12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Головизнина Наталья Борисовна59

Головизнина Наталья Борисовна, учитель географии

МКОУ «Марковская ООШ»

Проектная деятельность на уроках географии

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу это запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда.

(Древняя мудрость)

Российское географическое образование претерпевает серьёзную модернизацию в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Введение предмета Географии с 5–го класса. Новизна новых учебных программ курса "География" (5кл.) заключается в отражении идеи интеграции географических знаний, пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе "человек – природа - общество" от локального до глобального уровней познания. А также с введением ФГОС ООО второго поколения предполагается смену парадигмы получения образования - от знаньевой, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Меняется роль учителя географии: новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным. Преподавание школьной географии с 5 класса строится на выделении фундаментального ядра содержания предметной области знаний, устранения устаревшего учебного материала, определения качественных характеристик результатов обучения в сторону усиления метапредметных способов деятельности. Школьники должны овладеть анализом, синтезом, аргументированными доказательствами выдвинутых положений, проблемностью мышления, творческими навыками выхода из ситуации в условиях выбора.

В своей деятельности для достижения положительных результатов использую технологию проектного обучения.

Проектная технология дает возможность:

реализовать деятельностный поход в обучении географии;

решить проблему сокращения часов на изучение географии;

формирования у школьников информационной компетентности;

овладения школьниками методами географического прогнозирования.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы;

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся;

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

По содержанию: экологические, физико-географические,социально-экономические,комплексные,краеведческие,историко-географические.

Типология проектов по способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские.

Типология проектов по уровню интеграции: монопредметные (выполняются на материале географии);

межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике);

надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу).

Первый проект, который мы выполняли с учащимися назывался «Путешествия путешественников». Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, обществознание, биология. Тип проекта: практико-ориентированный. Цель проекта: Создание маршрута путешествий.

Задачи: 1. Изучение путешествий Магеллана, Колумба, Кука.

2. Составление предполагаемого маршрута путешествия, определение основных пунктов остановки.

3. Оформление маршрута на географической карте.

4. Подготовка презентации.

Оборудование: Физическая карта мира, цветная бумага, скотч, цветные карандаши, фломастеры, клей, компьютер, листы А4.

Описание проекта.

Перед началом работы над проектом учащимся предлагается поиск информации о путешествиях Магеллана, Колумба. Работа оформляется в виде сообщений, где раскрываются следующие пункты путешествия:

1.Какова цель путешествий?

2.Какие страны, материки они посетили во время путешествий?

Учащимся предлагается создать собственный маршрут кругосветного путешествия. Каждый из проектной группы выдвигает на обсуждение свой вариант маршрута с предполагаемыми остановками и учащиеся определяют конечный маршрут, который в ходе работы и будет проектироваться.

Учащиеся дают характеристику стран, материков –остановок, подбирают информацию о странах из различных источников (например, природа, жизнь людей, культура, деятельность – на выбор учащихся, что больше вызывает интерес). Это способствует развитию основных навыков нахождения, использования и презентации географической информации, формированию представлений о целостности Земли как планеты людей, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей (ФГОС основного общего образования).

Учащиеся приступают к практической части своего проекта:

1.Учащиеся из красной бумаги вырезаются стрелочки.

2.Записывают интересные факты о странах, материках- остановках на листах А4.

3.Наносят маршрут на физическую карту мира (красные стрелочки).

4.Подготовка к защите.

Учащиеся учатся творческому поиску решения стоящих перед ними задач. Учитель корректирует действие учащихся, дает советы по дизайну, помогает высказывать свои мысли, стимулирует их деятельность.

Презентация проекта, во время которой учащиеся рассказывают о своей работе, где и как они получили информацию, о трудностях которые преодолели.

Этот этап очень важен для учеников, так как они учатся представлять итоги своей работы, выступать перед товарищами, учителями, Ученикам важно пережить ситуацию успеха.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения –полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Оценивая работу над проектом, нужно учитывать любой уровень достигнутых результатов.

Таким образом, новый курс географии 5 класса в соответствии с главными идеями образовательного стандарта основного общего образования сочетает в себе черты инновационности и традиционности.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ескова Надежда Сергеевна, 09.02.16 в 22:20 0 Ответить Пожаловаться
Молодцы, прекрасно работаете и учеников завлекли и тему довольно сложную для 5 класса изучали!!!Считаю что метод проектов необходимо использовать так как он развивает творчество, активный поиск, любознательность и любовь к предмету!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.