Деятельность старшего воспитателя по научно-методическому сопровождению внедрения ВСОКО в условиях реализации ФГОС ДО

1
0
Материал опубликован 5 November 2022

«Деятельность старшего воспитателя по научно-методическому сопровождению внедрения ВСОКО в условиях реализации ФГОС ДО»

Миронова Ольга Вячеславовна

Старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 62»

г.Златоуст

В течение последних лет вопросы модернизации дошкольного образования обсуждаются и решаются на государственном уровне. Сфера образования стала объектом внимания одного из приоритетных национальных проектов. Реформа образования затрагивает все уровни этой системы – от дошкольного до вузовского. Идеи модернизации образования отражены в документах федерального и регионального масштаба. 

Основные задачи модернизации дошкольного образования:

-повышение качества дошкольного образования

-повышение профессионализма работников образования

-распределения ответственности и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, образовательного учреждения

Реформирование дошкольного образования обусловливает необходимость научно-методического обеспечения и сопровождения. Оно строится на принципах проектирования – это мысленное конструирование и практическая реализация возможного и должного. Такое проектирование составляет суть управленческой деятельности.

Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом.

Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, даёт определение, что такое качество образования (статья 2): «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Оценка качества дошкольного образования осуществляется в соответствии с законодательно закрепленной ответственностью за предоставление доступного качественного дошкольного образования:

-на уровне региона

-на уровне муниципалитета

-на уровне отдельной дошкольной образовательной организации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации наличие и функционирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Это означает, что каждая ДОО разрабатывает свою систему оценки качества, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур.

При проектировании и реализации внутренней системы оценки качества образования следует руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

-Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155;

-Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 05.08.2013 г. № 662;

-Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведении самообследования в образовательной организации» от 14.06.2013 г. № 462;

-Приказ Минобрнауки России «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10.12.2013 г. № 1324;

-Приказ Минобрнауки России «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 05.12.2014 г. № 1547.

Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) являются основными критериями оценки состояния и развития системы дошкольного образования.

С 2013 года и по настоящее время в России ведутся разработки и апробации инструментария оценки качества дошкольного образования. Тем не менее, единого универсального инструмента для ВСОКО, включающего в себя оценку всех факторов образовательного процесса, до сих пор нет.

Задача каждой ДОО – спроектировать и реализовать свою систему оценки качества, принять и утвердить собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определить комплекс форм и методов оценки качества образования.

Организационная структура ВСОКО:

-Администрация ДОО,

-Педагогический совет,

-Наблюдательный совет.

-Группа мониторинга ДОО (временные структуры – рабочие группы педагогов, комиссии и др.).

Из этой структуры только организация работы Наблюдательного совета находится в поле управлении заведующего ДОУ. Остальные структурные компоненты находятся и/или могут находиться в области руководства старшего воспитателя или заместителя заведующего.

В методических рекомендациях описаны этапы внедрения ВСОКО.

Этапы ВСОКО:

1. Нормативно-установочный этап:

-изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО;

-подготовка приказа о проведении ВСОКО в ДОО;

-определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО;

-определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования.

2. Информационно-диагностический этап:

-сбор информации с помощью подобранных методик.

3. Аналитический этап:

-анализ полученных результатов;

-сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков.

4. Итогово-прогностический этап:

-предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, родительской общественности;

-разработка дальнейшей стратегии работы ДОО.
Порядок организации внутренней системы оценки качества образования

в МАДОУ «Детский сад № 62»

На нормативно-установочном этапе:

-Анализ нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней с целью определения задач, функции, перечня объектов ВСОКО образовательной организации.

-Выбор рабочей группы во главе со старшим воспитателем по разработке Положения о ВСОКО (утверждается приказом заведующего).

-Разработка Положения о ВСКО (в 2019 году).

В Положении были определены цели, задачи, принципы, функции, организационная структура ВСОКО (которая представляет собой совокупность коллегиальных органов управления, структурных подразделений, должностных лиц, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций по оценке качества образования), критерии и показатели.

Принято «Положение о должностном контроле». Где было отмечено, что должностной контроль – это основной источник информации для анализа состояния ДОУ, достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса.

Так же были приняты «Положение о порядке разработки, утверждения и реализации персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников» и «Положение о рабочей группе по разработке персонифицированных программ повышения квалификации педагогов» (определяет задачи рабочей группы по управлению проектированием персонифицированных программ повышения квалификации педагогов).

