12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Данилова Инна Владимировна105
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
1

Роль взаимодействия учителя и тьютора в инклюзивном образовании младшего школьника

Роль взаимодействия учителя и тьютора в инклюзивном образовании младшего школьника

Аннотация. Для решения на первый взгляд не простого примера учитель + тьютор= … нужна слаженная работа учителя и тьютора, для успешного привыкания ребенка с РАС к школьной жизни и вливания в ученический коллектив с наименьшим дискомфортом для всех сторон. Видя, как с каждым днем в процессе обучения особые дети начинают проявлять интерес, и у них на глазах появляется маленькая искорка, нам педагогам хочется как можно шире открыть «двери знаний». В статье постаралась поделиться с небольшим опытом работы с дети с РАС.

Ключевые слова: ребенок с РАС, учитель и тьютор.


Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались обычные дети. Сегодня же мы говорим о том, что все дети обучаемы и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право на образование и развитие.

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.

В целях формирования у детей с ОВЗ правильного поведения и отношения к учебе необходимо с первых дней обучения в школе установить единые требования к обучающимся всем специалистам, работающим с детьми. Только в непосредственном активном сотрудничестве (залог успешности инклюзии) специалисты педагоги могут создать для обучающихся, ту самую среду, в которой эмоциональный комфорт и опора на внутренние ресурсы ученика подтолкнет его к активному развитию. Поэтому взрослые, работающие с особыми детьми, должны составить одну целую команду, задача которой – объединение разносторонних усилий с целью успешного вовлечения особых детей в школьную жизнь.

В 2015 году в нашу школу в первый класс с тяжелыми нарушениями речи поступило сразу 4 аутиста. Все они были разные по поведению и характеру. В помощь учителю был назначен тьютор. Нам предстояло узнать каждого и найти подход. Не было как такового опыта работы с подобными детьми. Методами проб и ошибок мы поняли, как нужно рассадить детей в классе, как нужно реагировать на их вспышки гнева, мы учили приходящих взрослых людей и родителей, прежде всего остальных одноклассников, реагировать правильно на поведение детей-аутистов и понять, что не всегда то, что воспринимается как агрессия, является настоящей агрессией. А этот ребенок, в самом деле, просто хочет познакомиться, но не знает, как это сделать, либо хочет пить и не знает, как это сказать. Алгоритм организации рабочего места, проговариваемый тьютором, помог постепенно научить ребенка подготовиться к уроку самостоятельно. Рассаживание детей дальше друг от друга, помогало избежать дезорганизации. При усталости выводили в спальную комнату, где ребенок с РАС успокаивался и даже мог подремать. После чего он спокойно мог продолжать работу в классе.

Следующие шаги были на то, чтобы ребенок стал более самостоятельным, независимым и адаптированным к окружающему миру. Умея производить операции с трехзначными числами, бегло читая, сходу запоминая названия стран и их столиц и т.д, , ребенок не умел помыть руки, одеться, застегнуть и расстегнуть пуговицы. В результате – плач, крики. Чтобы избежать скандалов, мы разработали алгоритм действий. Вначале одевали его и проговаривали алгоритм действий. Потом постепенно в этот процесс вовлекали ребенка. Если ребенок затруднялся, просили вспомнить и проговорить, что нужно сделать вначале, что потом.

В классе налажена щефская помощь. Более успевающий в чем-то ученик выражает желание помочь ребенку с РАС. С другой стороны и ребенок с РАС также может чем-то помочь другому. Так сложилась традиция громких чтений в дошкольных группах, в проверке уровня знаний одноклассников, в проведении утренних зарядок в других классах и др. В случае, когда ребенок с аутистическим спектром начинает плохо себя вести, кричит на уроках, мешает одноклассникам всегда стоит напомнить о правилах поведения. Желательно, чтобы эта памятка всегда была перед глазами ребенка и важно, чтобы в случае необходимости, он мог ею воспользоваться. Ему лишь нужно о ней напомнить. Таких памяток должно быть несколько: памятка о поведении на уроке, на перемене, памятка об общении с одноклассниками, памятка как нужно отвечать на уроке, памятка по общению в социальных сетях и т.д.

Подводя итоги, хотелось бы дать совет педагогам, работающим с ребенком с РАС:

- не повторять одно и то же. Чем больше вы повторяете, тем больше он ждет от вас таких же повторений в будущем – вы сами загоняете его в порочный круг. Кроме того, некоторые примеры эхолалии могут иметь корни в постоянном назойливом повторении инструкций.

- не повышать голос. Чем громче вы кричите сейчас, тем еще громче вам придется вопить в будущем – ребенок просто привыкнет, что вы говорите очень громко и перестанет обращать внимание на нормальный тон голоса. Это относится и к физическим наказаниям – их интенсивность придется постоянно увеличивать (не говоря уже о том, что у ребенка, может быть повышен болевой порог).

- не все виды негативного поведения можно игнорировать. Есть разница между раздражающими привычками и откровенно опасным поведением.

В заключение хочется сказать, что только слаженная работа учителя и тьютора позволит ребенку с РАС успешно адаптироваться к школьной жизни и влиться в ученический коллектив с наименьшим дискомфортом для всех сторон. Благодаря этой работе и окружающие люди перестанут бояться «необычности» аутистов.

«Желание быть свободным. Желание быть самим собой. Попытки заставить людей увидеть и принять настоящего меня.» Скотт Лентин







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.