12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузьмич Алла Евгеньевна34
Украина, ДНР, Донецкая Народная Республика, город Макеевка

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью по теме «Инновационная деятельность педагога в современном образовании»

Роль учителя и управление качеством образования в системе современного образования Донецкой Народной Республики

Кузьмич Алла Евгеньевна,

учитель начальных классов

МОУ «СШ № 93 С ДОШКОЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ ГОРОДА МАКЕЕВКИ»


Аннотация: В данной статье представлены основные вопросы, связанные с совершенствованием современной системы управлением качества образования, роли педагога в данном процессе в Донецкой Народной Республике.

Ключевые слова: роль педагога, качество образования, управление качеством образования, образовательный процесс.


«Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.»

(Адольф Дистервег)



Когда педагогов, которые работают в школах, спрашивают, какие аспекты в образовании их волнуют больше всего, почти в ста процентах ответов можно услышать о низком статусе и непристижности учителя в современном обществе. Однако! Одно из исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения выявило…неожиданную картину!

В процессе исследования социологи выбрали четыре профессии (по системе «человек-человек») – милиционер, священнослужитель, журналист, учитель, проведя опрос, кому из выше предложенных, респонденты доверяют больше всего. Ответы распределились таким образом: учителю доверяют 68 % респондентов, священнослужителю – 62%, журналисту – 32%, милиционеру- 23%. Из вышеперечисленного видно, что уровень доверия к учителю в обществе достаточно высок, хотя нельзя отрицать, что и проблемы статуса не существует. В таком случае, почему же педагоги так критичны в данном вопросе? Может причина кроется в самоидентификации, в самоощущениях современного учительского сообщества, а может быть причина в самооценке – в не самой высокой, и не самой радужной, и в не самой объективной?! И, скорее всего, сегодня это одно из важных обязательств, которое должно взять на себя общество Республики и государство в целом – помочь нам, педагогам поверить в себя, в свои силы, свою значимость и необходимость, полюбить себя и принять себя! Без этого нового самоощущения педагога любые инновации, любые инициативы, даже распоряжения Главы Республики, не воплотятся в жизнь, не сработают! Педагог – именно то звено, нерв, «ядро», суть, вокруг которых должна строиться реформа. Как будет он себя чувствовать, ощущать, ровно на столько успешной будет реформа… Для решения данной проблемы необходимо создать условия, способствующие мотивированию учителя к профессиональному росту и внедрению в образовательный процесс инноваций.

Однако, если не обращать внимание на «подводные камни», мы, педагоги, обязаны учить подрастающее поколение, это наш сознательный выбор.

Ежедневно, ежечасно и ежеминутно современное общество диктует свои требования к осуществлению образовательного процесса и, важнейшим условием в данном вопросе, является профессиональный уровень учителя, что, в свою очередь, есть одним из необходимых и важнейших критериев, позволяющих решить проблему повышения качества образования.

Так сложилось исторически, что во все времена, считалось, что школа начинается с учителя… Сегодня роль педагога терпит изменения, время предъявляет новые требования к личности учителя. Очень часто можно услышать две совершенно противоположные точки зрения о роли педагога в учебном заведении. С одной стороны, бытует мнение, что учителя можно заменить техническими средствами обучения, так как современные дети с легкостью, в основном, самостоятельно, осваивают новые технологии. А вот с другой стороны, очевидно, что роль педагога повышается, но, в то же время, возрастает и сфера его ответственности. Возможно, эти утверждения не взаимоисключают друг друга, так как именно сегодня, современный небезуспешный педагог (внешне) меньше вмешивается в учебный процесс, хотя, на поверку, качество этого вмешательства другое.

