12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Копылова Наталья Владимировна393
Россия, Тульская обл., Тула

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Включение информационных технологий в систему образования любого уровня на сегодняшний день является одной из наиболее устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Из всех информационных каналов зрительный и слуховой являются самыми мощными. Именно технология мультимедиа объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, цифровое видео и аудио, Flash-анимацию, GIF-анимацию, внутренние гиперссылки и т.п. Мультимедийные технологии позволяют сделать образовательный процесс более эффективным, поскольку их применение помогает вовлечь в процесс восприятия информации большинство чувственных анализаторов.

Педагогическое обоснование важности использования мультимедийных технологий в образовательном процессе подтверждает анализ работ современных исследователей (Б. Андресен, Я.А. Ваграменко, В.А. Извозчиков, М.П. Лапчик, Н.П. Петрова, И.В. Роберт, О.Г. Смолянинова, В.П. Тихомиров и другие).

Интеграцией мультимедийных технологий в дошкольное образование занимались такие педагоги как Е.В. Зворыгина, Л.А. Леонова, С.Л. Новосѐлова, Е.И. Щербакова. Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы и зарубежных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова).

По мнению Г.В. Князевой, «обеспечивая богатство содержания и формы, сочетание различных видов текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- информации и разнообразие способов их извлечения, эти технологии формируют мультимедийное восприятие мира. Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся» [4].

В.М. Вдовин и Л.Е. Суркова к педагогическим условиям, способствующим внедрению мультимедийных технологий в образовательный процесс, относят следующие:

создание особой образовательной среды, направленной на повышение эффективности обучения с помощью мультимедиа технологий.

предоставление учебной информации в сочетании с интерактивностью, обеспечивающее повышение качества обучения;

использование мультимедийных технологий, способствующее повышению инициативы и самостоятельности обучаемых;

обеспечение взаимодействия учителя и учеников посредством интерактивного диалога с компьютером, расширяющее границы познания нового, неизвестного [2].

К основным преимуществам использования мультимедиа-технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации Л.К.Гутова относит

полисенсорность восприятия материала;

содействие развитию основных психических процессов;

возможность демонстрации объектов, явлений и процессов, которые недоступны в повседневной жизни;

возможность визуализации абстрактной информации;

наглядная и эмоциональная окраска демонстрационного материала.

Мультимедиа - эффективная образовательная технология, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также в связи с возможностью учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации к познавательной деятельности.

Безусловно, дошкольники лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный ребенку, не умеющему читать и писать. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности мультимедийных эффектов (движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей). Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс детского сада является одним из ключевых моментов информатизации образования и относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий.

Существует множество технических инструментов для создания мультимедийного продукта. Для создания мультимедийных ресурсов использую Power Point. Среди множества мультимедийных приложений меня привлекла презентация - наглядное представление информации с использованием аудиовизуальных средств. Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Она в значительной мере доступна для восприятия дошкольников, т.к. насыщена яркими сюжетами, роликами, образами, картинками и т.п. С помощью мультимедийной презентации достигается дополнительная мотивация дошкольника к образовательно-развивающей деятельности. Это связано с передачей информации в максимально наглядной, образной, занимательной форме. Как показывают результаты исследований, мультимедийные презентации имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами наглядности: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Прежде всего, необходимо было научиться пользоваться теми инструментами, которые сделают презентацию не линейным представлением информации, а многоуровневым, интерактивным. Изучив приемы медиадидактики и способы их технической реализации в программе Microsoft PowerPoint, а также дидактические возможности использования мультимедиа технологии в работе с детьми дошкольного возраста, обобщила опыт работы по теме «Мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного образования». Опыт презентован в ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» на курсах повышения квалификации слушателей дополнительной профессиональной программы «Современные образовательные технологии в деятельности воспитателя детей дошкольного возраста» (2019), Городском профессиональном сообществе старших воспитателей дошкольных образовательных организаций (2019).

В настоящее время мной разработано более 20 авторских интерактивных игр и упражнений, тренажеров, викторин, загадок, интерактивных раскрасок. Большинство цифровых образовательных ресурсов выполнено с помощью технологических приемов Г.О. Аствацатурова.

Особое внимание было уделено разработке цифровых образовательных ресурсов с целью повышения интереса обучающихся к чтению.

Становится очевидным, что чтение сдает свои позиции и становится качественно иным. Остро встает проблема «утраты традиции передачи литературной культуры от поколения к поколению, снижения уровня культуры чтения». Одной из главных задач улучшения состояния детского чтения является модернизация подходов к литературному развитию детей и подростков. Для того чтобы поддержать детское чтение, повысить интерес детей к книге и сохранить читающее поколение, необходимо изменить отношение к чтению путем создания информационно-образовательного и культурного пространства с использованием информационных технологий.

С целью знакомства с жизнью и творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого, тематикой и проблематикой его произведений о детях и для детей разработан авторский образовательный ресурс «Лев Толстой — детям».

Задачи ресурса:

1.Познакомить дошкольников с биографией и творчеством писателя посредством использования архивных фотодокументов, фактов биографии, интерактивных приёмов, бесед, рассматривания иллюстраций, выполнения занимательных заданий.

2.Воспитывать нравственные качества личности ребенка: честность, ответственность, любовь к родителям, внимательное и заботливое отношение к близким, сопереживание и уважительное отношение к людям, бережное отношение к животным подбирая и обсуждая примеры из текста.

3.Вызвать желание к самостоятельному прочтению произведений Л.Н.Толстого.

Интерактивный образовательный ресурс предназначен для проведения серии образовательных ситуаций (10 занятий/уроков) по ознакомлению с биографией Л.Н. Толстого, некоторыми его произведениями, затрагивающими важные нравственные проблемы («Котёнок», «Отец и сыновья», «Липунюшка», «Два товарища», «Прыжок», «Косточка», «Филипок») и закреплению знаний по теме «Произведения Льва Николаевича Толстого для детей» в игровой деятельности (кроссворд, викторина, игра).

Образовательная ситуация по произведению Л.Н. Толстого включает в себя первичное чтение, беседу (обсуждение) о прочитанном произведении, повторное чтение. Работа с интерактивным ресурсом осуществляется после обсуждения прочитанного. Блок «Занимательные задания» рекомендуется использовать для закрепления материала после изучения всех разделов.

Важность данного ресурса состоит в том, что он способствует облегчению восприятия правильному пониманию литературного текста, активизирует интерес к самостоятельному прочтению художественных произведений.

Современность ресурса заключается в его мультимедийности, так как учебный материал представлен с помощью эффектов анимации, триггеров, технологических приёмов, медиаобъекта.

Методические рекомендации к авторскому образовательному ресурсу «Лев Толстой — детям» содержат подробное послайдовое описание ресурса и способов показа презентации.

Использование авторского образовательного ресурса «Лев Толстой — детям» позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, зрелищным, комфортным, даёт возможность качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Обучающиеся будут не пассивными слушателями, а активными участниками образовательной деятельности.

Таким образом, актуальность использования мультимедиа-технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением электронных информационных ресурсов, позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. При этом современный педагог должен владеть информационными технологиями и уметь применять их в образовательном процессе. Но для того чтобы сформировать социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования) и обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы образования, педагогу необходимо гармонично сочетать в своей работе традиционные методы обучения с современными информационными технологиями.




Библиография

Акулова О.В., Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 400 с.

Вдовин В. М., Суркова Л. Е. Информационные технологии в образовании: Практикум. – М.: Дашков и К, 2012.

Зайцев, В.С. Мультимедийные технологии в образовании : современный дискурс / В.С. Зайцев. – Челябинск : Издательство ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018. – 30 с.

Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah.

Королева Н.Л., Мещерякова Л.А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-obuchayuschie-programmy-kak-instrument-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-detey-doshkolnogo-vozrasta

Кротова Т.В., Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-v-sovremennom-doshkolnom-obrazovanii

Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // КНЖ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-multimediynyh-tehnologiy-v-protsess-obucheniya

Ставцева Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Гаудеамус. 2015. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii

Оробинская А.Н. Мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimedia-tehnologii-i-ih-ispolzovanie-v-sisteme-doshkolnogo-obucheniya

Преображенская С.Г. Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Концепт. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolzovaniya-prezentatsiy-power-point-na-muzykalnyh-zanyatiyah-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah

Цаплина О.В. Использование средств мультимедийных технологий в работе с детьми дошкольного возраста // Гаудеамус. 2013. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-multimediynyh-tehnologiy-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta

Копылова Наталья Владимировна

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.