Статья «Роль сказки воспитании дошкольников»
МБОУ Одинцовская СОШ №1
дошкольное отделение- детский сад №23
Статья
Роль сказки в воспитании дошкольников.
Автор: воспитатель
Балаян Ж.А.
Если вы хотите, чтобы ваши дети
были умными - читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были ещё
умнее - читайте им больше сказок.
Альберт Энштейн
Сказка-это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребёнок или взрослый.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простоту и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке - писал он, великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грёзы и, наполовину сам верит в эти грёзы»
Русская педагогика ещё более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве и методе.
Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к горю, страданию, человеческому несчастью. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем.
«Чтение сказок-тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».
Сказки- древний и вечный источник мудрости, передаваемой из поколения в поколение. Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества.
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сменялась мода, времена и нравы, сюжеты сказок оставались прежними, отражая отношения людей между собой, их взаимодействие с окружающим миром, утверждая основные ценности и цели человеческой жизни. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Суть сказок - воплощение прекрасных мечтаний человека. Без сказки у ребёнка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребёнку пофантазировать.
В древние времена, когда народ сочинял первые сказки. Жизнь была очень сложной, только в сказке люди находили отдушину от тяжелого труда, лжи и предательства. Поэтому сказку люди очень любили, ведь в сказке всегда добро побеждает зло. Читая сказки люди определяли себя на месте героя, человек непроизвольно ощущал себя смелым, могучим. Многократное ощущение подвига зарождает чувство храбрости, человек в действительности делался героем. Раньше люди не писали сказки, а рассказывали их, рассказывая сказку человек старался прибавить что-то новое и наилучшее. Человек в сказке делился своими проблемами и решал их.
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего детства, сопровождает на протяжении все дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, он познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Сказки помогают дошкольникам развивать положительные качества.
Сказки играют особую роль в воспитании и развитии ребёнка. Это не просто развлекательные истории. Каждая сказка имеет свой смысл и значение.
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию; все виды памяти; умение правильно использовать мимику. Развивается культура речи формируется навык правильного произношения.
Именно в детстве ребёнок тянется к сказке, тянется ко всему волшебному и таинственному. Когда ребёнок слушает сказку, то он выступает в роли сказочного персонажа, и это позволяет ему почувствовать, понять, и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков. Волшебство в сказке формирует мир ребёнка чудесней и привлекательней для детского восприятия.
Слушая и читая сказки, ребёнок готовится к взрослой жизни, учится находить выход из трудных ситуаций, осваивает новые способы поведения. Часто малыш не знает, как правильно поступать в тех или иных случаях. Сказки показывают образцы успешного поведения, вселяют уверенность, помогают различать плохие и хорошие поступки. Сказки затрагивают практически все сферы нашей жизни.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребёнка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа над злом.
Сказки, являются художественно-литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они сокровищница народной педагогики, более того многие сказки суть сочинения в них содержатся педагогические идеи.
Для здорового развития детей сказки необходимы. На самом деле потребность в сказке живёт в душе каждого человека, маленький он или взрослый. Сказка удовлетворяет желание быть счастливым. Невозможно созидать и творить, не будучи знакомым со сказками.
Эффективность и универсальность сказок породили очень популярный среди психологов - метод для развития и коррекции личности не только детей, но и взрослых, которое так и называется- сказкотерапия.
Сказкотерапия-самый детский метод психологии, и конечно, один из самых древних. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законам, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
В современном мире занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребёнка. Занятия могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.
Мир сказки - особенный мир со своими законами, чудесами, загадками, верой в добро. Поэтому надо всегда обращаться к сказке, вводить её в мир детей.
Они станут мудрее и добрее. Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка настолько велика, что без неё трудно представить себе взросление современного дошкольника.
Даже если ребёнок научился читать свои первые книжки, не отказывайте ему в просьбе почитать перед сном - ведь его литературные интересы часто обгоняют технику чтения.
К сожалению, в современных условиях жизни присутствует очень серьёзная проблема, недостаточно привлечения дошкольников к русским народным сказкам. И это плохо! Ведь сказки помогают ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом, сослужат ему добрую службу. Ведь в нашем современном информационном мире традиции народа и нравственные правила семьи, отошли на второй план. А ведь совсем недавно мамы и бабушки рассказывали своим детям и внукам сказки, и этим воспитывали детей.
Я -считаю, что сказки незаменимы в жизни ребёнка. Слушая сказку, ребёнок учится ценить природу, их роль очень высока. В простой детской сказке, содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь. Мир ребёнка полон фантазий, чудес и сказок. Дети отождествляют себя с героями сказок, особенно с теми, кто действительно похож на них. Если хотите научить ребёнка определенным правилам поведения, найдите сказку, главный герой которой максимально похож на вашего ребёнка.
Чтение сказок - это воспитание сердца, нежное прикосновение богатства человеческой мысли и благородства к сакральным таинствам души ребёнка.
Литература:
Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника \\ Ребёнок в детском
саду,2001.
Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста \\Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012.
Нищева Н.В. Играем в сказки. Детство-Пресс, 2020.
Ватлина Н.А. Воспитание активного слушателя в процессе ознакомления со сказкой. Актуальные проблемы художественно- эстетического развития дошкольников: материалы межвузовской научно-практической конференции,2015.