Статья на тему «Психологические и философские аспекты игровых образовательных технологий»

2
0
Материал опубликован 5 February 2016

Психологические и философские аспекты игровых образовательных технологий.

Качество обучения и воспитания в школе в значимой степени определяется тем, как педагогический процесс нацелен на психологию возрастного и личного развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое исследование школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления личных вариантов развития, творческих способностей каждого ученика, укрепления его положительной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе либо неудовлетворительном поведении.

Игровые технологии являются одной из неповторимых форм обучения, которая позволяет сделать увлекательными и интересными будничные шаги по исследованию изучаемого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению либо усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции школьника.

Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику и проверку, вносит разнообразие и энтузиазм в учебный процесс.

В педагогической практике я наблюдаю, что наряду с традиционными формами проверки усвоения знаний по определенным темам и разделам программы ( проверочная работа, тестирование, зачет) в среднем возрастном звене учащихся особенно эффективно использовать игровые технологии, хотя и старшеклассники никогда не против этого мероприятия.

Организовав урок обобщения знаний по теме «Атмосфера» (6 класс) в игровой форме «Крестики-нолики» я отметила для себя некоторые преимущества этой образовательной технологии.

Во- первых, во всей параллели 6-х классов дети с большой радостью принимают предложение провести урок в игровой форме. Уже на стадии подготовки весь коллектив класса участвует в формировании команд, дополнительной проработке темы, оценивает себя и своих «противников». В начале играют, конечно, самые признанные и успешные лидеры, а остальные дети либо выступают болельщиками – помощниками, либо просто наблюдателями. Но в конце урока они тоже готовы стать игроками и хотят испытать и проявить себя. Они перестали быть пассивными , неуверенными и готовы принять вызов.

Во-вторых, игра заставляет игроков и болельщиков «мобилизовать» и «реализовать с пользой для себя и команды» арсенал своих знаний не только в рамках изученного по программе и по учебнику.

В – третьих, занимательная постановка вопросов и заданий игры увлекает и удивляет их, заставляет переоценить значимость полученных на уроках знаний.

В – третьих, отсутствует ситуация «списать» или « страха двойки». Стресс как негатив замещается позитивом соревновательного азарта. Важен и результат и участие.

В – четвертых, учитель тоже делает «открытия» характеров и рейтингов своих учеников, видит недоработанные вопросы.

Игры организуют высшие формы поведения и бывают связаны с разрешением достаточно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых различных способностей и сил. В игре усилие ребёнка постоянно ограничивается и регулируется множеством усилий остальных играющих. Во всякую задачку-игру входит, как непременное ее условие умение координировать своё поведение с поведением остальных, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд итог собственного хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совсем незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Изюминка игры, подчиняя всё поведение известным условным правилам первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или сложного столкновения частей среды. Там, где этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает просто и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие либо нежданные и новейшие ситуации, требующие и от нас новых реакций, стремительной перестройки деятельности, там возникает мышление как внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно подходящих в согласовании с основной целью, которую обязано решить поведение.

Другими словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения с затратой энергии.

Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой издержкой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением лишь результатов.

Таким образом, при всей объективной разнице, имеющейся между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совсем совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, подготовкой к будущей жизни. Ребенок постоянно играется, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке подходящих навыков и умений».

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации