12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дарья16
1

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРИНЦИПА.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРИНЦИПА.

Д.В.Чеботарева

* студент 1 курса магистратуры Самарского государственного социально-педагогического университета города Самара,

учитель географии СОШ Достык района Бәйтерек.


Аннотация:  в статье рассматривается один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе – виртуальная экскурсия. Раскрывается понятие виртуальной экскурсии, дается примерная классификация виртуальных экскурсий, которые можно использовать на занятиях. Показан пример виртуальной экскурсии по территории Западно – Казахстанской области.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, внеурочная деятельность, краеведение, инновационные технологии.


VIRTUAL EXCURSION ON THE TERRITORY OF THE WESTERN KAZAKHSTAN REGION AS A WAY TO REALIZE THE LOCAL PRINCIPLE.

D.V. Chebotareva

* student of the 1st year of the master's program at the Samara State Social and Pedagogical University, the city of Samara,

geography teacher, secondary school Dostyk, Baiterek district


Annotation: the article discusses one of the options for using new information technologies in the educational process - a virtual tour. The concept of a virtual tour is revealed, an approximate classification of virtual tours that can be used in the classroom is given. An example of a virtual tour of the territory of the West Kazakhstan region is shown.

Key words: virtual tour, extracurricular activities, local history, innovative technologies.


Изменения, происходящие в сфере образования предъявляют и новые требования к педагогу. Педагог современной школы должен не только знать свой предмет, но и быть творческой личностью, умеющей эффективно использовать инновационные педагогические технологии. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для эффективной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Сегодня персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современная молодежь проявляет к ним большой интерес, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника учителя [3].

Как известно, программа "Рухани жангыру" (духовное просвещение) включает в себя 6 специальных проектов: "Туган жер", "Сакральная география Казахстана", "Казахстанская культура в современном мире", "100 новых учебников", "Перевод казахского языка на латинскую графику", "100 новых лиц", которые реализуются по шести базовым подпрограммам: "Атамекен", "Тәрбие және бiлiм", "Рухани қазына", "Ақпарат толқыны", "Өзгерісті өзінен баста", "Іскер азамат ел тірегі".В Казахстане осуществляется грандиозная (даже по мировым меркам) программа по сохранению культурного и природного наследия. В рамках проектов «Сакральная география Казахстана» и Государственный цифровой каталог музейных фондов Республики Казахстан в цифровую форму переводятся все исторические памятники, древние артефакты и предметы современного искусства. Никакие пожары, природные катаклизмы или религиозные фанатики не смогут бесповоротно уничтожить уникальные культурные и природные объекты Казахстана.

При реализации краеведческого принципа в процессе обучения информационные технологии также не остались в стороне. Благодаря внедрению информационных технологий существенно изменился подход к экскурсиям, которые являются одной из главных форм организации краеведческой деятельности, возникли новые виды экскурсий – виртуальные экскурсии [1]. С внедрением дистанционной формы обучения в Республике Казахстан виртуальные экскурсии широко стали использоваться и в школах.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира [6].

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [5].Виртуальные экскурсии разнообразны, с их видами можно ознакомиться с помощью рисунка 1.

t1698604178aa.gifРис.1 Классификация экскурсий

Проведение виртуальных экскурсий однозначно очень увлекает учащихся, но ее подготовка требует различных умений и навыков педагога. В рамках реализации программы “Туған жер мною была создана одна из таких виртуальных экскурсий по посещению уникальных объектов Западно-Казахстанской области. Данная виртуальная экскурсия занимает три учебных занятия. Более подробно с ходом виртуальной экскурсией можно ознакомиться на сайте [4].

Для успешной организации экскурсии при помощи информационных технологий необходимо придерживаться определенного алгоритма действий. К таким действиям можно отнести следующие:

- определение цели и задач экскурсии;

- выбор темы;

- отбор литературы и составление библиографии;

- определение источников экскурсионного материала;

- отбор и изучение экскурсионных объектов;

- сканирование фотографий или других иллюстраций, сбор фотографий;

- составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

- подготовка текста экскурсии;

- определение техники ведения виртуальной экскурсии;

- показ экскурсии [2, с. 204].

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы, знакомит со способами навигации по сайту. На примере созданной экскурсии, могу сказать, что на первом занятии можно познакомить с географическим положением и особенностями Западно-Казахстанской области. Это и будет составлять основу первого учебного занятия. На втором занятии учащиеся посещают саму виртуальную экскурсию, переходя по ссылке, каждая группа получает свое индивидуальное задание. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: создать презентацию, подготовить доклад, составить альбом, создать коллаж или что - то другое [7].

В результате посещения виртуальных экскурсий для процесса обучения складывается множество плюсов, а именно:

Учащиеся занимаются активным поиском информации;

Способствует расширению знаний учащихся об исследуемом объекте;

Формирование компьютерной грамотности обучающихся;

Накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях;

Осуществление краеведческого принципа обучения.

Виртуальные экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

не покидая здания учебного заведения можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны;

автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;

помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями;

ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Несмотря на огромное количество преимуществ данного вида экскурсии, не стоит забывать и о недостатках:

невозможно задать вопрос в режиме реального времени;

зависимость от создателей — невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию.

ограниченность впечатлений 



Учитывая скорость и качество развития науки и техники, перечисленные недостатки, я думаю, в скором времени будут устранены. Таким образом, в итоге хотелось бы отметить, что с развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет, а также сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере. Использование виртуальных экскурсий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным и незабываемым.

Литература

Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22

Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие / Л.Я. Ноль – М.: РГГУ, 2007 — с. 386 

Интернет - ресурс: https://ped.bobrodobro.ru/4610

Сайт виртуальной экскурсии по объектам Западно-Казахстанской области:https://sites.google.com/view/d1x87bjyx7y8f-buis-uxdpssgp0u2/виртуальная-экскурсия

Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий [электронный ресурс]. Режим доступа: WWW.it-n.ru/communities.aspx

Что такое виртуальная экскурсия? [электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/virtualnyeekskursiisvenerockoj/cto-takoe-virtualnaa-ekskursia

Юхневич М.Ю. Ребёнок в музее: новые векторы детского музейного движения / М.Ю. Юхневич – М.: Академич. Проект, РИК, 2006 – 176 с

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.