Роль тьюторов в системе СПО России
Автор: Усольцева Светлана Викторовна, преподаватель английского языка высшей квалификационной категории в Московском академическом художественном училище (МАХУ)
Аннотация: в настоящее время мы становимся свидетелями активного внедрения в русский язык, а с ним и в систему образования, следующих заимствованных слов со схожим понятийным аппаратом: куратор, тьютор, ментор, фасилитатор и др. В ситуации отсутствия строго разграниченной зоны ответственности данных специалистов оригинальное значение слов (и должностных обязанностей) трактуется каждым учреждением, занимающимся образованием по-своему.
В данной статье автор рассматривает роль тьюторов и ее реализацию в системе СПО России на примере Московского академического художественного училища (МАХУ).
Ключевые слова: тьютор, куратор, карьерное и личностное консультирование, индивидуальная образовательная поддержка.
В иностранных профессиональных школах, как правило, нет отдельной должности с названием «тьютор», как нет ее и в российской системе профессионального образования. Основные педагогические и сопровождающие функции выполняют специалисты с названиями «преподаватель профессиональных дисциплин», «инструктор», «мастеров производственного обучения», просто «преподаватель», «фасилитатор» или «тренер» — в зависимости от страны и контекста. Эти специалисты отвечают как за теоретическое обучение, так и за практическую подготовку.
В некоторых странах Европы, например в Германии и Швейцарии, преподаватели профессиональных дисциплин также выполняют функции наставников и консультантов, поддерживая студентов в учебе и профессиональном развитии, но эти обязанности входят в их основную роль и не выделяются в отдельную должность «тьютор» [3].
Карьерное консультирование в иностранных профессиональных школах обычно ведут подготовленные специалисты — «карьерные консультанты» или «педагоги-консультанты», которые занимаются исключительно поддержкой в выборе профессии, планировании карьеры и подготовке к трудоустройству.
Таким образом, хотя функции наставничества, сопровождения и консультирования существуют во многих зарубежных системах профессионального образования, отдельной профессии «тьютор» там, как правило, нет. Эти функции интегрированы в роли преподавателей или карьерных консультантов.
Предполагается, что в российских профессиональных училищах (техникумах и колледжах) тьюторы выполняют роль, выходящую за рамки традиционного академического преподавания, но ввиду отсутствия должности «тьютор» как таковой их основные функции — поддержка адаптации студентов, сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, оказание карьерного консультирования и содействие академическому и личностному развитию учащихся – ложатся на плечи других специалистов.
По запросу автора perplexity ai обозначил следующие ключевые обязанности тьюторов:
Поддержка адаптации: в реальности кураторы (не тьюторы) помогают студентам первых и вторых курсов привыкнуть к новой образовательной среде, знакомят с организацией учебного процесса, правами и обязанностями, а также с внеаудиторной деятельностью [1].
Посредничество в коммуникации: кураторы (не тьюторы) и специалист-психолог служат связующим звеном между студентами, преподавателями и администрацией, способствуют разрешению конфликтов и улучшению коммуникации [6].
Организация мероприятий: кураторы, специалисты-предметники и заместитель директора по воспитательной работе проводят мероприятия для сплочения коллектива — посещение выставок, праздники, такие как «День Махушника» и др [1].
Мониторинг учебных успехов: тьюторы регулярно отслеживают успеваемость студентов, дают обратную связь и оказывают помощь при возникновении трудностей. Они взаимодействуют с преподавателями и, при необходимости, с родителями для обеспечения успешного обучения. Данные обязанности выполняют специалисты-предметники, в редких случаях привлекая кураторов и администрацию, например, в форме заседания дисциплинарной комиссии [1, 6].
Карьерное и личностное консультирование: старшекурсникам тьюторы должны помочь сосредоточиться на профессиональной ориентации: понять требования рынка труда и планировать карьеру. [2, 4, 6].
В МАХУ функциональные обязанности тьюторов совместными усилиями выполняют администрация, психолог и специалисты-предметники.
Роль | Описание | Специалист СПО |
индивидуальное консультирование | персональная поддержка в выборе (и поддержании интереса к) профессии и постановке целей | психолог и преподаватели дисциплин по специальности |
ориентация на рынок труда | информирование о профессиях и тенденциях рынка | преподаватели дисциплин по специальности |
организация практики | стажировки, практики, встречи с работодателями | администрация |
развитие навыков | тренинги по трудоустройству и профессиональным компетенциям | психолог и специалисты-предметники, например, на занятиях по английскому языку в рамках темы «Трудоустройство» проводится ролевая игра «Собеседование при приеме на работу» |
эмоциональная поддержка | помощь в преодолении стресса и сомнений | психолог, куратор и весь преподавательский состав |
посредничество и нетворкинг | связь студентов с работодателями и профессионалами | администрация и специалисты-предметники |
мониторинг и сопровождение | отслеживание прогресса и постоянная поддержка | куратор |
Развитие учебных навыков: все преподаватели обучают студентов самостоятельной работе, тайм-менеджменту, эффективным методам обучения, оказывают психологическую поддержку [6].
Индивидуальная образовательная поддержка: главным образом преподаватели профильных дисциплин помогают студентам составлять персональные образовательные планы с учетом интересов, способностей и профессиональных целей, помогают выбирать сферу дальнейшей специализации и дополнительные (часто онлайн) курсы [5, 6].
Приведенный выше анализ показывает, что в системе СПО функции тьютора могут быть реализованы (и частично реализуются) другими специалистами, но основная роль тьютора – академический рост обучающихся – «проседает». Индивидуальная образовательная поддержка оказывается в рамках реализации личностного подхода в образовании всеми педагогами. Обучающиеся, проявляющие интерес к отдельным дисциплинам, участвуют в конкурсах, разрабатывают отдельные научные темы и публикуют свои первые статьи, но эта работа хаотична, не вовлекает всех студентов, равно как и не задействует всех преподавателей.
Обычно кураторы (не тьюторы) организуют встречи — «тьюторские часы», где сообщают студентам важную информацию, отвечают на вопросы и обсуждают проблемы [1]. Такие собрания призваны отслеживать продвижение обучающихся по индивидуальным воспитательным и образовательным маршрутам, но на практике движение по образовательной траектории сводится к прохождению материала Программ дисциплин учебного Плана.
Решением обозначенной проблемы мог бы стать механизм согласования деятельности преподавателей при оказании индивидуальной образовательной поддержки и построении маршрута академического роста обучающихся, над созданием которого автор и призывает задуматься методистов, исследователей и все академическое сообщество.
Статья написана с помощью perplexity ai со ссылкой на следующие источники:
https://www.pgups.ru/en/students/curators/
https://en.rsvpu.ru/contents/RSVPU_Buklet.pdf
https://www.linkedin.com/pulse/role-career-counselling-secondary-schools-jimmy-edwards-m-ed-ukp7e
https://russianabroad.school/en/department/training/view/tutor-support-in-lyceum-classrooms/