Статья «Роль "текстов новой природы" в развитии интереса к изучению иностранного языка в работе с низкомотивированными учащимися»

4
0
Материал опубликован 9 December 2019 в группе

Роль «текстов новой природы» в развитии интереса к изучению иностранного языка в работе с низкомотивированными учащимися

Кадермятова А.М., учитель английского языка

Ребёнка можно заинтересовать иностранным языком, но поддерживать в нём живой интерес к его изучению удаётся немногим. Основу изучения любого языка составляет мотивация, а с ней, как известно, есть сложности. Особенно часто приходится слышать недоуменные высказывания школьников о том, что английский язык им в дальнейшем вряд ли пригодится, так как они не собираются уезжать за границу. В этом случае необходимо вспомнить о центрированном на ученике подходе, суть которого состоит в максимальном раскрытии личностного потенциала ребенка на занятиях, в развитии его самостоятельности, когда учитель на уроке – старший партнёр, наставник. Помимо личных интересов, стоит также учитывать и возрастные особенности ученика.

Рассматривая работу с низкомотивированными учащимися, невозможно не согласиться, что необходимо переориентирование образования на визуальный ряд, что в первую очередь выражается в эмоциональном окрашивании процесса восприятия, так как без эмоций познание практически становится невозможным. Для этого преподавателю нужно стремиться к внешней занимательности: максимально реализовывать принцип наглядности на своих уроках, использовать «тексты новой природы» (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план, тематические картинки, ребусы, кроссворды).

На уроках английского языка использование «текстов новой природы» особенно необходимо, поскольку погружение в иноязычную культуру невозможно без максимальной наглядности и демонстрации. В первую очередь, нам в этом помогают сами учебные пособия (учебники, рабочие тетради, аудиоприложения – то, чем пользуются учащиеся, педагоги используют грамматические таблицы, визуальные словари, страноведческие карты, фильмы и мультипликацию). Все эти пособия прекрасно иллюстрируют материал, предлагают огромное количество упражнений на закрепление новых слов и грамматических правил. На экране вы можете увидеть страницы из рабочей тетради на печатной основе, где представлены кроссворды и филворды по изученным словам по теме: «Моя семья», дано упражнение на соотнесение понятий и их определений (что помогает расширять словарный запас, использовать в речи синонимичные выражения), кроме того, отрабатываются лексика и грамматика при заполнении таблиц, построении схем. Слабоуспевающие учащиеся всегда могут найти в этих заданиях подсказки, опираясь на иллюстрации, образцы выполнения заданий. Работа для ребят с низкой мотивацией к обучению будет проходить интереснее, если привнести в нее элемент соревнования, придать ей игровой характер.

Поэтому в качестве зри­тельной опоры для высказываний учащихся используются предметные картинки, которые часто применяются на начальном этапе обучения для введения лексики, обо­значающей конкретные предметы. При работе с картинками оправданы следующие виды заданий: повторение вслед за учителем модельных фраз; ответы на вопросы учителя; постановка вопросов к тому, что изображено. В средней школе предметные картинки сменяют тематические картины, которые также помогают усваивать усложненный материал, подавая информацию в графическом виде, яркими примерами являются страноведческие плакаты. Тематические картины незаменимы при создании ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся, облегчают беседу по содержанию изобразительного материала. Работа с ними проходит в быстром темпе. При обучении аудированию они могут служить зрительной опорой, облегчающей восприятие речи на слух.

Начиная с 5го класса и даже раньше, предметные картинки заменяются комиксами, где поначалу реплик не очень много, чтобы учащиеся могли увидеть использование лексики в контексте, отработать использование изученных слов, проиграть речевую ситуацию в парах и группах. Яркие, красочные комиксы развивают воображение детей, которые могут отвлечься от написанного текста, описать то, что изображено на картинках, увидеть в них что-то свое. Так учащиеся, которых, возможно, отпугнул бы большой объем текста, начинают проявлять интерес к высказыванию своего мнения на иностранном языке. Главными героями учебных комиксов обычно являются подростки, ребятам интереснее читать про себя и узнавать себя в персонажах. К комиксам зачастую составлены глоссарий и упражнения на развитие читательских навыков: до чтения текста (введение в описываемую ситуацию), во время чтения (работа с изучаемым материалом) и после (рефлексия).

Помимо учебных пособий, педагоги нашего школьного методического объединения сами составляют ТНП и применяют их на своих уроках: на экране вы видите опорный конспект по теме «Времена года», грамматическую памятку «Порядок слов в распространенных утвердительных предложениях» и филворд по теме «Продукты питания». Составление таких текстов требует достаточно много времени, но при этом педагогами учитываются особенности отдельного класса, выделяются моменты, на которые нужно обратить внимание: так, при обсуждении темы «Времена года» в 5м классе можно использовать именно те ЛЕ, которые вызвали больше всего затруднений.

Одним из важных аспектов работы с низкомотивированными учащимися являются творческие домашние задания, где каждый ученик получает возможность проявить себя. С помощью сайта «Фабрики сетевых проектов» ребята дома создают облако слов, шифруют ребус, готовят кроссворды и викторины для одноклассников, используя определенные виды вопросов и лексику по теме. Так, учащиеся 5х классов составляют себе идеальное расписание, закрепляя слова по теме «Школьные предметы» и отрабатывая умение называть время по-английски, опираясь на свои графические рассказы. На слайдах примеры работ учащихся: «облака слов» учащихся 5х классов «Моя семья», причем учащиеся подощли к заданию творчески: одни за ключевые слова взяли названия членов семьи, другие – абстрактные понятия, такие, как «любовь», «забота», «поддержка». Семиклассники, в качестве альтернативы словарному диктанту, создавали «облака слов» по теме «Праздники». При выполнении таких заданий проявляется индивидуальность учащихся, одни опираются на словосочетания: что можно делать в праздники, другие делают акцент на британских праздниках, третьи выбирают отдельные дни и даты: Новый год (как на слайде).

Ученики 7х классов предпочитают составление кластеров по темам, что обеспечивает качественное усваивание лексического материала, его упорядочивание, помогают шире использовать знакомый лексико-грамматический материал, а также вспомнить ранее изученные слова и словосочетания.

В 8х классах учащиеся активно работают с интеллект-картами, проявляя творческий подход и систематизируя знания по теме. При выполнении таких заданий ученики нередко сталкиваются со спорными вопросами: «Меры по борьбе с преступлениями», «Есть ли польза от компьютерных игр», что позволяет им больше заинтересоваться вопросом и подробнее изучить тему для поиска ответов, таким образом, они учатся корректно выражать свое мнение, слушать других, отстаивать свою точку зрения. В 8х классах мотивируют к работе учащихся уже не яркие образы, а острые социальные вопросы, возможность реализовать себя, проявить инициативность, самостоятельность, они создают емкие заголовки к текстам, пишут друг другу смс-сообщения на английском с использованием аббревиатур, составляют аннотации к понравившимся фильмам, оформляя при этом постеры, придумывают новый вариант обложки к прочитанной книге и пишут на нее отзывы или рекомендации, оформляют открытки с поздравлениями, приглашения на праздники.

Кроме того, ребята проявляют большой интерес к созданию коллажа, где они могут творчески проявить себя, составив графический рассказ о проведенных каникулах, самом счастливом дне, о своем друге и любимых занятиях.

Таким образом, суть использования «текстов новой природы» на уроках английского языка состоит в максимальном раскрытии личностного потенциала ученика на занятиях, в повышении мотивации к изучению языка, прививании не только интереса к предмету, но и развитии самостоятельности и качеств, необходимых для успешного обучения. «Тексты новой природы» не только носят содержательный характер, но и обеспечивают переключение внима­ния учащихся в процессе обучения на смысловую сторону общения и создание потребности в вы­сказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений одноклассников.

Использование ТНП на уроке является тем окружением, своего рода визуальным контекстом, без которого невозможно эффективное формирование и развитие разного рода компетенций учащихся – как общеучебных, так и конкретно-предметных.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.