Доклад «Роль внеклассной работы при изучении иностранного языка»

1
0
Материал опубликован 2 April 2020

Роль внеклассной работы при изучении иностранного языка.

 В реформе общеобразовательной и профессиональной школы основное внимание уделяется повышению результативности обучения и качества усваиваемых обучающимися знаний, умений и навыков по предметам, изучаемым в школе.

 Поскольку международные связи нашего государства в различных отраслях экономики и культуры с каждым годом расширяются, повышается и роль владения иностранными языками, основа знания которых закладывается в общеобразовательной школе.

 Одним из существенных факторов, способствующих успешному обучению иностранному языку является - организация внеклассной работы. Известно, что изучаемый на уроке языковой материал, как правило, не находит применения в жизненной практике школьников, и именно внеклассная работа может стать дополнением к учебной работе, способствовать закреплению и применению усвоенных обучающимися знаний, расширить их общий кругозор.

 Как показывает практика, внеклассные занятия, при правильной их организации, рациональном выборе содержания, видов, методов и приемов их проведения, помогают учителю решать важнейшие задачи образования и всестороннего развития обучающихся.

 Особый психологический микроклимат внеклассной работы - без отрицательных эмоций, без оценок – способствует созданию атмосферы непринужденности и раскованности, что, в свою очередь, содействует наиболее полной и всесторонней реализации основных задач в области изучения иностранного языка.

 В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность более системно и целенаправленно развивать и углублять некоторые основные речевые умения, предусмотренные программой.

 Таким образом, внеклассная работа по иностранному языку является неотъемлемой частью общей системы учебно – воспитательных средств формирования личности. Задача учителя – сделать ее полноценным компонентом учебно – воспитательного процесса.

 В соответствии с современными требованиями педагогики и методики внеклассная работа по предмету должна быть оптимально полезной и максимально направленной на предмет. Ее следует проводить с учетом основных целей: практической, образовательной и воспитательной – решать определенные специфичные для данного предмета задачи.

 Формы внеклассной работы по иностранному языку многообразны. Среди них можно выделить две основные: групповые постоянно действующие и массовые временные формы.

 К первым относятся кружки, секции КИДа, редколлегии газет и радиопередач на иностранном языке. Они функционируют постоянно, занятия проводятся один или два раза в неделю.

 К массовым временным формам можно отнести олимпиады, конкурсы, митинги, утренники для учащихся начальных классов и 5-6 классов, вечера на иностранном языке для старшеклассников. Они проводятся один – два раза в год (полугодие или четверть) в зависимости от количества учителей иностранного языка и условий школы.

 Наиболее популярной формой внеклассной работы является кружковая работа, которая в отличие от других форм, проводится систематически. Поэтому, при создании групп следует возраст, уровень знаний иностранного языка и интересы обучающихся.

 Работа кружков проходит успешно тогда, когда учитель удачно определит формы и приемы обучения на занятиях, сумеет решить учебно – воспитательные задачи и вовлечь обучающихся в участие в интересных для них занимательных мероприятиях. Следует отметить, что современный ученик тщательно выбирает предлагаемые ему виды деятельности и с большим интересом участвует в тех, в которых точно определены цели и предполагаемые результаты.

 В группах, объединяющих школьников младшего возраста, особое внимание уделяется проведению занимательных мероприятии, вызывающих интерес к дальнейшему изучению иностранного языка. Их обучают правильно говорить на иностранном языке (соблюдать правила произношения, интонацию), прививают культуру ведения беседы. Для развития памяти на занятиях кружка обучающиеся могут заучивать стихотворения, разучивать и исполнять песни.

 В старшей возрастной группе внимание уделяется более углубленному изучению языковых явлений, получении информации по самым различным вопросам, способствующей развитию общего уровня обучающихся. Участники кружка этой группы усваивают учебный материал с помощью логической памяти.

 На занятиях большое место отводится самостоятельной инициативе членов кружка. Роль учителя – руководить и направлять учебную деятельность обучающихся, чтобы занятия не превращались в развлечения или же повторение уроков. Занятия должны быть целенаправленными, в то же время интересными и содержательными для обучающихся, чтобы они получали умственное и моральное удовлетворение. На занятиях должна быть атмосфера доверия и уважения.

 Еще одна форма внеклассной работы – это неделя иностранного языка. Она включает самые разнообразные мероприятия как учебного, так и внеклассного характера. Это могут быть конкурсы на лучшего переводчика, на лучшего чтеца, олимпиады, постановка пьес, сказок и т.д. Как показывает практика неделя иностранного языка является эффективной формой обучения и воспитания школьников средствами иностранного языка.

 Наиболее популярной и доступной формой внеклассной работы являются вечера. Данная форма работы также имеет ряд преимуществ.

 Во- первых, она дает возможность привлекать к участию неограниченное количество обучающихся всего класса одной параллели . При этом одни номера или части программы (песни, считалки, рифмовки) могут разучиваться и исполняться всеми; другие номера (стихи, песни, инсценировки ) разучиваются всеми, но исполняются они лучшими учениками; и, наконец, третьи номера могут готовиться как сюрпризы разными классами но аудируются всеми присутствующими.

 Во- вторых, вечера отличает структурная гибкость. Хотя их основные компоненты постоянны, объем и характер частей программы могут варьироваться в зависимости от класса, уровня языковой подготовки обучающихся и условий школы.

 В подготовке и проведении вечеров можно выделить четыре этапа.

Первый этап – подготовка программы. Ее следует начинать за полтора месяца до проведения вечера.

На втором этапе отрабатывается программа и школа оповещает о готовящемся мероприятии.

Третий этап – это проведение вечера по сценарию, подведение итогов., награждение победителей, игры, танцы.

Четвертый этап – это оповещение о проведенном мероприятии. С этой целью можно выпустить информационный листок, дать заметку.

Типовой план – программа вечера включает ряд постоянных компонентов, которые могут изменяться в зависимости от темы и возрастных особенностей участников. К постоянным компонентам программы относятся:

1.Вступление ведущего.

2.Сообщение по теме.

3.Викторина (по прослушанному и по заданной теме).

4.Художественная часть (на иностранном языке).

5.Конкурсы на иностранном языке.

6.Подвижные игры страны изучаемого языка.

7.Танцы под музыку композиторов страны изучаемого языка.

 Темы вечеров целесообразно увязывать с программными темами. Это удобно по ряду причин. Во-первых, подготовку к таким вечерам можно проводить частично на уроках, давая в виде домашних и классных заданий некоторый дополнительный материал по теме: песни, стихи, тематические сценки или диалоги и т.п. Во-вторых, пройденная тема, как уже говорилось, создает базу для аудирования и составления программы вечера, что дает возможность обучающимся воспринимать иноязычный материал без особых трудностей.

 Таким образом, результат ведения внеклассной работы в школе зависит от учителя. От его умения заинтересовать в ней школьников, от их взаимопонимания.

 Подводя итоги, можно сказать. Что участие школьников во внеклассной работе и подготовка их к проведению мероприятий на иностранном языке – формы работы, позволяющие проявить себя, способствующие получению новых знаний и возможностей для углубленного изучения языка учащимися любого возраста. Они являются действенным стимулом к занятиям языкам и самовоспитанию.

 Владение иностранным языком открывает доступ ко многим другим источникам знаний, позволяет читать литературу в оригинале, знакомство с системой и культурой изучаемого иностранного языка, совершенствует мышление учащихся.Возникают новые связи, развивается фантазия, воображение, творческие способности детей. И наконец, проводимая работа оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества. Способствует достижению общих целей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации