Родительское собрание «Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению»
Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению.
Ученик, который учится без желания,-
это птица без крыльев.
Саади, персидский мыслитель.
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся.
Задачи:
выявить причины появления учебных затруднений;
познакомить с приёмами стимулирования познавательной деятельности обучающихся.
Ход собрания
Учитель: Известно, что нет ребёнка, который шёл бы в 1 класс с намерением учиться плохо. Все дети мотивированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, когда эти ожидания не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжёлым последствиям: от глубоко укоренившейся неуверенности в себе до отказа от всякой деятельности, требующей усилий. А ведь большинство неуспевающих детей потенциально способны. Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих ребёнка.
Перед вами на доске «Дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в парах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?». Основные причины запишите на подготовленных «листочках», приготовьтесь прокомментировать своё мнение. Время на работу 8 минут.
Родители озвучивают возможные причины снижения мотивации.
Учитель: К числу основных причин неуспеваемости относят обычно следующие затруднения:
неумение учиться;
низкую мотивацию достижения успеха;
несформированность учебных интересов;
дефекты внимания.
Именно об этих затруднениях, а также о том, как с ними справиться, мы и поговорим сегодня на собрании.
Умение учиться
Самое первое, чему необходимо научить ребёнка, - это выделять учебную задачу. Ученик должен ясно представлять себе, каким способом действия, правилом надо овладеть, чтобы суметь выполнить конкретное задание. Итак, в чём же может состоять ваша помощь? Вы должны добиваться того, чтобы ребёнок понял, чего он раньше не знал и чему теперь научился. Поэтому дома обязательно спрашивайте: «Чему ты сегодня научился?». При выполнении домашних заданий можно спросить: «Как ты думаешь, для чего необходимо это упражнение? Чему ты можешь научиться, выполняя это задание?» Подобные вопросы помогут не только выяснить, умеет ли ребёнок выделять учебную задачу, но и помочь ему научиться делать это.
Неотъемлемыми компонентами умения учиться являются контроль и самооценка. Что же делать, чтобы сформировать контроль и самооценку? Самое главное необходимо объяснить своему ребёнку, что для того, чтобы убедиться, выучен ли урок, надо его рассказать самому себе, а ещё лучше кому-нибудь другому.
Действие контроля имеет этапы формирования. Вначале этот контроль должен быть проговорён вслух. Например, при решении задачи важно, чтобы ребёнок громко и внятно рассказал вам, как он решал задачу. Когда он научится это делать, пусть переходит на проговаривание решения шёпотом, а потом про себя.
Мотивация достижения успеха
Чтобы преодолеть или предотвратить проблему неуспеваемости важно выполнять следующие рекомендации:
поощряйте малейшие удачи ребёнка и помогайте предотвратить его неудачи;
тренируйте волю, пусть учится заставлять себя доводить начатое дело до конца;
порицание не должно касаться способностей ученика, оно должно быть конкретным и направлено на устранение понятных ему недостатков (ошибка в задаче, небрежность в письме т. д.);
в момент порицания выбирайте спокойный тон, раздражение в голосе вызывает негативную реакцию у ребёнка;
воспитывайте у ребёнка уверенность в себе;
совместно с ребёнком ставьте цель по преодолению отставания в учёбе.
Учебные интересы
Для того, чтобы выявить, на каком месте стоят цели, связанные с учением, попросите ребёнка закончить ряд предложений:
« Я стараюсь…»
« Я был бы рад…»
« Я надеюсь…»
«Я уверен…»
« Я мечтаю…»
«Я не сомневаюсь…»
« Моя цель…»
Таким образом, вы определите, какие цели преобладают у вашего ребёнка. Если большинство его ответов относится к удовлетворению сугубо личностных потребностей (купить шоколад, получить в подарок телефон и др.), то это сигнализирует о том, что у него не сформированы жизненные цели, связанные с учением. Для того, чтобы сделать шаг в этом направлении, обсудите с ребёнком значимость знаний, добейтесь понимания им важности учёбы для будущей жизни.
Дефекты внимания
Как помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с недостаточным развитием внимания? Предлагаю вашему вниманию несколько советов:
Подскажите ребёнку, как организовать своё внимание. Например, в процессе чтения предложите ему указкой водить по строчке.
Ограничьте число действий, выполняемых ребёнком одновременно.
Научите ребёнка планировать свою деятельность. Это может быть распорядок дня или последовательность выполнения домашних заданий. Порекомендуйте ему записывать свой план и делать отметки по мере его выполнения. На первых порах такой план составляйте вместе.
Формируйте самоконтроль. Часто родители берут функцию контроля на себя. Конечно, на первых порах необходимо проверять тетради, следить за тем, чтобы ребёнок вовремя сел за уроки и выучил всё, что задано. Но главная цель – постепенно научить школьника делать это самостоятельно и чувствовать ответственность за плохо выполненное задание.
Учитель: Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что если мы, взрослые вовремя окажем поддержку детям, то это поможет снизить риск возникновения проблем, связанных с неуспеваемостью. Но, согласитесь, что оказать поддержку может лишь тот родитель, у которого имеется хороший контакт со своим ребёнком. Чтобы помочь ребёнку учиться с интересом, важно уметь общаться с ним, добиваться взаимопонимания. Поэтому проведём диагностику, которая покажет, достаточно ли вы контактны с детьми.
Экспресс-диагностика «Достаточно ли вы контактны с детьми?»
1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
2.Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.Бывают ли они у вас дома?
6.Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7.Проверяете ли вы, как они делают уроки?
8.Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
9.Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
10.Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
11.Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
12.Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?
13.Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
14.Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, в туристических походах?
15.Предпочитаете ли вы вместе с детьми проводить отпуск?
Обработка результатов диагностики
Утвердительный ответ оценивается двумя баллами. Ответ, выраженный словами «отчасти», «иногда», - одним баллом, «никогда» - нулём:
20 баллов и выше – ваши отношения с детьми можно назвать благополучными;
от 10 до 20 – удовлетворительные, но недостаточно многосторонние; подумайте, в чём они должны быть дополнены;
если менее 10 баллов – ваши контакты с детьми явно недостаточны, необходимо решить, как их улучшить.
Учитель: Если ваш ребёнок будет видеть, что вы заинтересованы в его успехах, что вы поддерживаете его, то он будет стараться учиться лучше. Но ни в коем случае ничего нельзя делать за ребёнка! Примите ещё несколько советов, которые помогут повысить успеваемость ваших детей:
хвалите ребёнка даже за самый незначительный успех;
никогда не называйте ребёнка глупым и т. д.;
ежедневно просматривайте без упрёков его дневник и тетради;
спрашивайте, чем вы можете помочь;
ежедневно вселяйте уверенность;
не сравнивайте успехи своего ребёнка с успехами других детей;
не ругайте, а помогайте.
В заключение нашего разговора, я хочу прочитать вам стихотворение С. Михалкова «Недотёпа».
"Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
А детские рисунки
На тему "Мир и труд"
Печатают в журналах,
На выставки берут.
У многих есть возможность
Объездить целый мир –
Проводят в разных странах
Где - конкурс, где - турнир.
Лисичкина Наташа
Имеет пять наград,
А Гарик, твой приятель,-
Уже лауреат!
И только недотепам
К успеху путь закрыт..."
Моя родная мама
Мне это говорит.
Но я не возражаю,
А, губы сжав, молчу,
И я на эту тему
С ней спорить не хочу.
Пускай другие дети
Надежды подают:
Картиночки рисуют,
Танцуют и поют,
На скрипочках играют,
Снимаются в кино –
Что одному дается,
Другому не дано!
Я знаю, кем я буду
И кем я стать могу:
Когда-нибудь из дома
Уеду я в тайгу.
И с теми, с кем сегодня
Я во дворе дружу,
Железную дорогу
В тайге я проложу.
По рельсам к океану
Помчатся поезда,
И мама будет сыном
Довольна и горда.
Она меня сегодня
Стыдила сгоряча –
Строитель тоже важен,
Не меньше скрипача.
Использованная литература
Барташников А. А., Барташникова И. А. Учись мыслить.- Харьков: Фолио, 1998.
Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 3./ Сост. Андреева Е. А.- М.: Планета, 2012.