12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дядюшева Людмила Петровна112
1

"Театрализация как средство повышения мотивации обучающихся при изучении иностранного языка»


МКОУ «Троицкая СОШ»





ДОКЛАД





«Театрализация как средство повышения мотивации обучающихся при изучении иностранного языка»











Выполнил: Дядюшева Л.П.













2020 г.





В настоящее время в связи с потребностями общества происходит модернизация различных сфер деятельности, в том числе и образования. Для достижения поставленных целей, как указывают новые ФГОС и национальный проект образования, необходимо внедрять новые технологии и методы обучения, совершенствовать формы организации образовательного процесса, повышать мотивацию школьников к обучению. Основной целью образования является формирование универсальных учебных действий. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни.

На сегодняшний день роль изучения иностранного языка крайне значима. Отнюдь, не каждый учащийся обладает высокой мотивацией к предмету по разным причинам. Среди них можно выделить психологические проблемы: микроклимат в классе, климат на уроке, межличностные отношения со сверстниками, с учителем, высокий уровень тревожности, низкая самооценка, трудности в овладении предметом ( нехватка знаний, нежелание подкорректировать свои знания, желание избежать неудачи) и прочее. Задачей учителя является выявить данные причины и провести работу по их устранению (в форме анкетирования, по результатам бесед с учащимися и их родителями, диагностики).

Более разнообразными стали и формы работы, всё активнее применяются информационные компьютерные технологии, проектная деятельность, театрализация. Творческие методы обучения способствуют созданию условий для социализации личности, стимулируют школьника на постоянное развитие коммуникативных навыков. Как нельзя лучше в этом педагогу помогают театральные постановки.

Я считаю, что драматизация является одним из эффективных приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Любой диалог я стараюсь разыграть в лицах, если позволяет время и в классе достаточно для этого места. Неуверенные в себе ученики читают свои реплики по учебнику, но некоторым я предлагаю выучить свою роль наизусть в качестве домашнего задания. В процессе изучения иностранного языка драматизация встречается на каждом шагу: любая лексика, любые разговорные формы отрабатываются не только в монологической речи, но и в диалогах. Учащиеся общаются на немецком языке на заданную тему, нередко составляют свои собственные диалоги по ключевым словам, и во всех этих упражнениях присутствует элемент драматизации. Однако при этом не происходит действительно драматических ситуаций, в учебных диалогах редко выражаются сильные чувства и эмоции.

Поэтому, театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр даёт возможность даже неуверенному в себе ученику произносить монологи на одном дыхании.

Использование театрализации при обучении иностранному языку ставит перед собой следующие цели:

формирование у детей навыков общения на иностранном языке;

умение пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств, в реально возникающих ситуациях общения;

воспитание активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову через подготовку и постановку спектаклей.

При обучении иностранному языку посредством театрализации я руководствуюсь следующими принципами:

Принцип коллективного взаимодействия.

Принцип доступности и посильности.

Принцип активности.

Принцип максимального сближения, координации в овладении разными видами речевой деятельности.

Принцип наглядности.

Принцип прочности усвоения лексического материала.

Театрализованные постановки не являются самоцелью, а лишь служат интересам усвоения программного материала, помогая создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережает языковые возможности детей, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи.

Для успешного усвоения лексического материала в ходе подготовки спектакля необходимо:

ознакомление детей не с изолированными словами, а с группами слов, связанными семантической и фонетической ассоциацией;

формирование мотива для ознакомления со словами данной семантической группы;

интерпретация лексики через систему игр, а не механическое запоминание слов по списку;

включение новых слов в систему отношений, уже сложившуюся между известными детям словами и их группами;

согласованное знакомство с лексическим материалом и теми грамматическими операциями, которые позволяют ввести его в речевую деятельность.

Представляя персонажей на сцене, каждый учащийся отождествляет их с реальностью по-своему. Сценический образ привносит в жизнь учащихся опыт, который служит крепким фундаментом прочных знаний.


Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.


В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актеров, что гораздо интереснее для детей младшего школьного возраста, а для детей среднего школьного возраста служит отличной возможностью показать свои творческие способности.


Одним из способов усиления личностного отношения учащихся к драматизируемым событиям, повышающим мотивированность их деятельности и эмоциональный тонус, является отбор материала. При выборе сценария или пьесы для театральной постановки я обязательно учитываю возрастные особенности учащихся, уровень их языковой компетенции и, конечно же, мнение самих детей. Как правило, я предлагаю ребятам на выбор две - три пьесы, мы совместно их читаем, обсуждаем героев, ребята примеряют на себя роли кого бы они хотели сыграть. Затем мы выбираем одну пьесу и начинаем подготовку.


Специфика театрализации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать учащимся, как правильно двигаться по ходу разыгрываемой сцены, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям.

Доброжелательными репликами учитель поощряет учащихся и показывает, как преодолевать робость и скованность, вступать в контакт со своими партнерами, говорить четко и без особого напряжения голосовых связок, передавать характер действующих лиц.


В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни разучивают реплики на изучаемом языке, другие - пантомимические роли или исполняют песни и танцы, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Назначаются дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы не только стимулирует активность всех ее участников, но и помогает практиковать языковые навыки в коллективной работе в группе.

Как показывает моя практика, в ходе репетиций ребята непроизвольно запоминают не только свои слова, но и практически всю пьесу от начала до конца. То есть обучение детей иностранному языку через постановку, активизирует даже самых ленивых и невнимательных учащихся.

В ходе подготовки пьесы драматический метод позволяет продуктивно работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией. И главное, что цель изучения реплик и монологов вполне ясна, реальна и важна для детей. Эта цель – маленький спектакль, который можно показать даже не знающим иностранный язык: младшим школьникам, родителям.

Театрализация — это действенный метод обучения иностранному языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. В традиционном обучении данные методы ставят задачу освоения лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе. Сопутствующим методом является контроль, включающий коррекцию, опять же с позиции “режиссера” пьесы, а не педагога. Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются, и даже допуская явные ошибки в речи, не теряются, а лишь ссылаются на тот факт, что ошибка допущена не ими, а теми персонажами, которых они играют.

В заключении хочу сказать, что театрализация при обучении устной речи в младших классах довольно результативна. Работа над каждой пьесой становится не самоцелью, а естественным процессом речевой передачи содержания любимой сказки. Как показывает опыт, при постановке сказок нет места искусственному “зазубриванию”, театрализация способствует развитию навыков общения на немецком языке, расширяет кругозор детей, они становятся эмоционально богаче, раскованнее, увереннее в себе, в своем знании основ иностранного языка.

На мой взгляд, это подтверждает то, что театрализация является средством повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Приемы театрализации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника.

Опыт показал, что театрализация на занятиях немецкого языка способствует повышению уровня знаний и навыков, полученных детьми в процессе обучения. Театрализованные постановки не являются самоцелью, а лишь служат интересам усвоения программного материала, помогая создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережает языковые возможности детей, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи. Также необходимо учитывать коммуникативную значимость инсценировки для детей и объективную сложность заучиваемого материала. Таким образом, театрализация, воспринимаемая детьми как игра, становится одним из основных видов деятельности, особенно, для младших школьников.

Театрализация на уроках иностранного языка способствует, во-первых, развитию устной речи учащихся, во-вторых, снимает языковой барьер, в-третьих, повышает мотивацию к изучению иностранного языка.






































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.