Доклад «Роль воспитателя в системе межведомственного взаимодействия и социального сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на примере СПБ ГБУ "ЦССВ №15"»
Зуйкова Марина Борисовна
(старший воспитатель СПБ ГБУ «ЦССВ №15»)
Роль воспитателя в системе межведомственного взаимодействия и социального сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на примере СПБ ГБУ "ЦССВ №15"
1. Роль воспитателя в системе межведомственного взаимодействия.
Роль воспитателя в межведомственном взаимодействии очень велика. Воспитатель, это человек находящийся в непосредственно близком и тесном контакте с ребенком. Именно воспитатель вместе с дефектологом и психологом составляет характеристику на воспитанника, дает оценку сформированности у ребенка тех или иных качеств и навыком.
Работая с воспитанниками в учреждениях сиротского типа, воспитатель участвует в формировании у детей первичных бытовых знаний, знаний о семье и семейных ценностях, первичных представлениях о правилах и нормах, первичных знаний о законах и правонарушениях. Так же воспитатель помогает ребенку усвоить знания о ценности материальных вещей, знакомит детей и предметами культуры и искусства, рассказывает воспитанникам о профессиях.
Воспитатель является важным звеном межведомственного взаимодействия следующих служб:
Социальная служба учреждения;
Медицинская служба учреждения;
Территориальная медико-педагогическая комиссия;
Методические объединения учреждения и района.
Взаимодействие проявляется в следующих действиях:
подготовка характеристик для ПМПК и ТМПК;
заполнение индивидуальных планов жизнеустройства воспитанников;
ведение индивидуальных маршрутов развития инвалидов;
подготовка характеристик для консультации специалистов (невролог, психиатр, дефектолог);
выступления на методических объединениях;
ведение личных дел воспитанников;
участие в работе по профориентации воспитанников;
подготовка обзорных справок для судов и справок по требованию;
получение и обработка входящей информации о воспитанниках.
2. Опыт межведомственного взаимодействия.
За время работы воспитателем в учреждении, я принимала активное участие в межведомственном взаимодействии.
Участвовала в подготовке характеристик на воспитанников для прохождения ПМПК и ТМПК.
Ведение и своевременное заполнение индивидуальных планов жизнеустройства воспитанников и индивидуальных маршрутов инвалидов.
Написание справок для суда (посещение детей родителями, количество звонков от родителей и др.).
Обработка входящей информации о воспитанниках (составление и ведение личных дел).
3. Опыт взаимодействия с благотворительными фондами и добровольческими организациями.
В своей работе часто взаимодействую с представителями благотворительных фондов и добровольческими организациями:
БФ «Дадобро».
Дошкольное подразделение «ЦССВ №15» активно взаимодействует с данным фондом. Я и воспитанники моей группы, являемся постоянными участниками акций фонда. Готовим открытки для одиноких пенсионеров находящихся в социальных учреждениях. За календарный год, дети подготовили и передали пожилым подопечным фонда открытки к Новому Году, Дню Победы, Дню пожилого человека, 8 марта, 23 февраля, Дню снятия блокады.
Волонтеры фонда часто приезжают к детям. Поздравляют их с Новым Годом и рождеством, посещают утренники.
Весной 2021 года, волонтеры совместно с детьми и воспитателями провели на территории Дошкольного подразделения «Зеленую акцию», дети принимали участие в высадке плодовых культур и цветов на участке подразделения.
Так же добровольцы фонда, часто приезжают в Центр с мастер-классами, воспитатели в свою очередь проводят мастер-классы для волонтеров.
БФ «Православная детская миссия».
Волонтеры фонда навещают детей, поздравляют их с Новым Годом и Рождеством. Устраивают для детей представления.
Воспитанники под руководством воспитателей и музыкального руководителя тоже выступают перед волонтерами.
Совместно с воспитателями, волонтеры организуют для детей посещения храмов и музеев Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Благотворительная организация «Сопровождение».
С волонтерами фонда, воспитатели организуют досуговые мероприятия для воспитанников (прогулки, импровизированные концерты и спектакли). Так же воспитатели проводят мастер-классы для волонтеров фонда.
Добровольцы из совета депутатов Вырицкого городского поселения.
Воспитатели групп поддерживают активное общение с депутатами Вырицкого городского поселения, готовят открытки для активистов.
Депутаты в свою очередь участвуют в обеспечении воспитанников необходимыми канцелярскими принадлежностями и прочими расходными материалами (бумага, пластилин, картон и т.д.).
4. Категории специалистов учреждения, вовлеченных в социальное сопровождение.
В «ЦССВ №15» социальное сопровождение воспитанников осуществляется по следующим направлениям:
защита прав несовершеннолетних воспитанников;
содействие семейному воспитанию (возвращение ребенка в кровную семью, передача воспитанника в приемную семью, поддержание связи со значимыми взрослыми);
социальная адаптация (адаптация в учреждении, повышение уровня социализации, формирование социального интеллекта);
образование и профориентация (развитие высших психических функций, ознакомление с профессиями, обучение финансовой грамотности и д.р.);
здоровье и ОБЖ (формирование знаний о здоровье, развитие навыков ухода за собой, развитие навыков безопасного поведения и д.р.);
профилактика правонарушений разного характера (формирование знаний и представлений о правилах и нормах поведения, развитие представлений о правонарушениях и наказаниях за них, и д.р.);
дефектологическое сопровождение (коррекция дефектов познавательного развития);
психолого-педагогическое сопровождение (коррекция дефектов познавательного развития, коррекция поведенческих реакций, работа по развитию высших психических функций, развитие и коррекция личностных особенностей);
музыкальное развитие (приобщение к искусству, формирование эстетического вкуса и предпочтений);
физическое развитие (работа по укреплению здоровья, ЛФК, массаж, и д.р.);
логопедическое сопровождение (коррекция дефектов речевого развития);
организация дополнительного образования (развитие креативности, поддержка творческих способностей);
медицинское сопровождение (работа по коррекции и предотвращению заболеваний).
Специалисты учреждения, вовлеченные в социальное сопровождение воспитанников.
Социальный педагог;
Воспитатель;
Педагог-психолог;
Учитель-логопед;
Учитель-дефектолог;
Музыкальный руководитель;
Педагоги дополнительного образования;
Инструктор по физической культуре;
Медицинские специалисты (врач, медицинская сестра, медицинская сестра по массажу).
Все специалисты, работающие с воспитанниками имеют соответственное профильное образование, постоянно повышают уровень своей квалификации, принимают активное участие в жизни Центра.