Статья «Моя педагогическая стратегия развития одаренности»

1
0
Материал опубликован 11 March 2018 в группе
Не существует сколько–нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров.

«Моя педагогическая стратегия развития одаренности».

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Концепций одаренности, созданных современными учеными, очень много. Наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов является - концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), творческости (креативности) и
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
В названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.
Итак, одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики. Несколько иной подход предложен группой современных российских психологов, их разработка претендует на особое место среди современных концепций одаренности. Этот проект выполнен научным коллективом под руководством известных российских психологов Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова. Авторы назвали ее "Рабочая концепция одаренности". Они выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: "инструментальный" и "мотивационный". Несложно заметить, что этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы "Рабочей концепции одаренности" интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор - "инструментальный". Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: "могу" и "хочу".

Опираясь на данные концепции, я выработала систему работы с одарёнными детьми основная цель которой: предоставление возможности детям развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и мотивационных потребностей.

Задачи:

проводить наблюдения за учебной деятельностью для выявления детей, имеющих склонность к химии;

ознакомить учащихся с методами научной и творческой работы;

развивать познавательный интерес, любознательность, способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

поддерживать творческие начинания личности;

воспитывать целеустремленность, настойчивость и последовательности в достижении цели.

Моя педагогическая стратегия развития одаренности по содержанию включает четыре позиции.

1. Повышение собственного педагогического мастерства.

Чтобы сделать процесс обучения увлекательным требуется изобретательность и педагогическое мастерство, а также большая подготовка и достаточно большие временные, а иногда и материальные затраты.

Поэтому я постоянно повышаю квалификацию, как в предметной, так и в методической области. Ежегодно участвую в краевых семинарах СФУ для учителей химии; участвую в городских семинарах по инновационным технологиям; обучаюсь на курсах в Красноярском Краевом Институте Повышения Квалификации Работников Образования. Курсы «Нейропсихология, нейропедагогика как основа дифференцированного обучения» 72 часа , курсы «Введение в исследовательскую деятельность» 72 часа , курсы «Разработка программ сопровождения одарённых школьников» 72 часа КГАОУ ДПО (ПК) Железногорск. 

2. Формирование мотивационной сферы учащихся.

В последнее время многие исследователи склоняются к мысли, что ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию
Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном
с учением. Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.

Важным является то, какие мотивы преобладают, доминируют и, а какие находятся в подчиненном положении. Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности (Дж. Рензулли, Е. П. Торранс и др.).

3.Развитие способностей учащихся.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.).


 

4. Развитие креативности.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.   Различные методы и формы работы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. При оценке креативности я обращаю внимание на четыре критерия, которые выделяют психологи. Продуктивность, или беглость, - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.
Оригинальность - один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Другой показатель творческости обозначается термином "разработанность". Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности. Приём «мозговой штурм» позволяет выявить способных к творчеству учащихся.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов работы с одаренными детьми:

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова­тельных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Естественно, что мотивировать детей на содержание и процесс обучения может только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса. Для успешного развития способностей одаренных детей учитель сам должен обладать подобными качествами ( могу и хочу этим заниматься).

Пробудить интерес к содержанию предмета химии, развивать интеллектуальные и творческие способности у моих учащихся я стараюсь, используя в своей работе различные современные педагогические технологии и их элементы. С самого начала своей педагогической деятельности являюсь сторонником развивающего и проблемного обучения. Перспективной и эффективной технологией обучения химии считаю технологию разноуровневого обучения, У учащихся есть возможность выбора уровня и профиля обучения. Для удовлетворения познавательных интересов учащихся мной разработаны программы 4-х элективных курсов. 

Использую на практике индивидуально-дифференцированный подход при выполнении экспериментальных заданий, при решении задач. Одной их технологий развивающего обучения является метод проектов, который широко использую во внеурочной деятельности. Ежегодно мои учащиеся принимают участие в городском «Параде проектов». Применяю информационно-коммуникационные технологии и технологию дистанционного обучения. Разработала и вела дистанционный курс по выбору для старшеклассников г. Железногорска. Технология игрового обучения выполняет разные функции: воспитательную, дидактическую, развивающую, методическую, психотерапевтическую, она снимает стрессы, способствует творческому развитию. Здоровьесберегающие технологии способствуют сохранению не только физического, но и психического и эмоционального здоровья детей. Активно участвовала в региональном семинаре «Школа – территория здоровья». Владею технологией обучения на основе гендерных различий. Личностно – ориентированное обучение нацелено на развитие умений учащихся работать в коллективе в процессе совместной познавательной деятельности, развивать навыки общения, критического мышления и одновременно — толерантности, уважения к другим, позволяет формировать ключевые надпредметные компетенции. Прослушав курсы Вячеслава Валерьяновича Гузеева доктора педагогических наук, профессора кафедры развития образования АПКиППРО, «Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе», – внедряю элементы данной технологии в процесс обучения.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Моя педагогическая стратегия развития одаренности по форме состоит из трёх этапов:
I этап развитие интереса к химии. Ежегодно для учащихся 7-го класса провожу занимательный урок химии «Чудеса своими руками», «Экскурсия в кабинет химии», которые готовят старшеклассники. Неделя естественных наук очень популярна среди учащихся. Для учащихся 8-го класса проводим игру по станциям. 10 и 11 классы выпускают газеты, выступают с докладами, участвуют в викторинах, играх. В рамках урочных занятий я стараюсь применять различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность - дискуссии, диалоги различного рода творческие задания. С каждым годом растёт число учащихся желающих проводить исследования и писать проекты по химии. .
II этап – работа по выявлению одарённых детей, мотивированных на занятия химией. Занятия с этими детьми проходят в рамках элективных курсов, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты. На занятиях ребята обучаются: видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; работать с литературными источниками; планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу. Овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей,

III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах разного уровня, интеллектуальных викторинах, интернет – проектах, научно-практических конференциях. Форма обучения в основном индивидуальная проектно- исследовательская. Работа по индивидуальным планам развития.

Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

Ожидаемые результаты:

- увеличение количества участников и победителей конкурсов, конференций, олимпиад различного уровня.

- создание условий для самоопределения учащихся в отношении естественнонаучного профиля обучения.

Условия, при которых работа с одарёнными детьми будет успешной:

Осознание важности этой работы.

Признание работы с одаренными детьми одним из приоритетных направлений в работе учителя.

Формирование положительной мотивации к учению.

Снижение учебной и психологической перегрузки учащихся

Создание методической системы работы с одаренными учащимися.


 

Представленная модель работы с одаренными детьми является значимой для меня, так как позволяет вести работу целенаправленно, сопровождать ребёнка, не дать ему растерять свои способности и тягу к химии.

Использование этой модели позволило увеличить количество участников и победителей конкурсов, олимпиад, конференций по химии разного уровня. Дети успешно сдают ЕГЭ по химии. Поступают в ВУЗЫ.

Основная проблема - это время, которое нужно уделять одарённым детям. И желание педагога этим заниматься. Преодолеть вышеназванную проблему можно стимулируя педагогов к этой деятельности.

Библиографический список

 Список литературы

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.

Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.

Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65.

Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции ''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1991. - С.149-159.

Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.

Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990.- № 1. - С. 164-167.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.