Статья «Роль учителя в формировании нравственных качеств младших школьников»
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается важность роли учителя не только как передатчика знаний, умений и навыков, но и как образца нравственности для учеников.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, ценность, нравственное воспитание, начальная школа.
Роль учителя в формировании нравственных качеств учеников является важным и ответственным аспектом образовательного процесса. Она оказывает непосредственное влияние на развитие нравственных ценностей, моральных норм и этических принципов учащихся.
Нравственное воспитание - понятие многоаспектное.
В. А. Сухомлинский считал его системообразующим признаком всестороннего развития личности [3,с. 120]. И. П. Подласый в своих работах подчеркивает целенаправленность и систематичность нравственного воспитания, воздействие его на сознание, и поведение детей, в результате чего у ребенка сформируются такие нравственные качества, соответствующие требованиям общественной морали [2, с.56]. Ю. К. Бабанский определяет, что именно в младшем школьном возрасте нравственное воспитание является одной из важнейших задач, поскольку в этот период ребенок осваивает и только учится основным нормам нравственности. В исследованиях Л. Б. Абдуллиной, Е. А. Асатрян, А. В. Митропольской, Л. А.
Учитель – это не только посредник в передаче знаний и умений, но и носитель и пример нравственных качеств. Своим поведением, отношением к ученикам и окружающим, учитель формирует основы нравственности учащихся. Он выступает в роли образца, который демонстрирует и воспитывает такие качества, как честность, толерантность, уважение к другим, ответственность и справедливость.
Понимание положительного результата сразу будет видно по поступкам и действиям, которые будут совершены в обществе молодым поколением. Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие [1, с. 101].
Важным аспектом формирования нравственных качеств учащихся является обучение этическим нормам и правилам. Учитель должен уделять достаточное внимание урокам нравственности, где дети узнают о доброте, справедливости, труде и других важных этических принципах. Он стимулирует обсуждение моральных дилемм, помогая ученикам понять их последствия и принимать обоснованные решения.
Кроме того, учитель активно пропагандирует воспитание таких ценностей, как дружба, сотрудничество, доброта и толерантность. Он организует коллективные мероприятия, направленные на формирование коллективных чувств и ответственности, такие как классные часы, внеклассные мероприятия, благотворительные акции и др.
Кроме того, учитель должен быть внимателен к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ученика. Он должен уметь поддерживать различные точки зрения и поощрять учеников к развитию своих моральных принципов и ценностей.
Таким образом, роль учителя на формирование нравственных качеств является ключевой в образовательном процессе. Учитель не только передает знания, но и служит примером нравственности, помогает стимулировать обучение этическим нормам, пропагандирует ценности сотрудничества и доброты.
Роль учителя в формировании нравственных качеств учащихся несет огромное значение для их общего развития и воспитания. Учитель не только является источником знаний, но и олицетворением истинных ценностей и нравственности.
Во-первых, учитель выступает в качестве примера для учеников. Он должен быть осознанным и нравственным лидером, демонстрирующим этическое поведение и соблюдение правил. Учитель с моральным авторитетом обеспечивает стабильность и дисциплину в классе, а также воздействует на учеников своим примером, внушающим уважение к другим и нравственную ответственность.
Во-вторых, учитель играет ключевую роль в передаче знаний о нравственных ценностях и этических нормах. Он должен проводить уроки нравственности, где ученики узнают о добродетелях, справедливости, толерантности и других важных принципах этики. Учитель ставит перед учениками моральные дилеммы, помогает им осознать последствия своих поступков и развивает навыки принятия обоснованных моральных решений.
В-третьих, учитель стимулирует развитие нравственных качеств учащихся через разнообразные методы и активности. Он организует коллективные мероприятия, где ученики учатся сотрудничать, проявлять доброту, помогать другим и быть толерантными. Такие внеурочные мероприятия, как классные часы, дискуссии по актуальным нравственным темам или благотворительные акции, способствуют укреплению этических принципов и формированию нравственного сознания учащихся.
Кроме этого, учитель должен учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ученика. Он стремится создать атмосферу взаимопонимания и поддержки в классе, где каждый ученик чувствует себя принятым и уважаемым. Учитель помогает ученикам развивать их собственные моральные принципы и ценности, учитывая их возможности и индивидуальные запросы.
Таким образом, роль учителя в формировании нравственных качеств учащихся является незаменимой. Учитель является образцом нравственности, передающим знания о этических нормах и принципах, стимулирующим развитие нравственных качеств через различные активности и учитывающим индивидуальные особенности каждого ученика. От его компетентности и сознательности зависит формирование нравственных основ будущих поколений.
Библиографический список
1. Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов X Всеросс.науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Армавир, 30 сент. 2022 г.) : материалы конференции / под общей редакцией И. В. Ткаченко. — Чебоксары : , 2022. — ISBN 978-5-907561-77-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/289046 (дата обращения: 11.05.2024)
2.«Пащенко, А.К. Нормативное поведение младших школьников / А.К.Пащенко // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». –2010. – No 17 (60). – Текст: электронный. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-povedenie-mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 09.05.2024).
3.Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника. / В.А.Сухомлинский. – Москва : Учпедгиз, 1961. – 224 с. – Текст: непосредственный.