12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Ирина1144
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
1

Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру на уроках географии через интеграцию с литературой

Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру на уроках географии через интеграцию с литературой

Географии основы

Заставляют стать поэтом!

Не опишешь тусклым словом

Нашу яркую планету…

И.И. Ландо

 

Одной из важнейших задач современного школьного образования является воспитание личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов. Все это формируется в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального компонентов, которые являются частью личностных УУД. Развивая у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое, настоящее и будущее нашей страны.

Одним из средств по формированию гуманистической направленности личности, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру может стать интеграция географии с художественной литературой.

На современном этапе интеграция рассматривается как перспективное направление совершенствования современного образования. Школьные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между учебными предметами является отражением связей между соответствующими науками, каждый из которых в своей области изучает единый существующий материальный мир. Интеграция географии с литературой позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, помогает создать на уроке положительный эмоциональный настрой у школьников, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности, оживляют деловой язык школьного учебника.

Использование художественной литературы на уроках географии придает учебным занятиям эмоциональный подъем. Поставив себя на место литературных героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той или иной ситуации. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное значение в формировании характера учеников

Любая деятельность по усвоению и трансформации учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.

 

Учебный материал может и должен вызывать переживания у учащихся, их эмоциональное отношение. Эпиграфом к первому уроку по географии России, служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её».

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, доброте…

 

Используя данные высказывания, можно организовать с учениками дискуссию о правоте слов авторов с целью вызова у ребят оценочных суждений. В процессе оценочной деятельности происходит осмысление различных ценностей, важных как для общества, так и для отдельной личности.

 

Говоря о размерах территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Приведенные строчки эмоционально окрашивают содержание учебного материала и вызывают у школьников чувство гордости за свою страну.

Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к пониманию причинно-следственных связей в природе. Лаконичные, чёткие зарисовки природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

Объясняя устройство компаса и ориентирование на местности, вспоминаем стихотворение С.Я. Маршака

В пути, в неведомом краю

Нам компас лучший друг.

Одной заглавной буквой «Ю»

На нем отмечен Юг.

А стрелка легкая — магнит —

На Север кончиком глядит.

Довольно Север мне найти,

И я в короткий срок

Определить могу в пути,

Где Запад, Юг, Восток.

 

Тему «Погода и ее предсказание» можно проиллюстрировать как отрывками из художественной литературы, так и народными приметами. Например:

Используя произведения К.Г.Паустовского:

«Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким. Это признак будущей …» [ Ответ: ясной погоды.]

«Иногда в солнечный день вдруг перестает брать рыба. Рыбы и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого...» [Длительного ненастья.]

Народные приметы:

« К ненастью соль сыреет»

«Ласточки шныряют низко — к дождю»

Подобные приметы учат детей устанавливать причинно-следственные связи, вырабатывают умение наблюдать.

При изучении горных рек можно использовать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

А при характеристике равнинной реки подойдут замечательные строки Н.В. Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде…», М.А. Шолохова «Дон идет вразвалку, мерным тихим разливом» , А.А. Блока « Река раскинулась, течет, грустит лениво и моет берега».

Используя приведенные литературные отрывки, следует дать учащимся задание: «Сравнить описание рек, определить особенности равнинных и горных рек. Объяснить причины этих различий». Показать отличия, специфику изучаемой территории или географических объектов, используя их описания в художественной литературе, обеспечить географическое восприятие через эмоциональную сферу – задача, решение которой определяет интерес к географии как школьному предмету.

Эмоциональное отношение учащихся к окружающему миру вызывают проблемные задачи, решение познавательных задач. Использование художественной литературы — активное средство для развития мышления учащихся. Из отрывков произведений можно создать различные логические упражнения и использовать их при изучении разных тем (см.Приложение). Так, знакомя учащихся с определением силы ветра по шкале Бофорта (в классе должна быть таблица), можно предложить им оценить силу ветра (в баллах) на таких примерах.

Сегодня старый ясень, сам не свой —

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, — никто сказать не может. С.Я. Маршак

Буря воет в саду, буря ломится в дом,

Я боюсь, чтоб она не сломила

Старый дуб, что посажен отцом,

И ту иву, что мать посадила… Н.А. Некрасов

При изучении темы «Круговорот воды» можно предложить следующее стихотворение, чтение которого сопровождается показом на карте объектов прозвучавших в тексте, и прикреплением к ним нарисованных капелек воды. Улыбающиеся капельки целиком привлекают внимание шестиклассников к содержанию учебного материала, что в свою очередь активизирует включение школьников в познавательную деятельность.

Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно прожить на Земле одиноко,
И воды из Волги текут в Ориноко.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире,
Значит должны понимать это все мы,
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море”. И.Якимов

Психологи считают, что эмоции выступают как своеобразные оценки действительности, поэтому эмоциональная сторона обучения связана с оценочной сферой. Оценочные суждения - существенная часть развития личности учащихся, связанная с формированием убеждений. Оценочное отношение к изучаемому сформулировать не просто. Используя литературные произведения, нужно раскрыть не просто красоту природы, но и выразить свое отношение к ней.

Родная природа занимает видное место в творчестве русских поэтов и прозаиков. С их помощью одни поэты выражали самые разнообразные чувства, другие осмысливали взаимоотношения человека и природы. Вот несколько примеров:

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!

( О Москве. Ф Глинка)

«Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной. Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”. (О степях. М. Шолохов)

Коварная, лихая, сумасбродная,

Родная дочь Байкала-старика,

Ты по тайге меж гор течёшь, свободная,

Могучая сибирская река.

(И. Мамин –Сибиряк)

Использование образов родной природы, описанных нашими поэтами и писателями, способствует формированию нравственных ценностей, взглядов и убеждений.

Необыкновенные путешествия в книгах Ж. Верна представляют собой уникальный географический очерк земного шара. На уроках географии постоянно говорим о нем и его книгах, потому что это действительно географический писатель. Если распределить романы по месту действия, то окажется, что в 4 романах - кругосветное путешествие, в 15 - страны Европы, в 8 - Северная Америка, в 8 - Африка, в 5 - Азия, в 4 - Южная Америка, в 4 - Арктика. Самые известные книги - это "Пять недель на воздушном шаре", " "Пятнадцатилетний капитан", "Таинственный остров", "Двадцать тысяч лье под водой" и, наконец "Дети капитана Гранта" и "Путешествие к центру Земли".

Эффективное и проверенное средство эмоционального обучения – это яркое и живописное описание географических объектов или явлений. Так в романе «Таинственный остров» продемонстрировано описание извержения вулкана: “Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава”.

Эмоциональность обучения географии придает не только содержание, но и способы его подачи. Благодаря отрывку из романа «Дети капитана Гранта», шестиклассники с интересом отыскивают остров в Тихом океане по названным координатам, заинтересовавшись призывом помочь героям романа в поисках капитана Гранта.

Таким образом, географическое образование вносит вклад в воспитание учащихся, помогает удовлетворять интересы и потребности развивающейся личности в познании окружающего мира. Вот почему так важно осознать новые цели географического образования, ориентированные на нравственное воспитание школьников, патриотизм и любовь к Родине в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир.

Класс

Тема (раздел)

Название произведения, автор

Текст (отрывок текста)

Методические рекомендации

6 класс

Литосфера. Вулканы

Ж. Верна “Таинственный остров”

Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава”.

Нарисовать, какая картина представляется при чтении данного отрывка.

6 класс

Литосфера. Вулканические острова

Ж. Верна “Таинственный остров”

: “…в ночь на 9-е из кратера под грохот оглушительных взрывов поднялся огромный столб дыма, больше трех тысяч футов высоты. Стена пещеры Дакара, очевидно, не выдержала давления газов, и море, проникнув через центральный очаг в огнедышащую пропасть, превратилось в пар. Кратер не давал этой массе пара достаточно просторного выхода. Взрыв, который мог быть услышан на расстоянии ста миль, потряс воздух. Гора Франклина разлетелась на куски и обрушилась в море. Через несколько минут волны Тихого океана покрывали то место, где был остров Линкольна”.

 

6 класс

Гидросфера. Круговорот

И.Якимов “Круговорот”

Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно прожить на Земле одиноко,
И воды из Волги текут в Ориноко.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире,
Значит должны понимать это все мы,
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море”.

Чтение стихотворения сопровождается показом на карте объектов прозвучавших в тексте, и прикреплением к ним нарисованных капелек воды. Улыбающиеся капельки целиком захватывают внимание шестиклассников.

6 класс

Атмосфера. Погода

Народные приметы

Низко ласточки летают – Если солнце село в тучи
дожде предупреждают; Словно зарево закат
А летают высоко – «Завтра будет сильный ветер» -
Значит, дождик далеко. Старожилы говорят

Дым из труб и от костра
Кверху поднимается –
Значит, ясная погода
Завтра ожидается.

Изложенные в стихотворной форме некоторые приметы по предсказанию погоды. Каждый из перечисленных признаков имеет свое научное объяснение. Но, чтобы правильно предсказать погоду, надо воспользоваться не одним, а несколькими местными признаками.

6 класс

Атмосфера. Осадки

Загадки

1. Крупно, дробно зачастил
Всю землю напоил.
(Дождь)

2. Я как песчинка мал, а землю покрываю;
Я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух лежу я на полях,
Как алмаз блещу на солнечных лучах.
(Снег)

3. По синему морю Белые гуси плывут. (Облака)

4.Вечером наземь слетает, Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает.
(Роса)

5.Летит сова По синему небу, Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Тучи)

6.Фырчит, рычит, Ветки ломает,
Пыль поднимает, Людей с ног сбивает.
Слышишь его.Да не видишь его.
(Ветер)

7.Рассыпался горохНа семьдесят семь дорог,
И никто его не подберет.
(Град)

Отгадать загадки. Объяснить особенности каждого вида осадков, описанных в загадках

6,7 класс

Природный комплекс

Н. Жоголева

Как все взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы
И с шелестом берез зеленодымным,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.

Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Все-все, до муравьиной кучки,
До ежика, до светлячка, исчезнет –
Над пустошью лишь тени бросят тучи.
Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Алёнушка глядела.

В географической оболочке существует тесная взаимосвязь между всеми природными компонентами При изучении взаимосвязей компонентов природы, акцентируя внимание на основном вопросе нового материала, читаю стихотворение

Раскрывая воздействие человека на природный комплекс, читаю вторую часть этого стихотворения.

6 класс

План и карта. Географические координаты

Ж.Верн “Дети капитана Гранта”.

27 июня 1862 года трехмачтовое судно “Британия”, из Глазго, потерпело крушение в тысяче пятистах лье от Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова Табор… Там, постоянно терпя жестокие лишения, они бросили этот документ под сто пятьдесят третьим градусом долготы и тридцать седьмым градусом широты, окажите им помощь, или они погибнут”.

Шестиклассники с интересом отыскивают остров в Тихом океане по названным координатам. А заинтересовал их призыв помочь героям романа в поисках капитана Гранта.

6 класс

Земля – планета Солнечной системы

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

«Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с нее вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля имеет форму…»

Какую форму имела Земля в представлении древних и Вольки. Почему воды не стекают вниз?

7 класс

Биосфера. Жизнь в океане

Ж.Верн “20 тысяч лье под водой”

“… я пробовал все эти кушанья не из жадности, а из любопытства, как зачарованный слушая капитана Немо. - Море, - продолжал он, не только кормит меня, но и одевает. Ткань, из которой сшита ваша одежда, соткана из биссусов некоторых морских ракушек. Она окрашена, по примеру древних, соком пурпурницы, а фиолетовый оттенок получен при помощи экстракта из средиземноморских моллюсков – аплизий. Духи, стоящие на туалетном столике отведенной вам каюты, - продукт сухой перегонки некоторых морских растений. Тюфяк на вашей постели сделан из лучших океанских трав. Перо, которым вы будете писать, сделано из китового уса, чернила – из выделений желез каракатицы. Все, чем я пользуюсь сейчас, поставляется морем, и все это когда-нибудь вернется к нему. - Вы любите море, капитан? - О да, я люблю его. Море – это все. Оно покрывает семь десятых земного шара. Его испарения свежи и живительны. В его огромной пустыне человек не чувствует себя одиноким, потому что все время ощущает дыхание жизни вокруг себя. В самом деле, ведь в море есть все три царства природы: минеральное, растительное и животное. Море – обширный резервуар природы. Жизнь на земном шаре началась в море, и, кто знает, не в море ли она и окончится? В море – высшее спокойствие…”

Ребята слушают строки из романа, попадают в подводный мир и осознают значение океана для жизни человека.

7 класс

Высотная поясность

А.С.Пушкин “Кавказ”.

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отделенной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах…

При изучении высотной поясности всегда удачно в конце урока слушается стихотворение Перед чтением акцентирую внимание ребят на географических закономерностях в этом стихотворении. Какую закономерность описывает поэт? С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительную высоту.

7 класс

Природные зоны мира

С.Лагерлеф “Чудесные приключения Нильса с дикими гусями”

Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады. - Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их прихватит утренним морозом и они облетят раньше времени… Потом отстали пашни, с ними остановились на месте и села. Ведь в селах живут крестьяне. Как же им уйти от полей, на которых они выращивают хлеб? Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким, мшистым болотам. А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе. Буков давно и в помине нет. Вот и дуб остановился… Березки и сосны тоже испугались севера. Назад-то они, правда, не повернули, зато скрючились и пригнулись к самой земле”.

Над какими природными зонами летел Нильс?

(Нильс летел над зонами широколиственных лесов, смешанных лесов, тайги и лесотундры; для переходной полосы от тайги к лесотундре характерны редколесья, криволесья и мелколесья).

7 класс

Австралия

Бернард О,Дэуда.

Ты сберегла диковинных зверей,
Которых мир теперь уже не знает.
Какой тобою управляет рок?
Есть благо, есть и зло в судьбе твоей.
Созвездие Креста во лбу мерцает,
И плещет бурный океан у ног…

Для раскрытия некоторых особенностей географического положения Австралии зачитываю стихи австралийского поэта. Эти строчки можно взять для “визитной карточки” страны

7 класс

Австралия

Г.Усова

Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары…

Прокомментируйте как можно подробнее отрывок из стихотворения

8 класс

Поясное время в России

М.Пляцковский

Треплет вьюга белой лапой по плечу, Я живу на половину суток раньше, И когда домой я прилечу, Это значит – возвращусь я в день вчерашний.

Может ли быть такое в России? Где в таком случает должны находиться льдина и дом полярника?

8 класс

Исследование России

 

Нам подответственность дана

И вся Земля, и вся страна, -

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семёновых-Тян-Шанских,

Вернадских, Борзовых, Баранских,

Страна Воейковских, Шокольских,

Козловых, Бергов и Пржевальских,

Страна, в которой жить, друзья, Плохим географом – нельзя!

Какой вклад внесли каждый из данных в стихотворении исследователей?

8 класс

Климат России. Типы погоды

А.С.Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…(“Зимний вечер”)

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна… (“Бесы”)

Вечор ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…

Мороз и солнце; день чудесный!

В 8 классе, в теме “Климат”, при изучении циклонов и антициклонов читаю строки А в “Зимнем утре” описана смена погоды. Какие атмосферные процессы определили столь быструю и резкую смену погоды, так ярко отображенную в стихах? В “Зимнем утре”, “Бесах”, в воспоминаниях о погоде вечером, предшествовавшим “Зимнему утру”, можно узнать признаки прохождения циклона. В описываемое утро стояла типичная антициклональная погода.

8 класс

Климат России

А.С.Пушкин «Медный всадник»

И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Какую ночь описывал А.С. Пушкин в поэме “Медный Всадник”? (Белую ночь)

8 класс

Климат Урала

А.С.Пушкина “Капитанская дочка”

- Барин, не прикажешь ли воротиться? - Это зачем? - Время ненадежно: ветер слегка подымается, - вишь как он сметает порошу. - Что ж за беда! - А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток). - Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба. - А вон – вон: это облачко. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран…

Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель… Все исчезло… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь… Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича: лошади шли шагом – и скоро стали…”

 

8 класс

Внутренние воды России

И.И.Молчанов-Сибирский

Коварная, лихая, сумасбродная,

Родная дочь Байкала-старика,

Ты по тайге меж гор течёшь, свободная,

Могучая сибирская река.

Какой реке посвятил эти строки поэт И.И. Молчанов-Сибирский

8 класс

Внутренние воды России

А.Твардовский

Семь тысяч рек, ни в чём не равных

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущий вдаль, - семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

О какой реке написаны следующие стихи А.Твардовского (О Волге)

8 класс

Природные зоны. Степь

М.А.Шолохов

Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.

О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?

(Степь. Засуха в степи).

8 класс

Природные зоны. Полупустыни

Н. Мантейфель Б. Жадовский

Целый день можно бродить среди старых корявых деревьев и не встретить в лесу ни птиц, ни зверя. Кругом могильная тишина. Не слышно пения птиц, не стрекочут кузнечики, даже шума листвы не услышите. Только в сильный ветер слышится в лесу скрип ветвей да своеобразный шорох песка, ударяющего о древесные стволы. В лесу нет спасительной тени и деревья не дают отдыха утомлённому путнику. Другое впечатление составляет этот лес, если случится в нем переночевать в лунную ночь. Если нет ветра, множество разных живых существ, от змей и черепах, до жучков и скорпионов вдоль и поперек разрисовывают пески самыми причудливыми следами”.

К какой зоне относится описание? Какие это деревья и почему они не дают тени? (Саксауловые леса в зоне пустынь и полупустынь. Членистые побеги и листья саксаула в виде чешуек и бугорков не дают тени).

9 класс

Межотраслевые комплексы Факторы размещения предприятий черной металлургии

Ж. Верна “Таинственный остров”.

“…На другой день Сайрес Смит в сопровождении Харберта отправился искать древние формации, из которых он отобрал образчики руды. Он обнаружил ее залежи на поверхности земли, близ истоков Красного ручья. Эта руда, обильно насыщенная железом, прекрасно подходила для того способа восстановления, который придумал применить инженер. Он хотел воспользоваться каталонским способом, внеся в него некоторые упрощения… Этот способ, вероятно, применялся еще первыми металлургами на Земле. То, что удалось первым потомкам Адама и давало хорошие результаты в местностях богатых рудой и топливом, не могло не удастся жителям острова Линкольна. Каменный уголь, так же как и руду, удалось без труда собрать поблизости прямо с поверхности земли”.

Размещение металлургических комбинатов у сырья и топлива

9 класс

Центральная Россия. Москва

Ф.Н.Глинка

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!

Какому городу посвящены строки Ф.Н. Глинки? (О Москве)

9 класс

Северо-Запад. Санкт-Петербург

К.И. Чуковский “Мойдодыр”?

И тебе головомойку,
Неумытому, дадут –
Прямо в
Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По
Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,

В каком российском городе происходило действие сказки

(В городе Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге

9 класс

Северо-Запад. Санкт-Петербург

А.С.Пушкин

Ужасный день, Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над её брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг как зверь остервенясь,
На город кинулась…

Какое явление описано А. С. Пушкиным в этом отрывке? (описание наводнения в Петербурге в 1824 г. осенью).

9 класс

Экономические районы

 

1. Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит…

2. Урал! Завет веков и вместе

Предвестье будущих времён.

И в наши души, точно песня,

Могучим барсом входит он.

Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец.

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!

Объясните особенности природы и хоз.деятельности данных районов

9 класс

 

Тексты песен

Задания для команд:

Здесь вам не …(форма рельефа-1), здесь…(многолетний режим погоды-2) иной –
Идут …(стихийное явление-3) одна за одной,
И здесь за…(стихийное явление-4) ревёт…(стихийное явление-4).
И можно свернуть, …(неровность земной поверхности-5) обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь, -
Опасный, как военная…(топографический знак, изображённый пунктирной линией-6).

Ледяной…(форма рельефа-1)…(скопление льда-2)
Из…(атмосферное явление-3) вырастает,
И несёт его…(поток воды-4)
По бескрайним по…(часть океана-5).
Хорошо тому, кто знает,
Как опасен в…(часть гидросферы-6)
Как опасен в…(часть гидросферы-6)
…(скопление льда-2) встречным кораблям.

Светит незнакомая…(часть Галактики-1),
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами…(населённый пункт-2),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас…(атмосферное явление-3) и…(осадки-4),
Здесь у нас холодные…(начало утра-5),
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.

По диким…(природная зона-1) Забайкалья,
Где…(рудное полезное ископаемое-2) роют в …(форма рельефа-3),
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы тёмной…(время суток-4),
В тюрьме он за правду страдал,
Идти дальше нет уже мочи,
Пред ним расстилался…(самое глубокое озеро в мире-5).

В …(материк-1) льдины
Землю скрыли,
Льдины в …(материк-1) замела…(сильный ветер со снегом-2).
Здесь одни…(эндемик материка-3)
Прежде жили,
Ревниво охраняя свои …(атмосферные осадки-4).

Плавно…(река на Дальнем Востоке-1) свои …(вертикальное движение воды-2) несёт.
…(горизонтальное движение воздуха-3) сибирский им песни поёт.
Тихо шумит над…(река на Дальнем Востоке-1)…(природная зона-4),
Ходит пенная…(вертикальное движение воды-2).
Пенная …(вертикальное движение воды-2) плещет
Величава и вольна.

Ответы для жюри:

Ледяной горою айсберг
Из тумана вырастает,
И несёт его теченье
По бескрайним по морям.
Хорошо тому, кто знает,
Как опасен в океане,
Как опасен в океане
Айсберг встречным кораблям.

(“Айсберг”, слова Л.Козловой)

Здесь вам не равнина, здесь климат иной-
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревёт камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь, -
Опасный, как военная тропа.

(“Вершина”, слова В. Высоцкого)

Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами города,
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас туманы и дожди,
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.

Плавно Амур свои волны несёт.
Ветер сибирский им песни поёт.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна.
Пенная волна плещет
Величава и вольна.

(“Амурские волны”)

 

Надежда – мой компас земной,
А удача награда за смелость.
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.

(“Надежда”, слова Н. Добронравова)

В Антарктиде льдины
Землю скрыли,
Льдины в Антарктиде замела пурга.
Здесь одни пингвины
Прежде жили,
Ревниво охраняя свои снега.

(“Пингвины”, слова А. Горохова)

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы тёмной ночью,
В тюрьме он за правду страдал,
Идти дальше нет уже мочи,
Пред ним расстилался Байкал.

10 класс

Политическая карта мира

 

Мэри Поппинс в своей знаменитой песенке поет:
Это было прошлым летом
В середине января
В тридесятом королевстве,
Там, где нет в помине короля …

 

Назовите хотя бы три государства, которые соответствуют названным условиям. (Этим условиям вполне соответствуют государства Южного полушария, входящие в Содружество. Например, Австралия, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея и другие. В этих странах самая высокая летняя to бывает в январе. Являясь независимыми государствами, они признают главой государства английскую королеву, представляемую генерал-губернатором.)

10 класс

Политическая карта мира

 

Находится монархия на севере Европы
И каждый год весною борется с потопом.
Там самый крупный в мире порт,
Там жизнь кипит торговлей. Однонациональный там народ:
Он ас по рыбной ловле.
Имеет два названия великая страна,
Любимый цвет – оранжевый,
В хоккее не сильна.
И газа добывается много в шельфе моря,
Металлургия развита, народ не знает горя.
Готовят сыр, растят тюльпаны
И продают во все другие страны! (Нидерланды)

На побережье океана расположена страна,
Она не очень-то огромна, но, в общем, тоже не мала.
По уровню развития мы средней назовем,
Но все же к странам развитым ее мы отнесем.
Народу много там живет, все нации одной,
Что о религии сказать? Все католической.
Теперь вам скажем, чем страна вот эта занимается.
Во многом ей благодаря, Европа одевается.
Едва ль не “швейной фабрикой” ее мы назовем,
И чтобы дать подсказочку, к столице перейдем.
В названии столицы присутствует зверек,
Пушистый, рыжий, хитрый, ну, поняли намек? (Португалия)

О каких странах идет речь в каждом стихотворенмм

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.