Формирование нравственных качеств младших школьников посредством кейс-метода во внеурочной деятельности

0
0
Материал опубликован 22 February 2022 в группе

Автор: Слепнёва Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»


Тема: «Формирование нравственных качеств младших школьников посредством кейс-метода во внеурочной деятельности»



Сегодня ослабевают нравственные ценности детей и взрослых. Но для того, чтобы у младшего поколения были сформированы нравственные ценности, и чтобы дети в будущем могли ими пользоваться, то их необходимо закладывать им не только дома, но и в школе, особенно во внеклассной работе, потому что в течение 10-11 лет, школа для ребенка является вторым домом.

В наше время, донести ценности до детей, такая цель стоит перед классным руководителем, так как именно он касается процесса воспитания. Ценности, они историчны и меняются, переходя из столетия в столетие, человеческий организм модифицируется, но при этом ценностные качества с нами идут от начала и до конца нашей жизни.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения обучающимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Основные задачи нравственного воспитания можно сформулировать следующим образом: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Младшие школьники для взрослого социума, представляют собой «чистую доску», которая впитывает в себя, все, что видит и слышит. Именно сегодня классному руководителю сложно вводить младших школьников в систему ценностных ориентаций. Это связано, с тем, что классный руководитель может не понимать все тонкости души ребенка, а именно материальное благополучие или бедность, красота или увечий. Многие ученые считают, что ценности связаны с гармонизацией души человека. Отправной точкой, для привития ценностей детей, являются государственные образовательные стандарты для нового поколения, что дает возможность новой актуализации сферы ценностного формирования нравственных качеств младших школьников классным руководителем.

Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования ориентирует педагогов на использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного подхода. Одной из новыхтехнологийобучениядеятельностноготипаявляетсяпроблемно-ситуативноеобучениесиспользованиемкейсов.

Кейс-метод, в отличие от многих других традиционных методов, позволяет обучающимся применить к практической ситуации полученные теоретические знания. Разбор кейсов способствует активному и емкому усвоению знаний. В процессе анализа и разбора кейсов, развивается аналитическое мышление, творческие и коммуникативные навыки, необходимые в современном мире.


Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство[3, с. 54].

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). С младшими школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).


Кейс-метод как средство формирования нравственных качеств у младших школьников


Название метод произошло от латинского слова casus – «запутанный, необычный случай», а также от английского слова case – «портфель, чемоданчик». Происхождение терминов отражает суть метода обучения – это обучение действиям. Кейс – метод зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX века. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривался и анализировался практический материал. В российских изданиях чаще всего говорится о методе ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (кейсов).

Метод кейсов является одним из наиболее «модных». Его необычность заключается в нетрадиционности получения обучающимися знаний. Сущность «Кейс – метода» в том, обучающимся предлагают осмыслить и найти решения для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Кейс создаёт проблемную ситуацию на основе факторов из реальной жизни, при этом сама проблема не имеет однозначных решений. Актуальность данного метода определяет необходимость владения педагогом знаниями об особенностях его организации.

Кейс-метод – это методы обучения, представляющие собой методы анализа ситуаций. Кейс-методы гармонично вплетаются в образовательный процесс, дополняют его всевозможными жизненными деталями, приближают к окружающей действительности, имеют реальные предпосылки для формирования успешной деятельности школьника. Кейс-методы способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Сущность данных методов состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Обучающийся может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. Можно сказать, что кейс-методы – это деловая игра в миниатюре, т. к. он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. С помощью освоения кейсов обучающиеся формируют опыт успешной деятельности.

  Кейс-метод предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции обучающихся. Принцип состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся или группа получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных   карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

 Необходимо использовать работу в малых группах по 4-6 человек. Это можно объяснить возрастными особенностями обучающихся начальной школы. Работая в малых группах ребята чувствуют себя более уверенными и она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

 В кейс-методах производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

 Кейс-метод – это ни повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет вспомнить уже изученный материал или изучить новый и применить все это на практике.

  Итак, кейс-метод – это интерактивный метод обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у обучающихся новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу из разных источников. Принципиальные отличия кейс-метода от традиционных образовательных методик:

-Данный метод ориентирован на принципиальные изменения характера образования, на замещение стиля «преподавание» стилем «обучение».

-Эта особенность стимулирует поисковую активность участников, т.е. самостоятельность.

-Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и учителя.

-Обращенность в будущее - ориентация не на изучение «чего-то», а на научение «чему-то».

-Обучение на своих ошибках.

-Задача преподавания отклоняется от классической схемы и пере­ориентируется на получение не единственной, а многих истин при полной ориентации в их проблемном поле.

-Результатом применения метода являются не только знания, но и компетенции, которые могут пригодиться независимо от избранной и по­лученной профессии.

-При использовании кейс-метода преодолевается классический де­фект традиционного обучения и воспитания, связанный с сухостью, отсутст­вием эмоциональности в изложении материала.

Классификация кейсов:

Кейсы делятся на:

иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых на конкретном практическом примере обучить обучающихся алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации;

учебные ситуации с формированием проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и чётко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

учебные ситуации без формирования проблемы – кейсы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, где проблема чётко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов;

прикладные упражнения – кейсы, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из неё; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы[18].

Кейсы могут быть классифицированы исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

обучающие анализу и оценке;

обучающие решению проблем и принятию решений;

иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыс­лить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка мо­дели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и обучающегося - они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать обучающимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы.   Но для этого обучающиеся должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии[19, с. 58].

В классификации кейсов выделяют такие виды:

практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;

обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности[19, с. 58].

Для обучающихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.

Виды пакетов кейсов в обучении:

Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);

Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;

Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);

Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).

Виды кейсов:

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео-кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы). Типы кейсов:

По типу исследовательской стратегии:

разведывательный

описательный

объяснительный

По применению:

иллюстративный

исследовательский

учебный

диагностический

Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).

Структура кейса:

Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.

Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

Действия школьника(до занятия)

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3.Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

Во время занятия:

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия:

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников, изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Одной из новых технологий обучения является обучение с использованием кейсов. Происходит быстрое распространение кейс-методов в образовании, но при этом возникают и определённые трудности. Прежде всего, они связаны с поверхностным отношением педагогов к методологической основе метода. 

Кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности педагога, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

Формирование нравственных качеств у младших школьников посредством кейс-методов во внеурочной деятельности


Наш комплекс уроков, целью которого является повышение уровня сформированности нравственных качеств младших школьников посредством кейс-методов во внеурочной деятельности, разрабатывался посредством кейс-методов во внеурочной деятельности.

Главным системообразующим фактором кейс-методе является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Постепенное освоение деятельности в режиме от обучающего кейса к работе в режиме исследовательского кейса даёт возможность обучающимся проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, что положительно скажется при формировании компетенций.

Во внеурочной деятельности мы использовали следующие кейс-методы, активизирующие несформированные нравственные качества младших школьников:

метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии). Обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения

метод ситуационно-ролевых игр (цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры, способствовать формированию умения персонифицированной интерпретации прошлого.)

метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование. Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

метод дискуссии (Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения)

метод «спотыканий»;

«лови ошибку».

«Мозговой штурм»

Организуя работу на основе кейс-методов, мы заметили, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно-ориентированного обучения, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие).

Кейс-методы не являются обязательными на каждый день, их можно использовать на уроках изучения новой темы и уроках закрепления, во внеурочной деятельности.

Они развивают следующие навыки:

1.    Аналитические: учит мыслить ясно и логично.

2.    Практические: проблема, представленная в кейсе, всегда носит практический характер;

3.     Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения разных  решений, которые нельзя найти логическим путем;

4.    Коммуникативные: учит вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5.    Социальные: в ходе обсуждения проблемы вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии, аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6.    Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Примеры кейс-методов для начальной школы, которые можно использовать во внеурочной деятельности, приведены в Приложении.

По итогам проведения кейсов во внеурочной деятельности можно сделать вывод о том, что применение кейс-технологий вызвало большой интерес со стороны обучающихся, они с удовольствием принимали участие в обсуждениях кейсов, поиске решения поставленных проблем. Работа с кейс-методами позволила реализовать индивидуальную, групповую и коллективную форму работы на занятиях. В процессе занятий наметился явный прогресс в формировании нравственных качеств, что отразилось на дальнейшем поведении обучающихся со своими одноклассниками, учителями и родителями.

Примеры кейс-технологий приведены в Приложении.

Кейс 1

Цели:

1.Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу.

2.Обратить особое внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

3.Развивать потребность в использовании форм вежливых обращений друг к другу.

Практический кейс

Межпредметные связи: литература, психология общения.

Планируемые результаты:

Учащиеся сделают вывод о необходимости употребления вежливых обращений.

Научатся сочетать добрые слова с добрыми поступками.

Ситуация. Каждый вежливый человек, независимо от возраста, знаком и успешно пользуется «вежливыми словами». В них «вложена» мудрость народа. До ХVІ в. слово «вежливость» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остаётся с человеком навсегда.

Когда вы станете взрослыми, овладеете разными профессиями. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми вежливыми. А этому тоже надо учиться. И поэтому вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Народ давно заметил: «Плохое слово и сладким мёдом не запьёшь».

Как живётся человеку, который не знает волшебных слов?

Как действуют «волшебные слова» на людей?

Как нужно произносить добрые слова?

Какими добрыми словами вы будете постоянно пользоваться?

Комментарии.

Вежливые слова нужны для того, чтобы человек мог общаться. Каждый для себя выбирает стиль общения с другими людьми, но каждый должен помнить, что сила «волшебных слов» зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо.


Кейс 2

Цель. Активизировать учащихся на решение проблемы, всегда ли нужно говорить правду.

Вид: практический.

Межпредметные связи: литература, психология общения.

Планируемые результаты:

Выработать у детей правильную тактику поведения в ситуации, когда тебя называют ябедой.

Ситуация. «Ябеда - корябеда!» Вряд ли найдётся человек, который ни разу в жизни не слышал бы этой дразнилки, летящей кому-нибудь вслед. В русском языке «ябеда», «ябедник» значило вначале «служащий», должностное лицо, «судья». В этом значении слово встречалось уже в первой Новгородской летописи, в записи от 1218г. и лишь потом, начиная с ХVІ в. «ябеда» значило уже «клевета», «напраслина», «наговор». С этого времени слово закрепилось в своём негативном значении. «Ябедничать нехорошо!» мы это знаем. Но всегда ли это так? Прочитайте отрывок из рассказа Т.Жугановой «Ябеда» и ответьте на вопросы:

Приходилось ли вам бывать в ситуации Миши? Каким был ваш выход?

Как чувствует себя человек, которого называют ябедой?

Нужно ли было Мише указывать на виновника или стоило оговорить себя?

Какие качества личности Миши раскрываются в этой ситуации?

Можно ли Мишу назвать ябедой?

Комментарии. Правда, конечно всегда важна, но следует учитывать. Что в жизни могут возникнуть ситуации, когда правду не стоит говорить прямо, нужно быть гибким. Лучше не указывать на виновника, а дать ему возможность самому признаться. Такое признание достойно уважения и делает человека сильным.

Приложение

«Ябеда» Т.Жуганова

(Отрывок)

Большая перемена наполняла комнату топотом, смехом, криком и суетой. Миша уже успел сбегать в столовую и теперь прогуливался по коридору в ожидании звонка. Другие ребята толкались тут же. Миша подошёл к стене, на которой висел новый стенд на военн6ую тематику. В рамке под стеклом были фотографии недавних учеников, которые сейчас служили в Армии. Здесь же были тексты о них. Было интересно читать о мальчишках, которые недавно учились в его школе. Он даже подумал, что и о нём вот так же напишут когда-то под его фотографией в военной форме. Чтобы легче было читать, Миша подошёл поближе к стенду.

Тут прибежал в коридор запыхавшийся и разгорячённый Серёжка из параллельного класса. Он принялся толкать и задирать стоявших ребят. Возбуждённый мальчишка подскочил к Мише и стал тащить его к толпе ребят. Миша вывернулся, тогда Серёжка с силой толкнул его. И тут раздался звон стекла. На полу лежал стенд и куча осколков. Все мгновенно замолчали. Звонок звенел в полной тишине. Дети разошлись по классам.

В классе стали выяснять, кто разбил стенд. Все видели, что Миша стоял у стенда, но как всё было, никто не хотел рассказывать. Владимир Павлович поднял Мишу:

- Ну, я жду объяснений, сказал он строго.

- меня толкнули,- тихо сказал Миша.

- Кто? – требовательно спросил Владимир Павлович.

- Мальчик из другого класса.

- Пойдём, покажешь, кто, - учитель кивнул Мише и направился к двери. Миша пошёл за ним, опустив голову.

В соседнем классе уже начался урок. Владимир Павлович извинился и, поставив Мишу у доски, спросил:

- Кто?

Миша молчал, опустив голову. Внутри всё похолодело от взгляда ребят.

- Не задерживай урок, говори! – требовал учитель.

Миша весь внутренне сжался и посмотрел на Серёжку. В глазах Серёжки была злоба.

- Он?- перехватив взгляд Миши, спросил учитель.

- Да, - ответил Миша каким-то чужим голосом.

На перемене Миша вышел в коридор, и сразу же его окружили ребята. Со всех сторон кричали:

- Ябеда! Ябеда! Предатель! Шестёрка!

У Миши снова всё внутри похолодело. Он зажмурил глаза, закрыл ладонями уши в надежде, что когда откроет их, всё мигом исчезнет.

Но ничего не исчезло. Мальчик бросился в класс, схватил портфель и опрометью выскочил на улицу. Там за школой он стал горько плакать.

- Почему, почему так? Как надо было?

Мама учила всегда говорить правду. Он верил ей, всегда старался следовать её советам. Почему же его все называли предателем и ябедой? Он не находил ответов на эти трудные вопросы.

Расстроенный, с покрасневшими глазами, Миша пошёл домой.

Пути решения:

Промолчать, пусть скажет кто-нибудь другой.

Оговорить себя.

Указать на виновника.

Не указывать на виновника, дать ему самому признаться.




Кейс 3

Классный час «Друг – это…»

Обиды и Радости (притча)

Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину". Друзья продолжали идти, и через много дней наш-ли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

( Ответ друга целесообразно упустить и зачитать после дискуссии для создания ситуации успеха, так как для младших школьников очень важно подтверждение правильности их выводов.)

И друг ответил:

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы вет-ры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы дол-жны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Нау-чись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Ознакомление с текстом.

Организация обсуждения кейса (Почему друг после пощёчины спас того, кто его ударил? Кто такой друг? Что такое дружба? Почему свои обиды друг написал на песке? Почему после того, как его спас ударивший его друг, он высек это на камне?).

Управление дискуссией.

Подведение итогов дискуссии.

На этом этапе работы считаю целесообразным составление памяток. Например «Друг-это…», «Десять правил о дружбе».

«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации