Статья на тему «Интеграция в географии»
Л. Н. Валуйская
Теги: география, интеграция наук.
Современная мировая география прошла длительный исторический путь развития. Структура географической науки является результатом развития таких ее тесно связанных между собой процессов, как дифференциация и интеграция.
На ранних этапах развития особенность географии заключалась в ее тесном переплетении с другими областями познания – ведь в это время накопилось еще очень мало сведений о мире, и для того, чтобы овладеть большей частью существовавших тогда знаний, достаточно было обладать уверенностью в себе и прилежанием (Джеймс, Мартин, 1988). Любой человек мог тогда самыми различными способами вносить вклад в развитие того, что теперь мы называем отдельными отраслями науки. Большинство древнегреческих ученых называли себя философами или историками. А Геродот писал труды по истории и по географии, его к тому же называют и «отцом этнографии». Это было время ученых-энциклопедистов, и оно продолжалось вплоть до последней четверти XIX столетия. Оно породило таких известных ученых, как Эдмунд Галлей и Фрэнсис Гальтон в Великобритании, Шарль Луи Монтескье во Франции, Александр Гумбольдт и Карл Риттер в Германии, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин в Америке, М.В.Ломоносов в России. Исключительная разносторонность Франклина хорошо известна. Это были времена, когда любознательный ученый не ощущал необходимости ограничивать исследования рамками своей науки. Такая особенность постижения непознанного характеризовала весь классический период, наиболее продолжительный в истории научной мысли.
Отчетливо выраженная черта русской географии состояла в том, что к ней продолжали относить множество, по сути, разных дисциплин. В России среди ученых с разными интересами прослеживалась тенденция относить себя к числу географов. В 1845г. Арсеньев вместе с рядом ученых иностранного происхождения основал Русское географическое общество. Помимо помощи в осуществлении и развитии собственно географических исследований, общество приняло на себя также ответственность за изучение геологии, метеорологии, гидрологии, антропологии и археологии. В период между 1845 и 1917 г.г. общество опубликовало примерно 400 сборников статей и монографий. Различные специальности, представленные в обществе, именовались в целом «географическими науками». (Джеймс, Мартин, 1988).
Пережив несколько всплесков дифференциации, когда из базовой науки шло выделение целого ряда самостоятельных дисциплин, в настоящее время география представляет собой единую систему естественногеографических и общественногеографических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и социально-экономические территориальные системы (геосистемы) и их элементы. Располагаясь на стыке естественных и общественных наук, сочетая как «общеземлеведческий», так и региональный страноведческий подходы, используя в целях решения экологических, экономических и социальных проблем целую палитру специальных методов исследования, современная география характеризуется сложностью и противоречивостью собственного развития. При этом под интеграцией в современной географии понимается процесс формирования новых направлений в результате синтеза, слияния уже сложившихся конкретных географических исследований. Интеграция нашла свое выражение в становлении таких направлений, как страноведение, ландшафтоведение и экономическое районирование. В настоящее время интеграция географических исследований обусловливается, в первую очередь, крупными общественными заказами на решение актуальных проблем, вытекающих из современной специфики социально-экономического развития.
Состояние географии как науки во многом определяется тем заказом на проведение географических исследований, который формируется современным обществом. Перед географией стоит задача принять активное участие совместно с другими науками в создании определенного теоретического задела для обоснования программ преобразования страны. Важным направлением географических исследований выступают изучение демографической ситуации и выработка на этой основе (совместно с другими специалистами и представителями органов власти) системы мероприятий по активизации демографической политики. Одной из форм ее реализации является обоснование развития сферы обслуживания населения (Ю. В. Поросенков, Н. И. Поросенкова, 1991).
Школьная география выступает одной из важнейших составных частей современной географической науки. Перед ней стоят сложные проблемы реорганизации школьного обучения, внедрения в него новейших приемов и методик, использования самых передовых технических новинок. Именно школьная география призвана обеспечить формирование достаточно высокой географической культуры у современного человека, так как без нее просто невозможно ориентироваться сейчас в постоянно изменяющейся и усложняющейся деловой, общественной и политической жизни страны и мира. Однако это свое основное предназначение школьная география выполняет не полностью. Одной из причин этого выступает ее фактологический характер, изначальная ориентированность на систематическое освоение большого фактического материала. Поэтому предстоящая реконструкция школьной географии должна происходить на основе соблюдения принципа научности. Основу школьной географии должны составить базовые понятия и закономерности этой науки, а фактический материал (помимо его строго дозированной части для формирования общего уровня культуры) не должен иметь самодовлеющего значения. Исходя из современной специфики общественного развития, в системе школьных географических дисциплин нужно отдать приоритет географии России, географии своего региона и глобальным вопросам географии.
В связи с этим, процессы интеграции в школьной географии начинают приобретать все более важное значение. Связь географии с другими предметами способствует созданию у школьников более цельного представления о явлениях в природе и обществе. Так, использование знаний по биологии способствует более глубокому пониманию связей между средой, с одной стороны, и растениями и животными – с другой, использование знаний из математики и информатики просто незаменимо при моделировании и прогнозировании различных природных и социальных процессов и явлений.
При определении содержания уроков географии следует учитывать подготовку учащихся по другим учебным предметам (по математике, биологии, истории, физике и т.д.). Так, например, в 6-м классе учащиеся на уроках математики изучают математическую сущность масштаба, получают понятия о градусе, знакомятся со способами измерения расстояний, с построением диаграмм. Если учитель географии учтет всю эту подготовку, установит контакт с учителем математики, то содержание уроков географии по этим вопросам в значительной степени разгрузится от математического материала.
Опора учителя на знания и умения учащихся из смежных дисциплин, необходима также при проведении разно рода интегрированных мероприятий и уроков (например, игры КВН, «Счастливый случай»), которые помогают развить у школьников логическое мышление, устную речь, способствуют применению имеющихся знаний в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых задач, а также воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, повысить интерес к изучаемым предметам.
Список литературы:
П. Джеймс, Дж. Мартин. Все возможные миры. М.: Прогресс, 1988;Ю. В. Поросенков, Н. И. Поросенкова. История и методолгоия географии. Воронеж: из-во ВГУ, 1991.