В результате с 2019 года по 31.12.2021 года педагогами нашего учреждения разработано 18 Персонифицированных программ повышения квалификации. В данных программах педагоги планируют этапы и виды деятельности по углубленной теме самообразования на 3 года. На основании этой деятельности у них складывается система работы, которую они впоследствии могут обобщить. Т.е. представить свой опыт работы за несколько лет. Такая продуманная, планомерная деятельность помогает педагогам нашего ДОУ актуализировать, прогнозировать, внедрять в педагогический процесс современные образовательные технологии и работать в выбранном направлении, повышая своё педагогическое мастерство и качество образовательной деятельности в целом.

Были проведены педсоветы, семинары и консультации:

- «Совершенствование образовательной деятельности ДОУ в ходе проведения мероприятий по организации внутренней системы оценки качества»

- «Организация и проведение диагностики в ДОУ»

- «Аналитическая деятельность как важное условие планирования и проектирования педагогической деятельности в ДОУ»

- «Пути развития профессиональной компетенции воспитателя ДОУ».

- «Профстандарт педагога в ДОУ»

- «Профессиональная компетентность – главный ресурс качества образовательного процесса».

- «Реализация компетентностного подхода в ДОУ»

Чтобы приступить ко второму этапу должна быть разработана программа ВСОКО и должен быть разработан инструментарий процедуры ВСОКО.

Я, как старший воспитатель, вновь вернулась к анализу нормативных документов, методических рекомендаций. Анализировала документы на сайте РЦОКиО, изучала различные интернет-источники. Прошла курсы повышения квалификации по данной теме по очной форме обучения (в 2020 году). С этим багажом знаний я вышла к рабочей группе (была вновь утверждена приказом заведующего). Представила обобщённый материал, рассказала о задачах, которые несёт в себе процедура оценивания, что должно подвергаться оцениванию в рамках качества образования. И сообща мы разработали Программу, циклограмму внутренней системы оценки качества. Разработали процедуры оценивания по всем направлениям, определяющим качество дошкольного образования: что-то включили новое, что-то оставили из уже имеющихся в практике работы ДОУ: разработки, таблицы. Все документы были приняты на педагогическом совете и утверждены приказом заведующего.

И к началу 2021-2022 учебного года мы только подошли ко второму этапу. Информационно-диагностический этап включает сбор информации с помощью подобранных методик.

В апреле-мае 2022 года был осуществлён третий – Аналитический этап:

-анализ полученных результатов в течении всего учебного года;

-сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков.

На итогово-прогностическом этапе были представлены полученные результаты на уровень педагогического коллектива (на итоговом педагогическом совете), родительской общественности (на ежегодной родительской конференции: заведующий ДОУ представляет анализ хозяйственно-финансовой деятельности, питания; старший воспитатель представляет анализ образовательной и оздоровительной работы).

В июне-июле прошла разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ, выработка необходимых рекомендаций и составление годового плана на 2022-2023 учебный год с учётом данных результатов ВСОКО за предыдущий учебный год.
Создание ВСОКО в ДОУ позволяет:

-эффективно управлять качеством образования;

-оценивать эффективность функционирования;

-формировать систему контроля качества образования;

-выявлять проблемы ДОУ и тенденции в их развитии;

-определять факторы, наиболее существенно влияющие на качество образования;

-повысить качество и эффективность управленческих решений;

-повысить уровень информированности получателей образовательных услуг, общественности о состоянии системы образования ДОУ.

Роль старшего воспитателя в проектировании ВСОКО:

- изучение и анализ научно-методических материалов в рамках внедрения ВСОКО

- повышение теоретических и практических знаний и умений коллектива ДОУ, входящих в структуру ВСОКО

- повышение профессиональных компетенций педагогических работников через повышение квалификации: внутрифирменной и в специальных учебных заведениях

- координация организационных структур в ДОУ (администрация, педагогический совет, рабочие группы, родительская общественность и т.д.) и/или руководство организационными структурами ДОУ

- представление результатов ВСОКО для педагогического коллектива (а заведующий и\или администрация доносит до родительской общественности и коллектива в целом)

- совместно с административным аппаратом выработка управленческих решений, выработка необходимых рекомендаций, определение дальнейшей стратегии

Вывод:

Таким образом, роль старшего воспитателя в проектировании ВСОКО – это активно вовлекать всех участников образовательных отношений в поиск путей, методов и средств, способствующих повышению качества образования в ДОУ.

А при грамотном научно-методическом сопровождении старшим воспитателем происходит создание, функционирование модели внутренней системы оценки качества образования. Которая позволяет получить комплексную характеристику системы образования ДОУ, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным образовательным стандартам, социальным и личным ожиданиям.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации