12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Сычёва22

Сычёва Мария Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Верхняя Салда Свердловской области

 

Роль учителя литературы

в формировании духовно-нравственных качеств обучающихся (система работы школы с книгами с Золотой полки)

Аннотация: статья знакомит читателя с системой работы школы с книгами с золотой полки. В статье представлено обобщение практического опыта учителя литературы в современной школе. Особый акцент сделан автором на роли учителя в формировании личности обучающегося, а также на организации системы мероприятий, проведенных в школе.

 

Целью современного образования является воспитание гармонично развитой личности. Духовно-нравственное воспитание – это одна из сфер её развития, «неотделимая от жизни человека, от общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи» [1].

Результатом духовно-нравственного воспитания становится формирование ценностей, которые, согласно «Концепции духовно-нравственного воспитания» «…проявляются в убеждениях обучающего, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого» [1].

Термин духовно-нравственного воспитания вбирает в себя две характеристики ценностно-смысловой сферы личности – духовность и нравственность. Учитель в современном образовании – носитель духовно-нравственных ценностей, его цель – создать условия для воспитания у обучающих таких качеств, как самосознание, способность размышлять над вечными вопросами бытия, умения отличать истинные ценности от ложных, созидать, то есть иметь потребность выражать свои чувства, сокровенные мысли.

Д. Лихачев в статье «О воспитании духовности» пишет о том, что духовно-нравственное воспитание «направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры» [2]. Всё это достижимо, если всё это воспитывать, обращаясь к искусству.

К духовной литературе относят не только произведения классической литературы, но и современной. Стоит отметить, что не вся современная литература имеет отпечаток массовости [3]. Авторы XXI века продолжают создавать произведения, которые мы можем поставить в один ряд с классикой, отнести их к золотым книгам литературы.

Таковым являются книги с золотой полки нашей школы: «Вафельное сердце» Марии Парр, «Шпана заветная» Ильи Ильина, «Полынная елка» Ольги Колпаковой, «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, «Четвертая высота» Елены Ильиной, «Мой дедушка был вишней» Анджелы Нанетти, «Хочу в школу» Жвалевского и Пастернак, «Вилли» Н. Дашевской. В этих произведениях поднимаются проблемы дружбы, взаимоотношений со сверстниками, проблемы одиночества, семейных ценностей. Важной становится тема истории, которая затрагивается в книгах Колпаковой, Громовой и Ильиной.

Система работы с книгой оказывается важной в пространстве школы. Наша школа вступила в Уральскую региональную ассоциацию чтения в 2016 году, активно сотрудничает, принимает участие в сборах лидеров чтения. Мы обобщаем свой опыт в проведении мастер-классов для педагогического и детского сообщества, работая с книгами с Золотой полки школы. И вот уже 6 лет подряд организуем в школе мероприятия, посвященные книге и чтению.

По про-движению книг с Золотой полки педагоги используют активные формы работы с учащимися. Надо сказать, что разработка мероприятий и форм их проведения даётся нам нелегко, иногда это происходит самопроизвольно, чаще с активом школы, в который входят не только взрослые, но и дети –волонтёры чтения, используем такую форму работы как мозговой штурм. Этот творческий союз является основным в выборе книг, что делает нашу воспитательную работу интереснее и более продуктивной. Выбор книги может быть связан с различными акциями, приуроченными к какому-либо событию российского или областного масштаба. Чаще всего при выборе книги стараемся обращаться к современной литературе, чтобы идти в ногу с сегодняшним читателем.

В течение двух месяцев дается время на прочтение книги классом. Чтение организуется классным руководителем и библиотекарем на библиотечных уроках, 15-минутке во время урока литературы, классных часах, во внеурочной деятельности, на уроках проектах. При чтении книг педагог использует приёмы «Чтение в кружок» (попеременное чтение»), «Чтение с остановкой», которые очень нравятся ребятам. Это делает чтение более интересным, понятным, привлекательным для учащихся, лёгким для восприятия.

Затем организуем коллективную работу в рамках прочитанной книги. Это могут быть: мастер-классы по изготовлению чернил, соответствующих качеству 18 века (в рамках прочтения книги «Хочу в школу»), по выпечке вафель «В гостях у тети…» (по книге «Вафельное сердце»), создание буктрейлеров из собственных рисунков по всем прочитанным книгам с Золотой полки, создана галерея портретов героев, рисунков с яркими моментами книг. Другие создают спойлер – это преждевременно раскрытая информация о сюжете некоего произведения, но только мы направляем его не на снижение интереса к произведению, а наоборот мотивируем к прочтению. В нашем школьном музее хранится макет деревни военных лет, которая описана в повести «Шпана заветная» И. Ильина и стала продуктом работы учащихся класса.

