Статья на тему «Воспитание духовно-нравственных качеств личности младших школьников на основе православных ценностей»
Проект
«Воспитание духовно-нравственных
качеств личности младших школьников
на основе традиционных православных ценностей »
Составитель : учитель 2б класса
МБОУ «СШ №6» г. Смоленска
Климова Н.Ю.
Смоленск
2021г.
Цель: Раскрытие культурологических знаний, необходимых для формирования у детей целостной картины мира на основе православных традиций в социокультурном контексте мировой истории, истории России, и Смоленщины в частности.
Задачи:
установление личных связей ребёнка с православной культурой;
развитие образно – ассоциативного восприятия явлений окружающего мира и увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
развитие творческих способностей детей, включение их в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.
воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.);
воспитание граждан общества, осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку;
формирование любви к родной стране и к малой родине, на основе образцов святости, начиная от глубокой древности и до наших времён.
Программа рассчитана для детей начальной школы. Срок реализации 4 года (возможна реализация в течение одного года с опорой на православный календарь и календарь Смоленских святых). Православное понимание духовности раскрывается через понятие «христианская радость» как состояние, характеризующее человека духовного.
Этапы реализации:
Подготовительный.
Практический.
Итоговый.
Ожидаемый результат:
приобретение знаний по истории, культурологии, краеведению;
укрепление духовного здоровья детей;
пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми в классе;
формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в различных ситуациях и ситуациях нравственного выбора;
создание благоприятных условий для эстетического, патриотического и нравственного развития детей через сотрудничество с социокультурными, воспитательными и с нормативно-ориентирующими учреждениями духовного образования;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми и людьми с ограниченными возможностями и особенностями здоровья;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
развитие чувства патриотизма; воспитание уважения и любви к родной стране.
1. Подготовительный этап по реализации данной программы начинаю выполнять с начала учебного года. Вместе с детьми начинаем рассматривать детский православный календарь «Круг светлых дней». Дети запоминают основные события, связанные со Священной историей. На занятиях внеурочной деятельности «Православная культура» мы знакомимся с элементами житийной литературы, связанной также с историей России. Прикоснуться к истории нашей малой родины, Смоленщины, нам помогает православный календарь «Святые земли Смоленской», в котором мы находим дни празднования памяти святых на протяжении года.
Планируем, какие театрализованные представления мы сможем подготовить к самым значимым Евангельским событиям для выступления перед родителями, воскресными школами, прихожанами храмов, школами для людей с ограниченными возможностями. Это Рождество Христово и Светлое Христово Воскресенье.
Дети с интересом изучают православную культуру, запоминая исторические события, связанные с историей нашей страны. Открытием становится знание детей о том, что их имена связаны с именами тех и или иных святых. В любом классе доброй традицией становится поздравление одноклассников с днем рождения и угощение. Когда мы читаем на страницах православного календаря, который приносят сами дети рассказ о святом Сергии Радонежском в день его почитания. Начинают поздравлять своего одноклассника с именем Сергей и осознают, что день имени –это именины, день Ангела, начинают поздравлять друг друга в классе и в семье с именинами и тоже дарить подарки, что служит укреплению хороших отношений в классе, в семье и в окружающем ребёнка социуме. Дети понимают, что имя каждого содержит историю подвига во имя любви к ближнему, стараются узнать историю жизни того святого, чьё имя носят. А она обязательна связана с событиями мировой истории. В классе не обзывают друг друга.
2.Практический этап реализации данного проекта, на мой взгляд, самый интересный и увлекательный, где дети раскрывают свои творческие способности и таланты, проявляют важные нравственные качества, формируют в своем характере духовные ценности, проявляя ответственность, силу воли, самовоспитание, любовь к ближнему, дружелюбие, терпимость , милосердие и переживание за общее дело.
Подготовка к празднику Рождества Христова, который выпадает на наши зимние каникулы, очень нравится детям. Подготовка театрализованного представления - сложный процесс. Нужно подобрать стихи, песни, выбрать исторические сюжеты для драматизации, составить сценарий, придумать и пошить костюмы, подготовить декорации и подарки зрителям и родным к празднику. Вторая четверть учебного года пролетает очень быстро и незаметно. Генеральная репетиция концерта совпадает у нас с новогодним представлением в школе, а в первое воскресенье после выхода с каникул мы выступаем в Авраамиевском храме или храме новомучеников и исповедников церкви русской, даем представление для людей с инвалидность. В нынешнем году из-за ограничительных мероприятий выступления перед зрителями не получилось, мы отправили видеопоздравление для школы семейного типа для людей с инвалидностью при храме новомучеников и исповедников церкви русской.
Представление называется «Рождественская звезда».
Еще один незабываемый концерт у нас бывает весной, в Светлое Христово Воскресенье. Выбор и стихов и песен остаётся за детьми, потом вместе обсуждаем и формируем сценарий. Этой весной все родители присутствовали на представлении в храме, были воспитанники воскресных школ, духовенство, а также люди с инвалидностью по слуху, для которых освещал происходящее сурдопереводчик. В воскресенье, 16 мая, погода стояла замечательная. Мы собрались у школы утром с детьми и их родителями и отправились в Авраамиевский монастырь, некоторые семьи пришли в полном составе. Храм был украшен, духовенство в праздничных облачениях и мы в нарядных одеждах. После торжественной службы, не менее торжественный крестный ход.
Наше выступление всем понравилось и мы были рады.
После выступления нам вручили сладкие призы и грамоту и пригласили за братскую трапезу со сладкими монастырскими угощениями.
Но выступаем мы не для получения угощения или наград, а чтобы подарить радость людям, поделиться своими знаниями и положительными эмоциями.
3.Итоговый этап состоит в том, что в конце года составляем фотоколлаж наших дел или составляем свой календарик «Круг моих светлых дней» записывая в него свои дела и впечатления от проделанной работы.
…И уже планируем мероприятия на новый год.