающая».

В рамках проекта «Страна читающая» проводятся конкурсы, посвященные произведениям писателей и поэтов отечественной литературы.

Под моим руководством были подготовлены и выложены видеоролики прочтения стихотворений Владимира Маяковского. Записи видеороликов с прочтением стихотворений наших учащихся увидел весь мир на канале YouTube и на сайте lit.drofa-ventana.ru .

Одно из приоритетных направлений БИЦ – работа в системе «электронная библиотека» в рамках Проекта «ЛитРес: Школа».

Проект «ЛитРес: Школа» позволяет школьным библиотекам, подключенным к проекту, выдавать электронные книги прямо на устройства читателей. Учащиеся школы получают бесплатный доступ к электронным книгам из школьной программы. Главное достоинство системы — быстрое получение книг в любом месте, где есть Интернет. А также удобное чтение на любых устройствах: на компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне и других мобильных устройствах (в том числе в режиме «офлайн»).

Если в школьной библиотеке отсутствует необходимая художественная литература, учащиеся школы находят ее в электронной библиотеке проекта «ЛитРес: Школа».

Ежегодной доброй традицией стало проведение в МБОУ «Комсомольская СОШ № 2» благотворительной акции в рамках первой общероссийской акции «Дарите книги с любовью». Акция приурочена к Международному Дню дарения книг - 14 февраля. В акции принимают участие учащихся школы, учителя, книжные издательства города Москвы.

В результате проведения трех ежегодных акций фонд школьной библиотеки пополнился на 544 экземпляров книг: Из них 177 книг подарило школьной библиотеке Издательство «Азбука-Аттикус» и «Дрофа-Вентана», 367 экземпляров книг – учащиеся и учителя нашей школы.

Ежегодно, с начала учебного года, библиотекарь среди обучающихся школы объявляет о проведении конкурсов - «Самый читающий класс» и «Лучший читатель школьной библиотеки». Итоги конкурсов поводятся в мае на школьной линейке. Учитывается количество книг, прочитанных учениками всего класса, посещение библиотеки, участие в литературных мероприятиях, участие в конкурсах. Классу-победителю вручается грамота и переходящий кубок, как самому читающему классу года. «Лучшим читателям» вручаются грамоты и памятные подарки.

30 слайд. Информационно - библиотечный центр играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «…Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».


Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.