Привлечением родителей к прочтению книг послужило проведение совместных Рождественских посиделок (по книге М. Парр «Вафельное сердце», «Полынная елка» О. Колпаковой).

Коллективное творческое дело по книге Жвалевского и Пастернак «Хочу в школу». Так родилась игра с детьми и родителями. Сюжет книги простроен в двух реалиях: 80 годы XX века и современное время 2018 год XXI века. Родители были детьми 80 годов, а дети класса - представителями современной школы. Был живой поединок, кто лучше, музыкальнее, креативнее, умнее, находчивее. Победила детская непосредственность и дружба.

Создание картинной Галереи работ «Представь родственника в виде...» (дети представляли свою семью в виде сада) по книге «Мой дедушка был вишней». Затем заключительным этапом стала выставка родословного древа семьи «Сад семей».

В классах была организована фотовыставка «Все в сборе» - фото из семейного альбома, а затем лучшие работы представлены на школьном вернисаже.

Свои мысли о прочитанных книгах дети могут разместить на «Заборе эмоций», оставив отзывы, вопросы.

В этом учебном году книгой Золотой полки школы стало произведение современной писательницы Н. Дашевской «Вилли». В рамках прочтения этой книги обучающимся предлагается стать участниками различных мероприятий. Среди них и создание страничек ВКонтакте героев книги, проведение конкурса обложек к книге «Вилли» и создание мини-музея, посвященного одной из глав «Город потерянных вещей». Итоговым мероприятием станет квест по книге.

Плодотворная работа с книгами смотивировала учащихся выйти на научно-практическую конференцию. Одни дети исследуют судьбы своих родственников, похожие на судьбы Марийхе и Стеллы, другие обратили внимание на иллюстрации книги и делают попытку создать свои, третьи исследуют язык произведений. Здесь получается, мы переходим от коллективной работы к индивидуальной проектной деятельности.

После прочтения книг всегда завершающим мероприятием являются интерактивные интеллектуальные игры или квесты. Так, прочтение книги Марии Парр «Вафельное сердце» завершилось интеллектуальной игрой «Один против всех», девизом стало «…либо ты их, либо они тебя…». Итоги книги выпускника нашей школы Ильи Ильина «Шпана заветная» подведены на интеллектуальной игре «Активные читатели», в ходе которой используются сингапурские практики. Дети сотрудничали в группе по 4 человека с партнером по плечу и с партнером по лицу, совершая героические поступки при выполнении заданий по созданию шифровки, выпускали листовки, минировали деревни, спасали раненых, распознавали диверсантов и героев. К юбилейной 75 годовщине в Великой Отечественной войне созданы игры «Время было такое» (по книге Ольги Колпаковой «Полынная елка»), «Несахарная жизнь» (по книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок»), «Четыре высоты 3а» по книге Елены Ильиной «Четвертая высота». Опубликованы сценарии на учительском сайте. Квест «В поисках ценностей…» проведен в прошлом году по произведению современного итальянского автора Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней», где используются задания с приемами смысловых стратегий чтения.

После прочтения в конце учебного года определяем самый читающий класс, самого читающего ребенка по итогам интеллектуальных игр и квестов.

На протяжении 6 лет мы наблюдали за проектом и сделали определенные выводы: новое движение вызвало у учеников интерес и желание в нем участвовать; важно включать каждого школьника в активный, познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей современных книг являются особенностью организации обучения и формирования основ читательской грамотности. 

Велико значение учителя на уроках литературы, ведь литературный вкус обучающегося зависит от него. Важно развивать его у школьников; знакомить их не только с программными произведениями, но и выбирать для внеклассного чтения те, что известны не каждому читателю. Однако несмотря на свою неизвестность, трогают сердце каждого, дают колоссальный жизненный опыт, позволяют задуматься над вечными, бытийными вопросами, оказывают влияние на внутренний мир обучающегося – становятся толчком для духовно-нравственного развития.

 


 

Список литературы

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.

2. Лихачёв Д.С. О воспитании духовности [Электронный ресурс] URL: http://aplik.ru/ref/20322 / (дата обращения: 06.11.2022)

3. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. – М., 2007.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.