На данный момент особое внимание уделяется умению педагога работать в команде с коллегами, а именно: уметь выстраивать индивидуальные дорожные карты развития учащихся; уметь работать в виртуальной и поликультурной среде; давать профессиональные консультации родителям; планировать образовательную деятельность. Государственный образовательный стандарт начального общего образования ДНР 2 определяет роль учителя. Педагог является ключевой фигурой исполнения Стандарта. Здесь же обращается внимание на требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, что включает:

непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими, руководящими и иными работниками;

уровень квалификации педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2 разработан с учетом особенностей Донецкой Народной Республики, и одним, из его преимуществ является сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа ДНР, что в полной мере отражается в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», изучаемом в 4 классе, где по выбору родителей (законных представителей) изучаются основы мировых религиозных культур и основы светской этики, что особенно важно; учащиеся знакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, толкуется значение нравственности, религии и веры в жизни человека и общества; дается первоначальное представление о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культурной жизни современной России и Донецкой Народной Республики; здесь же дается внутренняя установка личности младшего школьника поступать согласно своей совести, нравственного воспитания, основанных на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях жителей Донецкой Народной Республики, и, конечно же, дается оценка и осознание ценности человеческой жизни.

Так же, в Стандарте, 2 обращается особое внимание на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, что ценно при переходе учащихся из одной ступени обучения в другую, особенно важно это в периоды адаптации в 1 и 5 классах, когда дети оказываются в совершенно новой для себя среде, и здесь важны поддержка и присутствие воспитателей и классных руководителей.

Кроме вышеперечисленного, хочется обратить внимание на особое место в Стандарте 2 рекомендации всевозможных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (не забывая об одаренных детях и детях с ограниченными возможностями), где обеспечивается рост творческого потенциала, возрастание форм общения с одноклассниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Ну, и, несомненно и бесспорно, каждый учитель должен владеть рядом компетентностей, которые обозначены в Государственном Образовательном Стандарте ДНР 2.

Компетентность в подготовке и планировании уроков:

высокий и рациональный темп работы;

вовлечение одаренных детей, организация интеллектуальных и творческих соревнований

достижение планируемых результатов;

использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

концетрированное переключение внимания обучающихся.

Профессиональные качества в управлении классом:

наибольшее включение всех учеников;

эффективное использование времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы;

тесное сотрудничество между учащимися и педагогом.

Использование методов и условий, направленных на максимальную самостоятельность и активность:

эмотивное вовлечение учащихся;

продуманной и эффективной самостоятельной работы школьников при неукоснительной поддержке педагогов.

коммуникационная поддержка между учащимися;

самостоятельная работа в парах и в группа.;

Продуманное планирование своей деятельности для максимального соответствия интересам учащихся:

дифференцированная подача заданий по объему и сложности;

вовлечение и включение школьников в процессы преобразования и понимания внешкольной социальной среды (населенного пункта, города, района) для приобретения опыта реального действия и управления;

индивидуальная работа и обратная связь;

применение творческих заданий.

Разные методы оценивания:

индивидуальное, партнерское, групповое оценивание и самооценка;

разные инструменты в оценивании;

самооценка учащихся, взаимопроверка;

оценивание для организации учебного процесса.

Действительно, все вышеуказанное является актуальным для повышения качества образования учащихся и адаптации в социуме, не взирая на то, что быстро изменяющийся окружающий мир, не стоящая на месте экономика, вызывают обострение и выдвигают новые проблемы в сфере образования. Управление качеством образования – не только проблема административного характера, а в первую очередь – уровень, на котором происходит взаимодействие педагога и школьника.

К. Д. Ушинский – выдающийся писатель и педагог, огромное внимание уделял роли учителя в образовательном процессе. Мне, современному педагогу, приходит на помощь мысль этого замечательного человека о том, что имеет право на существование «ясно выработанная педагогическая аксиома», «есть знания необходимые, полезные и приятные. Необходимые должны ложиться в душу дитяти прежде всего всех и в основу всем и приобретение их должно быть поставлено в независимость от приобретения прочих – полезных и приятных. Такими необходимыми для каждого человека знаниями признаются: умение читать, писать, считать, знания оснований своей религии и знание своей родины 5, с.61. Великий педагог был убежден в том, что многие социальные «болезни» «сильно поуменьшились бы, если б в России вообще поднялся уровень знаний о России» 5, с.58. Руководствуясь наставлениями К. Д. Ушинского, Макеевская творческая группа учителей начальных классов создала сборник задач по математике на краеведческой основе для 3 и 4классов, в который вошли задания, не только направленные на развитие вычислительных навыков, но и на знание Донецкого края, его замечательных исторических и культурных мест, его флоры и фауны. Реализация этой задачи – изучение истории и культуры нашей Республики – способствует и принятая в ДНР Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи 3, а также Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике 4. То внимание, которое уделяется в нашем государстве вопросам развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, свидетельствует о понимании жителями Донбасса того факта, «что современное значение народа в общей исторической жизни человечества есть один из главнейших источников не только внешнего его значения, но и его внутреннего благосостояния. Дать же быстроту народному развитию может только сознательное, разумное воспитание и разумное ученье: они будят ум народа, дают свободу его сознанию и обогащают его познаниями…» 5, с.62 .

Участвуя в образовательном процессе, каждый учитель, хотя бы один раз задает себе вопрос: «Для кого я работаю?». В Законе об образовании ДНР 1 четко прописано: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами творческого мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни». Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса для каждого педагога, учитывая его загруженность, выливается во внутреннее противоречие: с одной стороны - работать для того, чтобы получить общий средний результат по качеству образования, другими словами – подтягивать слабых учеников до уровня средних, или же, направлять свою деятельность на развитие одаренных, творческих и сильных учеников. Однозначно, в идеале современный учитель должен успевать равнозначно работать и с сильными, и со слабыми учащимися. Но, сейчас, все чаще, делается упор на развитие талантливых учеников. Иными словами, школа и педагог выступают начальным этапом поддержки успешного ученика. И, как следствие, ему нужно уметь распознавать слабые ростки таланта, сориентировать деятельность школьника в нужное русло, рекомендовать родителям те заведения, которые помогут ребенку развиться, раскрыться и реализоваться в будущем.

Учащиеся начальных классов и подростки, в основном, отзываются на общение и внимание. Нравится нам или нет, но, если мы, педагоги, будем навязывать учение в качестве ведущего вида деятельности, у нас ничего хорошего не выйдет. Нажимом, командованием, давлением, неудовлетворительными оценками мы не улучшим ситуацию. Самый действенный вид деятельности для школьников – общение. Роль учителя, его позиция, сегодня уже не может быть такой как 10 и даже 5 лет назад. Так сложилось, что педагог уже не неоспоримый авторитет и последняя инстанция. И, если педагоги не будут сотрудничать, не будут работать на общий результат, то ни о каком образовании говорить не придется. Бесспорно, современный педагог занимает особое место в организации современного образовательного процесса, его желание раскрыть способности и возможности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, необходимый для реализации новых требований к организации учебно-воспитательного процесса. Ни для кого не секрет, что профессионализм педагога как раз и заключается в его умении перестраиваться, в его способности меняться в соответствии с требованием времени.



Список литературы:

1. Закон «Об образовании»: Республиканский закон от 19.06.2015 года Электронный ресурс. Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/: свободный.

2. Государственный образовательный стандарт начального общего образования от 07.08.2020 года Электронный ресурс. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1Op6upeqZfR4WLvt84kDvHK8IdyQ5wgPI/view: свободный.

3. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики Электронный ресурс. Режим доступа: http://минспорт.рус/koncepciya-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-i-uchashcheysya-molodezhi: свободный.

4. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832 Электронный ресурс. Режим доступа: https://gmkol.ucoz.ua/vospitanie/koncepcija_nepreryv_vospitanija.pdf: свободный.

5. Республиканская программа патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 гг., утвержденная Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики 30.04.2020 г. № 22-3 Электронный ресурс. свободный. http://минспорт.рус/doc/respublikanskaya-programma-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-dnr-na-2020-2022-gg-no22-3-ot: свободный.

6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения Текст. / К. Д. Ушинский. – М.; Просвещение, 1968. – 557 с.












7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.